- имя
-
’имя — в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт.17:5 ,15; 1Пар.22:9 ; Иер.20:3 ; Деян.13:8 ; Фил.2:9 -10; Евр.1:4 ; Евр.7:2 ). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, напр., и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, напр.:Авраам (отец множества),Бенони (сын скорби),Вениамин (сын счастья),Галгал (колесо, круг),Иаков (держащий за пяту),Исав (волосатый),Мессия (Помазанный),Мицпа (наблюдение),Моисей (спасенный из воды),Рама (высота) и т.д.В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным — охарактеризовал их (Быт.2:20 ).Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, возм., было дано позже?), напр.:Гаал (непринятие, бунт),Гедеон (срубающий),Гоморра (потопление, погружение),Давид (возлюбленный),Дина (суд),Евтих (удачливый),Иаков (вытесняющий, выживающий),Идифун (восхваляющий),Исаак (он будет смеяться),Ханаан (подвластный) и т.д.Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт.32:29 , срн. Суд.13:17 ); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (срн. Иоан.3:18 ).Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (напр., см. следующие):| Асор,в | Мефег-Гаама| Беф-Мерхат | Мифоар| Галменюхот | Овил| Гараккахим | Рабсарис| Гарми | Регем-Мелех| Гацорфий | Самгар-Нево| Иосафата долина | Хен| Кедумим |В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт.10:4 Иаван означает Грецию; Киттим — Кипр; Фарсис — далекие страны, Испанию; в Быт.10:6 Мицраим означает Египет; Ханаан — Палестину и т.д. (срн. Иез.27:13 ). Также и в Быт.25:2 ,13-14; 1Пар.1:13 -15 (срн. народы древней Палестины).Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей — род, семья, поколение (напр., см. Хареф, Хашум). Так, в Неем.3 почти каждое имя — это группа (срн. ст. 18), также и в Неем.10 — среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар.9:11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. тж Шевуил,а). В Суд.8:2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка — Авиезером (Суд.6:11 ), а всех остальных израильтян — Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом — весь род человеческий.Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка — напр., в 3Цар.15:6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. тж Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а).Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лук.1:59 ; Лук.2:21 ), но в дальнейшем могло меняться (Руф.1:20 ; Иер.20:3 ; Иоан.1:42 ), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария — Озия, Ана — Мааха, Мемфивосфей — Мериббаал, Гедеон — Иероваал и т.д.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.