- Гендель
- Гендель (Георг-Фридрих Haendel) - знаменитый германский композитор,проведший почти всю свою жизнь в Англии (1684 - 1759). Музыкальныеспособности Г. проявились весьма рано, несмотря на все препятствия состороны отца. Восьмилетним мальчиком он уже хорошо играл самоучкой наоргане; десяти лет писал мотеты, которые исполнялись в церкви городаГалле. В 1703 г. Г. отправился в Гамбург, который славился своею оперою,и поступил в оркестр. В Гамбурге Г. написал множество самыхразнообразных композиций, в том числе две оперы, "Адмира" и "Нерон",имевшие успех. В 1707 г. переселился в Италию, где прожил до конца 1710г.; из написанных здесь сочинений, громадный успех имела опера"Агриппина". В Лондоне, где Г. достиг апогея своей славы, он написалмногочисленные оперы, оратории и др. соч. Наибольший успех имела егоопера "Badamisto", поставленная в 1720 г. С 1740 г. Г. писалисключительно оратории. Из них лучшие - "Мессия", "Израиль в Египте" и"Эсеир". Г. написал свыше 50 опер, 23 оратории, множество композицийдуховной и камерной музыка, сочинения для клавесина и органа. Главныйисточник для биографии Г. : Malbeson, "Georg Friedrich HandelsLebensbeschreibung, nebst einern Verzeichnisse seiner Ausubnngswerke undderen Beurtheilung etc. " (Гамбург, 1761). М. П. Восемнадцатое столетие в истории музыки особенно замечательно двумянеобычайно одаренными композиторами: Г. и Бахом. Оба они довелисвободный контрапункт до высшей степени развития. Эпоху Г. и Бахаследует считать временем развития полифонии. Хотя оба композитора быливеликими контрапунктистами, но между ними существует разница внаправлении. Бах более идеально, более глубоко смотрел на полифоническоесочинение. Сложная полифоническая ткань у Баха не прерывается до самогоконца его сочинений, которые требуют от слушателя большого внимания. Г.не держался исключительно контрапунктического стиля. Начиная своесочинение полифонически, с удивительным искусством сплетая голоса, онвскоре переходил к гомофонии, к простым гармоническим сочетаниям, имея ввиду не утомлять слушателя, не держать его долго в напряженномсостоянии. Вот почему произведения Г. пользовались гораздо большейпопулярностью, чем произведения его современника, Баха. Хотя Г. оченьмного писал для сцены, но его дарование отличалось более лиризмом, чемдраматизмом. Бах, писавший для эстрады, выказал гораздо большийдраматически глубокий талант, в особенности в оратории "СтраданияХриста". Н. Соловьев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.