Берлиоз


Берлиоз
Берлиоз (Гектор Berlioz) - замечательный французский композитор имузыкальный критик. род. в La Cote St. Andre 1 декабря 1803 г. Его отецбыл доктором и готовил сына к такому же поприщу, почему и отправил его вПариж. Немолодой человек, увлеченный непреодолимым стремлением к музыке,покинул занятие медициною и поступил в консерваторию, где его учителемтеории композиции был Рейха. Б. не перенес, однако, строгих требованийэтого педагога, особенно сурового с ним обращения, почему вскоре покинулконсерваторию и начал самостоятельно развивать свои музыкальныедарования. Первое самостоятельное произведение Б, исполненное публично вцерквах St Roche и St. Eustache, когда ему минуло всего лишь 22 г., быламесса, не имевшая, однако, тогда никакого успеха. В 1826 г. Б. сновапоступил в консерваторию и под руководством Лесюера прилежно занялсятеорией музыки. В 1828 - 30 гг. вновь были исполнены несколькопроизведений Б.: - увертюры "Ваверлей", "Francs-juges" и "Фантастическаясимфония" (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также невстретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодогокомпозитора внимание публики. Начиная с 1828 г., Б. стал не без успехавыступать на поприще музыкального критика и, после долгих и тщетныхожиданий справедливой оценки его композиторских трудов, он в 1830 г. занаписанную им на конкурс кантату "Сарданапал" получил, наконец, отпарижской консерватории первую музыкальную премию (Prix de Rome),связанную с посылкою лауреата в Рим, на казенный счет. Таким образом емудана была возможность посетить Италию, из которой он, однако,возвратился через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки.Из своего путешествия Б. привез с собою увертюру "Король Лир" исимфоническое произведение "Le retour a la vie", названное им"мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией),которое составляет продолжение "Фантастической симфонии". С 1834 г.положение Б. в Париже улучшилось, особенно после того, как он сделалсясотрудником во вновь основанной музыкальной газете "Gazette musicale deParis", а вслед затем и в "Journal des Debats". Работая в этих изданияхдо 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьезного критика. В 1839г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. - членомАкадемии. Б. умер в Париже 9 марта 1869 г. В 1868 г. он посетил Россию,где с огромным успехом дирижировал в симфонических концертах русск. муз.общества. Из многочисленных его произведений особенного вниманиязаслуживают: симфония "Гарольд в Италии" (1834), "Реквием" (1837), опера"Бенвенуто Челлини" (1838), симфония кантата "Ромео и Жюльетта" (1839),"Погребальная и торжественная симфония" (1640 г.), при открытии июльскойколонны), драматическая легенда "Гибель Фауста" (1846 г.), оратория"Детство Христа" (1854), "Те Deum" для двух хоров (1856), комическаяопера: "Беатриче и Бенедикт" (1862) и опера "Траянцы в Карфагене"(1864). Текст к последним двум операм, равно как и к "Фаусту", к"Детству Христа" и к др. произведениям, был сочинен самим Б. Излитературных произведений Б. наиболее выдаются: "Voyage musical enAllemagne et en Italic" (Париж, 1854), "Les Soirees de l'orchestre"(Париж, 1853; 2 изд. 1854), "Les grotesques de la musiques (Париж,1859), "A travers chant" (Париж, 1862), "Traite d'instrumentation"(Париж, 1844). Причина разноречивости отзывов о Б., как о композиторе,зависит от того, что он с самого начала своей музыкальной деятельностипошел по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он теснопримыкал к новому, развивавшемуся в то время в Германии музыкальномунаправлению и, когда в 1844 г. посетил Германию, то был в последнейгораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давнополучил свою оценку. После своей смерти, а в особенности послеФранко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особою силоюпробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Б.приобрели большую популярность среди его соотечественников. Значение Б.в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов ив мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых исмелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется еготрактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Б.появились незадолго пред тем написанные им "Memoires" (Париж, 1870),"Correspondance inedite 1810 - 68" (1878). Ср. "Jullien Hector В."(1882); Hippeau, "В., l'homme et l'artiste" (3 т., Пар, 1863 - 85);Ernst, "De l'oeuvre dramatique de H. B. " (1884); Pohl, "H. B. Studienu. Erinnerungen"; Трифонов, "Гектор Б." ("Вестн. Европы", 1885, IX - X).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Берлиоз" в других словарях:

  • Берлиоз — может означать: Берлиоз, Гектор  французский композитор Михаил Александрович Берлиоз  персонаж романа «Мастер и Маргарита» …   Википедия

  • берлиоз — Berlioz. Известный французский композитор. Аллюзия на персонаж Мастера и Маргариты Булгакова. Многих <поборников коллективизма> судьба известна лагеря и пули. Они, берлиозы, не думали. Аннушка уже разлила масло на путях, которые вздумалось… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Берлиоз Г. — Портрет Гектора Берлиоза, написанный Жаном Гюставом Курбе (1850) Гектор Луи Берлиоз (фр. Hector Berlioz) (11 декабря 1803  8 марта 1869)  французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Содержание 1 Биог …   Википедия

  • Берлиоз Г. Л. —         (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11 XII 1803, Ла Кот Сент Андре, деп. Изер 8 III 1869, Париж) франц. композитор, муз. писатель и дирижёр. Чл. Института Франции (1856). , Портрет Берлиоза         Род в семье врача свободомыслящего и… …   Музыкальная энциклопедия

  • Берлиоз — (Berlioz)         Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот Сент Андре, Франция, 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Берлиоз — Гектор (Berlioz) замечательный французский композитор и музыкальный критик, род. в La Côte St. André 11 декабря 1803 г. Его отец был доктором и готовил сына к такому же поприщу, почему и отправил его в Париж. Но молодой человек, увлеченый… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Берлиоз\ Г. — французский композитор, автор оперы Троянцы …   Биографический словарь Франции

  • Берлиоз Г. — БЕРЛИÓЗ (Berlioz) Гектор (1803–69), франц. композитор, дирижёр. Создатель жанра романтич. программной симфонии, новатор в области муз. формы, гармонии, инструментовки. Стремился к театрализации симфонич. жанра, монументальности вок. инстр.… …   Биографический словарь

  • Берлиоз Г. — БЕРЛИÓЗ (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот Сент Андре, деп. Изер, – 8.3.1869, Париж), франц. композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Учился в Парижской консерватории (у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи). Член Ин та Франции (1856).… …   Балет. Энциклопедия

  • Берлиоз Гектор Луи — Берлиоз (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот Сент Андре, Франция, ‒ 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека.… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Берлиоз» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.