Послание

Послание
Послание (epitre, Epistel) - литературная форма, почти вышедшая изупотребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. П. было жанромочень распространенным. Содержание его весьма разнообразно - отфилософских размышлений до сатирических картин и эпическихповествований. Обращаясь к лицу известному или воображаемому, автор П.говорит с ним в обычном эпистолярном стиле, который иногда повышается доторжественности и пафоса, иногда - что более свойственно П. - понижаетсядо простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которомуобращено П. Особенно свойственными стилю П. старая поэтика считалаизящество, остроумие, легкость стиха. Наиболее употребительные размеры -гекзаметр и александрийский стих, но допускаются и другие. Пушкин частопользовался в П. оригинальным трехстопным ямбом. Классические литературы не знали П. до Горация, создавшего этотлитературный жанр и давшего образцы его, которые долго считалисьнеподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частныхписем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них -3 П., посвященные литературе, особенно П. к Пизонам: "De arte poetica".Вслед за тем Овидий, называющий себя в "Ars amandi" изобретателем этогорода поэтических произведений, написал ряд "Неroides" - любовных П. отимени женщин, и "Ex Ponto" - П. к жене, дочери, друзьям и к Августу; кП. могут быть отнесены также его "Tristia". В Риме П. писали еще Авзонийи Клавдиан. Истинное отечество П. - Франция, где издавна столь популяренизысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая causerie о чемугодно, легко укладывающаяся в рамки П. Клеман Маро, давший первыеобразцы П. в французской литературе, создал их под влиянием своих.античных предшественников. Известны его П. из тюрьмы Шатлэ к его другуЛиону Жаме и два П. к королю - первое "pour sa delivrance" и второе"pour avoir ete desrobbe"; эти шутливые письма могут считаться образцомтонкого такта, умеющего соблюдать границу между фамильярностью ипочтением. За ним писали П. Табуро, Вуатюр, Скаррон (изв. его "Epitrechagrine"), Буаробер, но всех их затмил Буало, который нашел в П.литературную форму, особенно подходящую к его дарованию. Из егодвенадцати "Epitres" особенно известны IV - "Au Roi, sur le Passage duRhin" (1672), VII - "A Racine" (1677) и XII - "A mon jardinier" (1695);как во внешней структуре, так и в содержании П. Буало заметно сильноевлияние Горация. В ХVIII в. П. становится излюбленной формой. Вольтер,возвратив ему его былую простоту, придает ему несравненный блескизящества и остроумия. Он писал П. Фридриху, Екатерине ("Eleved'Apollon, de Venus et de Mars, qui sur ton trone auguste as place lesbeaux arts, qui penses en grandhomme et qui permets qu'on pense etc. ",с знаменитым стихом: "C'est du Nord aujourd' hui que nous vient lalumiere"), писателям. своим друзьям и врагам., актрисам, неодушевленнымпредметам (A mon vaisseau) и даже умершим (A Boileau; a Horace).Одновременно с Вольтером писали П. Жантиль Бернар ("Epitre a Claudine"),Берни ("Ер. sur la paresse"); Седэн ("Ер. a mon habit"), Буффлер ("Ер. aVoltaire"), Грессе ("Ер. а ma soeur"), Пирон, Ж.-Б. Руссо, Лебрэн, М.-Ж.Шенье и др. В нашем веке во Франции писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго;есть отдельные сборники П. Виеннэ - "Epitres et satires" (1845) и Отрана- "Epitres rustiques". П. - довольно распространенная литературная формаи в Англии. Классическими считаются четыре П. Попа, составляющие его"Опыт о человеке", а равно "Epistle from Eloisa to Abelard" (1716). Внемецкой изящной литературе П. приняло лирическую окраску. П. писалиВиланд ("Zwolf moralische Briefe", 1752), Гeкинг "An meinen Bedienten"),Глeйм Якоби, Шмидт, Уц, Николаи ,И. В. Михаэлис; особенно известны П.Шиллера "An Goethe, als ег den Mahomet des Voltaire auf die Buhnebrachte", Гете - "Zwei Episteln uber das Lesen schlechter Bucher", иРюккерта. Из современных поэтов П. писал Готшалль. В Италии известны П.Киабреры ("Lettere famigliare"), который ввел. эту форму в итальянскуюпоэзию, и Фругони (XVIII в.). В русской литературе ХVIII в., покорнойфранцузским образцам, форма П. (также под названиями "письмо, эпистола,стихи") была очень распространена;, едва ли за это время найдется хотьодин выдающийся поэт, не писавший П. Наиболее известны П. Кантемира("Письма" к Трубецкому, Потемкину, "К стихам моим"), Тредьяковского("Эпистола от российской поэзии к Аполлину"), В. Петрова, Княжнина ("П.прелестницам", "П. трем грациям", "К российским питомцам свободныххудожеств" и др.), Козодавлева, Кострова ("Эпистола на всерадостный деньвосшествия на престол Екатерины". "К председателю муз" и др.),Сумарокова (пять "эпистол" - "О русском языке", "О стихотворстве" идр.), Ломоносова ("О пользе стекла", Шувалову); Фонвизина ("П. к слугаммоим: Шумилову, Ваньке и Петрушке"), Дашковой ("П. к слову"), Рубана("Российской музы П. к Овидию"), Капниста ("Батюшкову", "Озерову", "Кпрекрасной"), Виноградова ("Эпистола Александру Петровичу Ермолову"),Державина ("Любителю художеств", "Эпистола Шувалову"), Муравьева,Нартова, Нарышкина. В русской литературе XIX в. прежде всего выдаются П.Жуковского, который оставил их очень много; между ними есть и настоящиеП. в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочкив стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову,Батюшкову, И. И. Дмитриеву, императрице Марии Федоровне, Воейкову, кн.Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку,Нарышкину, Дмитриеву. Писали П. также Карамзин ("К Плещееву", "Кженщинам", "К бедному поэту"). Гнедич ("Перуанец к испанцу") и др. П.Пушкина - превосходные образцы этой литературной формы; они глубокоискренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны иостроумны, далеки от условного стиля классических П.; П. к Дельвигу("Череп") вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие П.также были первоначально предназначены не для печати, но лишь дляадресата. В лирике Пушкина П. занимают видное место, особенно П. кБатюшкову, "Городок", Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину,Кошанскому ("Моему Аристарху"), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко;особый характер имеют П. "В Сибирь" и "Овидию". В дальнейшем развитии П.теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирическихстихотворений. "Валерик" Лермонтова - письмо в стихах - не имеет уженичего общего с шаблоном классического П. Тем же свободным характеромзапечатлены П. Тютчева ("А. Н. Муравьеву", "К Ганке". "Кн. А. А.Суворову"), Некрасова ("Тургеневу" и "Салтыкову"), Майкова, Полонского,Надсона ("Письмо к М. В. В. "). Ар. Гр.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Послание" в других словарях:

  • Послание — 1. Стихотворное письмо или обращение философско теоретического, дидактическо публицистического, любовного или дружеского характера популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30 х гг. XIX в. Зачинателем его… …   Литературная энциклопедия

  • ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой. «Я получил твое посланье.» Лермонтов. Любовное послание. 2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому нибудь …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности ( Наука поэзии Горация) до середины 19 в. ( Послание Цензору А.С. Пушкина); позднее …   Современная энциклопедия

  • послание — См …   Словарь синонимов

  • Послание — ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (“Наука поэзии” Горация) до середины 19 в. (“Послание Цензору” А.С. Пушкина);… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Послание — В церковной литературе  письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового …   Википедия

  • ПОСЛАНИЕ — поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, Наука поэзии ) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее единичные стихотворения (В. В.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОСЛАНИЕ — ПОСЛАНИЕ, я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какому н. важному государственному, политическому вопросу. П. президента… …   Толковый словарь Ожегова

  • Послание —     ПОСЛАНИЕ. письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к… …   Словарь литературных терминов

  • Послание — ■ Благороднее, чем письмо …   Лексикон прописных истин

Книги

  • Послание, Хант А.. Каждому человеку Бог дает шанс получить прощение, но не все готовы принять его. Как используют свой шанс герои "Послания", вы узнаете, прочитав глубокую, полную драматизма историю, которую… Подробнее  Купить за 344 руб
  • Послание, Эпплгейт К.А.. … Подробнее  Купить за 330 руб
  • Послание 2, Хант А.. Роман Анджелы Хант "Послание" имел на родине автора такой ошеломляющий успех, что был экранизирован. Экранизация же оказалась настолько неудачной, что создатели фильма решили снять сиквел. И… Подробнее  Купить за 306 руб
Другие книги по запросу «Послание» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»