- Лист
- Лист (Ferenz Liszt) - знаменитый пианист-виртуоз, композитор,педагог, капельмейстер и писатель о музыке, много послуживший прогрессумузыкального искусства в XIX стол. Род. 10 октября 1811 г. в Венгрии; ссамого раннего возраста обнаружил необычайные музыкальные способности изаслужил название Wunderkind. Семи лет он читал ноты без постороннейпомощи и вообще с чтением музыки познакомился ранее, чем с грамотой.После трехлетних занятий у отца, Л., когда ему было около девяти лет,впервые выступил в публичном концерте. Шесть венгерских магнатовобеспечили Л. настолько, что он мог получить серьезное музыкальноеобразование. С 1821 г. он занимался в Вене игрой на фортепиано у КарлаЧерни, теорией - у Сальери. Выступая в концертах, Л. вызывал громаднуюсенсацию в венской публике; во время одного из них Бетховен, послеимпровизации мальчика, поцеловал его. В 1823 г. Л. поехал в Париж, гдезанимался у Паэра, потом у Рейха. Одноактная опера его, "Дон-Санхо",была дана в Париже в 1825 г. К этому же времени относятся егофортепианный концерт A-moll, этюды и пр. В 1827 г. умер отец Л.,вследствие чего мистическое настроениe, и прежде замечавшееся в Л., ещеболее его охватило; церковь стала его утешением. Чтение, а впоследствиизнакомство с такими людьми как Гюго, Бальзак, Гейне, Альфред де-Мюссе,Жорж Занд, выработали в Л. художника-мыслителя. С юных лет и до концажизни он старался пропагандировать все то, что заслуживает внимания, ноостается в тени. Так например, в 1829 г. Л. первый играл в Парижеконцерт Es-dur Бетховена, классическая музыка которого была в то времянедоступна парижанам. большое влияние оказал на Л. Паганини, npиехавшийв Париж в 1831 г. Игра гениального скрипача побудила Л. добиться ещебольшего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался отконцертирования, усиленно работал над техникой и переложил дляфортепиано каприччио Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Этоттруд был первым и чрезвычайно блестящим опытом в фортепианномпереложении, которое впоследствии Л. довел до столь высокой степени. НаЛ. как на виртоуза имел также громадное влияние Шопен, а как накомпозитора - Берлиоз. Около 1835 г. большое внимание обратили на себястатьи Л. о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др.Рано Л. начал и педагогическую деятельность, которую никогда не покидал.В середине 30-х годов Л. предпринимает путешествие по Швейцарии, Италии.К этому времени относятся его сборник пьес "Album d'un voyageur"(изданный впоследствии под названием "Annees de pelerinage") фантазии на"Пуритан", "Лючию", "Жидовку", переложения пасторальной симфонииБетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Парижеи Вене, Л. возвращается в Италию (1839), где пишет знаменитую пьесу"Venezia е Naроli" и оканчивает переложение симфоний Бетховена нафортепиано. Необычайные размеры его слава получает между 1839 и 1848 гг.В этот период Л. несколько раз объехал всю Европу, не исключая России,Испании, Португалии, Турции. В России Л. был в 1842 и 1848 гг. Он первыйстал выступать в концертах, исполняя всю программу один, без участияпосторонних артистов. Результатом артистических путешествий было большоесостояние, давшее Л. возможность подвинуть дело постановки монументаБетховену в Бонне: он внес недостававшую сумму в 18 тыс. талеров. Длямузыкального торжества, сопровождавшего открытие памятника (1845), Л.написал кантату, посвятив ее памяти Бетховена. Как пианист-виртуоз Л.открыл новые горизонты. Он властвовал над публикой не только благодарясвоей технике и новизне приемов, но, главным образом благодаряглубокохудожественному исполнению. Он умел передать свое искусство своимученикам и создал целую листовскую школу, представителями которойявляются Таузиг, Бюлов, г-жи Ментер, Бронсар и мн. др. Величайший изпианистов как в игре, так и в фортепианных произведениях, он выказалглубокое понимание богатых средств фортепиано. В 1848 г. Л. посвятилсебя капельмейстерской деятельности, поселившись в Веймаре. Благодаряему, Веймар становится средоточием музыкальной жизни Германии. Наоперной сцене и концертах, под управлением Л. выдвигается вперед всевыдающееся в музыкальном искусстве, все молодое и талантливое."Тангейзер" Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, получает должнуюоценку в Веймаре; там же впервые ставится "Лоэнгрин"; обеим этим операмЛ. посвящает особую брошюру. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже соперой "Бенвенуто Челлини", имеет с ней полный успех в Веймаре. То жепроисходит и с оперой "Геновефа" Шумана, совершенно непонятой вЛейпциге. Л. с одинаковой симпатией относился к композиторам своейстраны и чужих стран. Русские композиторы всегда вызывали в Л. живейшийинтерес и большое сочувствие. Во время веймарского периода написаны:гранская месса и почти все оркестровые сочинения Л., симфонии исимфонические поэмы, масса фортепианных произведений - 15 рапсодий, 18этюдов, полонезы, ноктюрны. В начале 60-х годов Л. переселился в Рим, ав 1865 г. принял малое пострижение и звание аббата. Свою творческуюдеятельность Л. направляет теперь преимущественно в сторону церкви.Плодом ее явились оратории: "Св. Елизавета", "Христос", четыре псалма,реквием и венгерская коронационная месса. В начале 70-х годов Л.выступал как дирижер в Веймаре и Вене, а с 1875 г. его деятельностьсосредоточивается преимущественно в Пеште, где он был выбран президентомвновь основанной музыкальной академии. 70-летие со дня его рождения вомногих музыкальных центрах Европы (между прочим и в Петербурге)чествовалось концертами, составленными из произведений Л. В 1886 г. Л.,так сказать, прощался с Европой: в Лондоне и Париже в его присутствиибыла исполнена его оратория "Св. Елизавета". В Люксембурге приветствияпублики в концерте до того растрогали маститого художника, что он, хотяи давно отказавшийся от публичного исполнения, решился играть передтысячной аудиторией. Осенью этого года Л. собирался в Петербург, носкончался 19 июля в Байрейте, где и погребен. Последними композиторскимиего трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма "От колыбелидо могилы" и несколько фортепианных пьес. Оратория "Св. Станислав",вступление которой исполнялось еще в 1884 г., осталась недоконченной,как и фортепианная школа: "Methode de piano". Всех сочинений Л. 647: изних 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всем, чтописал Л., видна самобытность, стремление к новым путям, богатствофантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство.Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед вмузыкальной архитектонике. Ошибаются те, которые думают, что в своихпроизведениях Л. вращался в области бесформенной фантазии; напротив, его14 симфонических поэм, симфонии "Фауст" и "Divina comedia", фортепианныеконцерты представляют богатейший новый материал для исследователямузыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Л. выдаютсяброшюры о Шопене (переведена на русский язык И. А. Зиновьевым, в 1887г.), о "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, Шуберте, статьи в "Neue Zeitschriftfur Musik" и большое сочинение о венгерской музыке ("Des Bohemiens et deleur musique en Hongrie"). См. Christern, "F. Liszt nach seinem Lebenund Wirken aus authentischen Berichten dargestellt" (Лпц.); Schuberth,"Franz Liszt's Biographie" (Лпц., 1871); Heymann, "L'abbe Liszt" (П.,1871); П. А. Трифонов, "Франц Лист" (СПб., 1887); Janka Wohl, "FrancoisLiszt", в "Revue internationale" (1886); L. Ramann, "Franz Liszt, alsKunstler und Mensch" (Лпц., 1880); R. Роhl, "Franz Liszt. Sludien undErinnerungen" (Лпц.). Н. C.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.