- Мочалов
- Мочалов (Павел Степанович) - знаменитый трагик. Родился в Москве 3ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком.М. не получил систематического образования. 17-ти лет он дебютировал суспехом в московском театре в роли Полиника в трагедии Озерова "Эдип вАфинах". Через Кокошкина он сблизился с С.Т. Аксаковым, который ввел егов литературные кружки (сам М. впоследствии писал стихотворенияэлегического содержания). М. вступил на артистическое поприще в эпоху,когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора переводной ирусской мелодрамы, а затем и романтического репертуара вперемежку спьесами Шекспира и Шиллера. В этом репертуаре М. бессменно 30 летзанимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и переигралогромное число ролей. Из переводных мелодрам в репертуаре М. главноеместо занимали пьесы Коцебу, из русских - Шаховского, Полевого,Ободовского и Кукольника; иногда он играл и в комедиях (Альмавиву,Чацкого). Из шекспировского репертуара М. играл Гамлета, Отелло, Лира,Кориолана, Ромео, Ричарда III; из шиллеровского - Франца и Карл Мооров в"Разбойниках", Дон-Карлоса, Фердинанда и Миллера ("Коварство и любовь"),Мортимера("Маpия Стюарт"). "Коронною" ролью М. был Гамлет, в переводеПолевого поставленный на московской сцене в 1837 г. Умер М., отчастижертвой своей страсти к вину, 16 марта 1848 г. и был торжественнопохоронен на Ваганьковском кладбище; лет через 10 его могила былаукрашена памятником, с эпитафией, в которой М. назван "безумным другомШекспира". М. был артистом порыва, лишенным той выдержки, без которойнемыслимо создание цельных типов: вот почему он не оставил после себятрадиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в могилу. ФигураМ. не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат,но в минуту вдохновения выпрямлялся и делался стройным; голова скрупными, пластическими чертами лица была поставлена на могучие плечи,черные глаза замечательно выразительны; все черты лица отличалисьгибкостью. Удивителен был голос М. - тенор, мягкий и звучный; шепот М.был слышен в верхних галереях театра, а голосовые удары заставлялиневольно вздрагивать. При вечном расчете М. на "наитие", его игра былаигрою счастливых импровизаций; этим, между прочим, объясняется, почемуон не имел успеха на своих гастролях в Петербурге, где Каратыгин,стремившийся к сознательному и цельному воспроизведению изображаемыхролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям. В лицеобоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфереискусства: рефлективного, "классического", и непосредственного,"романтического". Знаменитая статья Белинского о М. "Гамлет, драмаШекспира и М. в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенностиигры М., сконцентрированные в роли Гамлета. Из этой рецензии ясно, что иГамлет в передачи М. был сочетанием гениальных частностей, т. е. быллишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по натуреи Гамлет по своему душевному складу, М. в создании именно этого типа былблизок к совершенству. В М. нельзя видеть предтечу реального направленияв сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит М. С.Щепкину. См. А. Ярцев, "М. С. Щепкин" (1893 г., в "Павленковскойбиблиотеке", приложение); А.Н. Сиротинин, "Очерк развития сценическогоискусства" ("Артист", 1893 г., № 26). Вс. Чешихин.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.