- Верещагин
- Верещагин Василий Васильевич. В. родился в 1842 г. В. 1853 годупоступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не болееодного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в академиюхудожеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана.Получив малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" ипохвалу академии за композицию, В., не окончив курса, уехал заграницу. ВПариже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководствомфранцузского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, онотправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование водном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные имс Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах "Le Tourde Monde" и в русском "Всемирном Путешественнике"; некоторые из них былина академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишьэтнографическое. В 1864 г. В. был на Дунае и затем снова посетил Кавказ;приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать емусвидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что онпутешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью -что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл тамцелый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В1867 г. В. отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернатореКауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, зачто и получил орден св. Георгия. Возвратившись из Туркестана, он втретий раз поехал заграницу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене. Публикаособенное внимание обратила на "После удачи", "После неудачи","Опиумоеды", а также на фотографию с картины, уничтоженной самимхудожником "Бача со своими поклонниками". Вся коллекция туркестанскихкартин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильноевпечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она былавыставлена бесплатно. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В.снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции:"Окружили-преследуют", "Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из 121нумера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественнымтрудам, возвел В. в звание профессора, о чем В. и был уведомленоффициально; но В., считая все чины и отличия в искусстве безусловновредными, отказался от этого звания. Тогда совет академии определилисключить В. из списка ее членов. В Индии В. пробыл два года, а в 1876году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам,привезенным из Индии. В следующем году В. отправился на Дунай; там онсостоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания наминоносце лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненскойбитве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял дажедолжность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез вПариж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этихвоенных картин целые два года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обеколлекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских -13. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.Возвратившись в Европу, он в 1885 - 88 гг. выставлял свои палестинскиекартины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге иНью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В.является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжетытолько из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь дляпротеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета онрешительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Вовсяком случай В. нельзя не считать одним из самых замечательныххудожников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америкевозбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейскихязыках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать,составляют целую литературу. Как литератор, В. известен своимипутешествиями и воспоминаниями, как напр., "Заметки, очерки ивоспоминания", "Поездка в Гималаи". В журнале "Художник" Верещагинпоместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступаетжарким защитником реализма в искусстве. Д.Б.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.