Колорит

Колорит
Колорит и колористы - Краска есть красящее вещество, пигмент того илидругого цвета; каждая группа красок, одинаковых по названию, напр.красных, заключает в себе более или менее значительное число их,неодинаковых по тону; подобным образом краски в смешениях, которых цветчасто трудно и всегда неточно определим словами, могут составить одну,по общему названию цвета, группу, но со многими различными тонами.Цвета, промежуточные между близкими тонами, называются полутонами.Совокупность всех тонов картины, рассматриваемой с некоторогорасстояния, представляет оптическое целое, назыв. колоритом. Смотря попреобладанию тонов, К. может быть то теплым, то холодным, ярким иблестящим - когда в картине много чистых тонов, сильным - когда в неймного оптических противоположений тонов, хотя бы и не основной чистоты,гармоническим - если тона хорошо подобраны и хорошо согласованыпосредством полутонов. Вообще, к слову К. можно приставить множестворазличных эпитетов для выражения характера как оптического впечатления,так и соответственного психического ощущения, напр., серенький, темный,веселый, спокойный К. Теплый К. обуславливается господством теплыхтонов, не только чистых и светлых, напр., желтых, но и затемненных,каковы, напр. коричневые. Теплый К. вообще особенно приятен, но, так кактеплые тона получают наибольшую силу по сравнению и контрасту схолодными, то этим последним отводится в картине соответственное место.Однако, явное преобладание теплого в тонах не составляет эстетическойнеобходимости. Так, Гайнсборо, в опровержение Рейнольдсу, написалмальчика в синей одежде (Blue Boys), чрезвычайно гармонично-колоритно;подобно тому и Делакруа располагал иногда в свету синие, т. е. холодныетона, а в тенях теплые, и достигал большой гармонии. Природабеспрестанно представляет господство синего то в небе, то в море, ипейзажисты обязаны воспроизводить эти тона, дать им первенствующее местов картине, но, вместе с тем, для противоположения они должны найтиместо, хотя бы подчиненное, и для теплых тонов. Гармонический К. требуеттех и других и вообще пользуется широкой цветовой гаммой. Очень часто поприроде изображаемых предметов надо рядом располагать тона,несогласующиеся между собой непосредственно, например, синее с зеленым,тогда художнику надо применить все обычные правила изменения прилежащихчастей полутонами или введения между ними хотя бы узкой полосы третьеготона, гармонирующего с каждым отдельно, если это не будет противоречитьприроде. Вообще, зеленое нелегко сочетается с другими цветами, и потомупрежниe пейзажисты (Рюисдаль, Гоббема) избегали изображать деревья чистозелеными, и, для введения более теплых тонов растительности, выбиралиили соответственное освещениe, или время года. Нынешние художники смелеев этом отношении и нередко достигают гармоничной колоритности ссохранением соответствия с природой. Тона краски не есть нечтосамостоятельное, как тон музыкальный; коль скоро они помещены всоседстве с другими тонами, то на основании явлений контраста можно илизаглушать, или усиливать тона различных частей картины. Все это, а такжето, что относится к колоритному сочетанию тонов, известно всякомуопытному художнику-колористу и составляет как бы грамматику искусстваК., с которой должен начинать малоопытный художник, но для эстетикиколорита нет правил. В картинах фантастического или легендарногосодержания, где художнику поле действия свободно во многих отношениях,он может подчинить К. внутреннему содержанию, элегическому или,напротив, возбуждающевеселому (Фильд высказал положение, что вполнеколоритная и гармоническая живопись представляет тона, которые, взаимнодополняя друг друга, дают в оптической сумме серый цвет. Это положениeпроизвольно. Некоторые мысли об этом предмете у Пикеринга и Брюкке, ихcoчинения названы в ст. Гармония красок). Так, например, голубое и синеес коричневым и оранжевым некоторые эстетики находили элегическим ст.Гармония красок при соответственном содержании (драпировки в Materdolorosa). Не так определительно по названиям красок, но совершенносоответствует сюжету К. в "Лодке Данте" (Делакруа), "Франческо диРимини" (Ари Шеффер), "Убиение Петра Доминиканца" (Тициан) и др. Поэтому пути можно идти до некоторого далекого предела только илипреимущественно в пейзаже, как художественном произведении наиболееподчиненном К. Сама природа представляет примеры тому, как некоторыегосподствующие тона пейзажа в соединения со светотенью способны вызыватьмеланхолическое настроение, а другие - жизнерадостное. Но в большинствеслучаев (напр., в бытовой живописи) характер К. не определяется такпросто: самые горестные сцены могут происходить при полном блеске красоки наоборот; контраст в отношении содержания и К. может даже усиливатьвпечатление. Вообще, нужен большой талант для приспособления К. ксодержанию картины так, чтобы К. не показался придуманным итенденциозным. Редкие художники соединяли в себе таланты колориста ирисовальщика в одинаковой степени; можно считать Почти правилом, чтохудожник, владеющий в высокой степени рисунком - не так искусно владееттонами, и обратно. Микеланджело превосходно владел формой, но не можетбыть назван колористом; Дюрер лучше владеет формой, чем К.; Давидсовершенно холоден к краскам, Корнелиус также пренебрегал ими, еще болеечуждался красок Карстенс. Наоборот, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто,Рубенс, а в ближайшее к нам время - Делакруа, Диаз, Декан - колористы попреимуществу, и хотя некоторые из них владели в должной мере рисункомвсе же в этом отношении уступали великим рисовальщикам; многиe изколористов заслужили даже репутацию слабых рисовальщиков. Иныепоклонники формы из принципа пренебрегали К. и утверждали, что цвет -второстепенный и часто случайный признак предмета. На самом же делеможно сказать, что линии не существуют в природе иначе, как в видетрудно определяемого раздела между рядом лежащими разнородными тонами(напр., тон лица и тон неба), или еще менее определенного - междуполутонами. Так и в живописи, как воспроизведении природы, полутоныскрывают линию и художник легко теряет ее, обращая наиболее вннмания нажизненность тонов. К достоинствам колориста относится и правдиваясветотень; у Рубенса светотень была легкая, полупрозрачная, малопредставляющая сильных контрастов; у Рембрандта светотень сильная, ноего гамма не так полна, как у Рубенса. Рембрандт представляет один изредких примеров соединения колориста и рисовальщика, равно как и Рафаэль("Пожар в Борго"). Определять особенности К. разных художников короткимисловами весьма затруднительно: Тициан, Корреджо, Паоло Веронезе непохожиодин на другого. Они вообще пользовались небольшим числом красок, аТициан в особенности, но он (по определению Менгса) владел особеннымискусством сопоставлять их и распределять тона в тенях. В испанскойшколе Мурильо необычайно гармоничен, свеж и распределение его тоновразнообразно. У Веронезе необыкновенно яркие и сильные тона (ныне ужеизменившиеся) и К. гармоничен. У Делакруа, считаемого одним извеличайших колористов нашего времени, тона не отличаются особеннойяркостью, но расположены гаммами (Готье), поддерживающими друг друга;значение красок соединяется у него с необыкновенной бойкостью кисти.Почти таков же Декан, доводивший, однако, до крайности силу К. исмелость мазков; техника живописи имеет также отношение к эстетическомурезультату. Некоторые его последователи довели употребление свободнойтехники до дурной крайности. В других странах - Лейс, Стевенс (Бельгия),Альма Тадема (Англия), Пилоти, Макарт (Германия), Фортуни (Испания), изрусских Верещагин, Семирадский,Репин и мн. др. Приведенные здесь именапредставляют только ряд примеров; в статьях о каждой из школ илибиографиях художников об этом изложено подробнее. Со времен Возрождениясамая знаменитая по К. из итальянских школ была венецианская; на Сфламандская школа многим превосходила немецкую в этом отношении. Потом,в период падения искусства, К. вообще потерял и правдивость, и силу, нов Англии (Констабль) в прошлом столетии заметен опять поворот кколоритной живописи; на континенте же Делакруа, многим обязанныйКонстаблю, является инициатором К. живописи во Франции, откуда онараспространилась по всей Европе. Ф. Петрушевский.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Колорит" в других словарях:

  • Колорит — изображения (итал. colorito, от лат. color краска, цвет) общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Внешнее выражение… …   Википедия

  • КОЛОРИТ — (ит., от лат. color цвет). 1) цвет, расположение оттенков картины. 2) в литературе, особый оттенок, общий тон литературного произведения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЛОРИТ 1) цвет,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Колорит —         (итал. colorito, от лат. color цвет, краска), в искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.… …   Художественная энциклопедия

  • колорит — а, м. coloris m., ит. colorito < лат. color цвет. 1. Сочетание, соотношение цветов в картине, фреске, мозаике и т. п., образующие определенное единство. БАС 1. Их <фрески> без особого комментария понять нельзя; композиция иногда довольно …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОЛОРИТ — КОЛОРИТ, колорита, муж. (от лат. color краска, цвет). 1. Взаимное соотношение красок (на картине) с точки зрения тона и насыщенности цвета (живоп.). Яркий колорит. 2. перен. Характерный отпечаток, особенность чего нибудь (книжн.). Рассказчик… …   Толковый словарь Ушакова

  • колорит — См. цвет... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. колорит качество, цвет; окраска, тон, расцветка, краски, колер, отпечаток, масть Словарь русских сино …   Словарь синонимов

  • КОЛОРИТ — (итальянское colorito, от латинского color цвет), в произведениях изобразительного искусства система соотношений цветовых тонов. В каждом конкретном произведении колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок, согласующихся по… …   Современная энциклопедия

  • КОЛОРИТ — КОЛОРИТ, колористь и пр. см. колер. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Колорит — (итальянское colorito, от латинского color цвет), в произведениях изобразительного искусства система соотношений цветовых тонов. В каждом конкретном произведении колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок, согласующихся по… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОЛОРИТ — (итал. colorito от лат. color цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОЛОРИТ — КОЛОРИТ, а, муж. 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Тёплый, холодный, яркий к. 2. перен. Отпечаток чего н., совокупность особенностей (времени, местности, характера). К. эпохи в историческом романе. Местный к. | прил.… …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»