- Монофизитство
- Монофизитство, - зиты (единоестественники - от monh и jusiV) -христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритомЕвтихием или Евтихом (EutuchV), поддержанная александрийским патpиapxoмДиоскором и осужденная церковью на халкидонском (четвертом вселенском)соборе (451 г.). сущность М. состоит в утверждении, что Христос, хотярожден из двух природ или естеств, но не в двух пребывает, так как вакте воплощения неизреченным образом из двух стало одно, и человеческаяприрода, воспринятая Богом Словом, стала только принадлежностью Егобожества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленноможет различаться от божественной. М. определилось исторически какпротивоположная крайность другому, незадолго перед тем осужденному,воззрению - несторианству, которое стремилось к полнейшему обособлениюили разграничению двух самостоятельных природ в Христе, допуская междуними только внешнее или относительное соединение (enwsiV scetich) илиобитание (enoichsiV) одного естества в другом, - чем нарушалось личноеили ипостасное единство Богочеловека. Отстаивая истину этого единствапротив Нестория, главный защитник православия в этом споре, св. КириллАлександрийский, допустил в своей полемике неосторожное выражение:"единая природа Бога-Слова, воплощенная" (mia jusiV tou Qeou Logousesarcwmenh), что было разъяснено в православном смысле самим Кириллом,но после его смерти (444 г.) фанатическими его сторонникамиперетолковывалось в смысле исключительного единства Божественнойприроды, несовместимого (по воплощении) с сохранением действительнойчеловечности. Когда такой взгляд, укоренившийся в Египте, сталпроповедоваться и в Константинополе малоученым, но популярным средимонахов и при дворе архимандритом Евтихием, местный патриарший соборосудил это учение как ересь и низложил его упорного поборника (448), очем патриарх, св. Флавиан, сообщил римскому папе св. Льву Вел., аЕвтихий, после безуспешной жалобы в Рим, нашел себе опору в императореФеодосии II (через влиятельного евнуха Хрисафия) и в преемнике Кириллана александрийском патриаршестве - Диоскоре. Созванный императором вЕфесе собор епископов (так называемый разбойнический, 449) осудилФлавиана и оправдал Евтихия. Папский легат, диакон Иларий, заявилформальный протест и бежал в Рим, где папа немедленно объявил Диоскораотлученным от церкви, а все сделанное в Ефесе - недействительным.Диоскор, вернувшись в Александрию, анафематствовал; в свою очередь, папуЛьва. Смерть имп. Феодосия II (450) дала делу новый оборот. ИмператрицаПульхерия и соправитель ее Маркиан выступили решительно против М. иалександрийских притязаний. Сторонник Диоскора Анатолий, поставленный имв патриархи на место Флавиана, поспешил изменить своему покровителю ивслед за императором обратился к папе Льву с просьбой о восстановлениицерковного порядка. Созванный в Халкидоне вселенский собор осудил М.,низложил Диоскора, принял догматическое послание папы как выражениеправославной истины и в согласии с ним составил определение (oroV), покоторому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек,единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству,пребывающий и по воплощении в двух природах (en duo jusesin) неслиянно инераздельно, так что различие двух природ не устраняется через ихсоединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении ведином Лице и единой ипостаси. Решения халкидонского собора (451) небыли приняты в Египте и Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине, иМ. до сих пор отстаивает свою догматическую и церковнуюсамостоятельность в этих странах. В настоящее время общее числомонофизитов определяют около 5 мил. чел., в том числе яковитов (сирийск.монофизитов) 600000, армяно-грегориан 2800000, коптов около 300000 иэфиопов (абиссинцев) более 2 милл. Вернувшийся из Халкидона монофизитский монах Феодосий поднял вПалестине народное восстание в пользу осужденной ереси, Иерусалим былвзят и разграблен мятежниками; по восстановлении порядка императорскимивойсками Феодосий бежал на Синай, откуда продолжал действовать в пользуМ. В Александрии также произошел матеж, причем отряд воинов был заперт исожжен восставшей чернью в бывшем храме Сераписа. Поставленный на местоДиоскора православный патриарх Протерий был изгнан народом.Восстановленный военной силой, он был через несколько лет, среди новогомятежа, убит в церкви (457 г.) и на его место поставлен народом главапротивохалкидонской партии Тимофей Элур (Кот). Под впечатлением этихсобытий имп. Лев I сделал запрос всем епископам и главным архимандритамимперии: следует ли стоять на решениях халкидонского собора и невозможно ли соглашение с монофизитами (460 г.). Огромное большинствоголосов (около 1600) высказалось за православный догмат; Тимофей Элурбыл низложен и замещен умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиалом.Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава ПетрСуконщик, (gnajeuV) завладел патриаршим престолом, выставил как девизистинной веры выражение "Бог был распят" (JeoV estaurwJh) и прибавил ктрисвятому гимну (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый бессмертный)слова: "распятый за нас" (o staurwJeiV di hmaV). Сторонником М. оказалсяимп. Василиск (474 - 76), заставивший 500 епископов подписать окружноепослание (egcuclion), в котором отвергался халкидонскй собор. Василискбыл низложен Зеноном, который хотел восстановить церковный мирпосредством компромисса между православием и М. С этой целью был имиздан в 482 г. объединительный указ - генотикон. Следствием этой затеибыл 35- летний разрыв церковного общения с. Западом и усилившиеся смутына Востоке. В Египте, после смерти обоих Тимофеев, несколько развытеснявших друг друга с патриаршего престола, такие же отношенияустановились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православнымИоанном Талайя, и сверх того явилась партия крайних монофизитов,отказавшихся принять генотикон Зенона и отделившихся от своегоиерархического главы, Петра Монга, вследствие чего они называлисьакефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика (488 г.)вождем М. выступили иерапольский епископ Филоксен или Ксенайя, которыйтерроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов(между прочим православный антюхийский патриарх был замучен до смерти всвоем кафедральном храме), а затем Север, патриарх антиохийский (с 513г.), самый значительный ум среди М. вообще. Между тем в самомКонстантинополе происходили постоянные смуты вследствие того, чтоимператорский генотикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов;при имп. Анастасии дело дошло до открытого восстания народа в защитупатриарха Македония, которого император принуждал к соглашению с ересью.В виду всего этого византийское правительство решило переменить политикуи возвратиться к признанию халкидонского догмата и к примирению с егоглавным поборником. Переговоры с папой Ормиздой, начатые при имп.Анастасии, успешно закончилось при его преемнике Юстине I в 519 г.Давнишнее требование Рима исключить из поминальника константинопольскойцеркви имя патриарха Акакия, впервые утвердившего генотикон, былонаконец исполнено, непреложный авторитет халкидонского собораторжественно восстановлен и монофизитские иepapхи на Востоке с Северомво главе объявлены низложенными. Они нашли убежище в Египте, где М.скоро распалось на две главные секты. Cевериане (иначе феодосиане),более умеренные, настаивая на единой природе Христа, допускали в нейразличие свойств божеских и человеческих и признавали, что плотьХристова до воскресения была, подобно нашей, тленной; противникиназывали их поэтому тленнопоклонниками (jJartolatrai). Юлианисты (иначегайяниты), последователи галикарнасского епископа Юлиана (такжебежавшего в Египет в 619 г.), утверждали, что тело Христова нетленно ссамого вопло щения и что несогласные с этим явлением Его земной жизнибыли только видимостью; поэтому противники называли ихнетленнопризрачниками (ajJartodochtai) или фантазиастами. Эта сектараспадалась, далее, на ктиститовь, утверждавших, что тело Христово хотяи нетленно, однако создано, и актиститов, с большей последовательностьюзаключавших, что оно, будучи нетленно, должно быть признано инесозданным. Из дальнейших монофизитских партий тобиты (от СтефанаНиобея) учили, что природа Христа, как безусловно единая, не имеет всебе никаких свойств или качеств, в которых выражалось бы различиебожества от человечества, а тетрафеиты (четверобожники), последователипатриарха александрийского Дамиaнa (конец VI в.), утверждали, в связи схристологическим вопросом, что общая лицам Пресв. Троицы единаябожественная сущность имеет самостоятельную действительность. В VII в.монофизитская идея дает новую отрасль в монофелитстве. О дальнейшейвнешней истории М. Яковиты, Армянская церковь, Копты, Эфиопская церковь,Главный источник для первоначальной истории М. - акты соборов (изд.Mansi, тт. VII - IX). Кроме общих руководств по истории догматов (отдело М. в классическом соч. Harnack'a испорчен крайне враждебным отношениемк халкидонскому догмату), cp. Gieseler, "Соmmentatio qua Monophys. opin.illustrantur" (II partt., Геттинген, 1835); А. Лебедев, "Из историиВселенских соборов"; прот. А. М. Иванцов-Платонов "Религиозные движенияна Востоке в IV и V вв."; Amedee Thierry, "Nestorius et Eutyches"(русский перев. Л. И. Поливанова). Вл. С.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.