- Патриархи
- Патриархи (patriarchV - родоначальник, праотец) - так называются вСвящ. Писании (см. напр. Деян. Апост. VII, 8, 9; Посл. к Евр. YII. 4)благочестивые родоначальники народа Бодая (еврейского), жившие дозакона, данного на Синае, и бывшие исключительными носителями истиннойрелигии и связанного с нею обетования о Спасителе. Первые десять П.(Адам, Сие, Енос, Каинан; Малелеил, Иаред, Енох, Маеусал, Ламех и Ной),как жившие до потопа, наз. допотопными П.; все они наделены былинеобычайною долговечностью и служили живыми хранителями иистолкователями вверенного им обетования. Из П., живших после потопа,особенно замечательны Авраам, как отец и родоначальник нового поколенияверующих, а затем Исаак, Иаков и Иосиф. Со смертью Иакова и Иосифаоканчивается патриархальная эпоха библейской истории. Отличительноюособенностью ее является близкое и непосредственное общение П. с Богом иуправление народом на основании общепризнанных нравственных правил, ещене соединенных в формальное законодательство (кроме первичного свода в"Ноевых законах"). В жизни П. усматривается как бы прообразованиебудущих событий. Так, соединение в Спасителе божеского и человеческогоестества изображено в лестнице, виденной Иаковом; Его страдания,понесенные Им от своего народа, но сделавшиеся источником благословениядля всего человечества - в приключениях Иосифа; Его крестная смерть ивоскресение - в жертвоприношении Исаака. Странническая жизнь П. недозволяла им избрать какое-либо одно место для богослужения; время иместо для принесения жертв определялись или явлениями Божьими, иликакими-либо особыми знаками небесного благоволения. Ознаменованное такимобразом мес. то богослужения и созданный однажды жертвенник навсегдапользовались особенным уважением и обыкновенно избирались П. для новыхжертвоприношений. такими местами богослужения были гора Mopиa, дубраваМамре. Вефиль, Вирсавия и др. В среде П. все обетования передавались поправу первородства, получаемому чрез особое благословение; охраняласьсвятость брака и отвергалось всякое смешение с идолопоклонниками (Быт.XXXIV, 7, 13, 31; ХХХVIII 24; XXVI, 34, 35; XXVII, 46). Почтительноеповиновение родителям считалось главнейшею добродетелью. Семейная жизньотличалась первобытною простотою; брак заключался с благословения иуказания родителей; известны, однако, примеры своевольных браков (напр.женитьба Исава), ведших к семейным раздорам и недовольству. В Mиpскихделах господствовала патриархальная форма правления: властьсосредоточивалась в руках главы семейства или рода, патриарха; онраспоряжался судьбою своих детей и домочадцев, производил суд ирасправу, имел право жизни и смерти (Быт. Л. ХХXVIII, 24) и в случаевнешней опасности являлся полководцем (как напр. Авраам); за которымпризнавалось право войны и мира. Все эти права и обязанности не имелиеще вполне определившегося характера и вытекали лишь из естественногоположения отца, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своегорода. См. А. П. Лопухин, "Руководство к библейской истории ВетхогоЗавета" (СПб., 1888); его же, "Библейская история при свете новейшихисследований и открытий" (Ветхий Завет; СПб., 25 1839); А. Лебедев.ветхозаветное вероучение во времена патриархов" (СПб., 1886).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.