- мечь
-
Меч — мечь — обоюдоострое холодное оружие (8):
... гремлеши о шеломы мечи харалужными. 13. Тъи бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрѣлы по земли сѣяше. 15. Бяшеть притрепеталъ (Святослав) своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яругы. 21. Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. 26. Тѣми тресну земля, и многи страны — Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи харалужныи. 32. Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы Литовьския ... а самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ Литовскыми мечи. 33—34. Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.
Рече же Иисусъ къ пришьдъшиимъ на нь архиереомъ ... и старьцемь: Яко на разбоиника ли изидосте съ мечи и дрькольми? Остр. ев., 293 (1056—1057 гг.). О нихъ же и писано есть, яко раскують меча своя на рала и копия своя на серпы, и не възметь языкъ на языкъ меча и прочая. Хрон. Амарт., 69 (XIII—XIV вв. ← XI в.). По удесьмь вяжеми и огньмь изнуряеми, желѣзныими же ногъты деромы и на дрѣвѣ же повѣшены, и мечьмь усѣкаеми, не отвьрьгосте ся Христа. Мин. сент., 093 (1095 г.). Начаша скакати зълии они въ лодию его (Глеба), обнажены меча имуще въ рукахъ своихъ бльщащася акы вода. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 20 (XII в. ← XI в.). И ту бяху забѣгли ратнии, хранящеся, да яко же поидѣ Ирод къ бани, тако же вынидоша ратнии противу со оружием и с мечи, числом яко 30 их. Флав. Полон. Иерус., 197 (XVI в. ← нач. XII в.). Древле бо на тя (Ирода) остренъ мечь, и Александрова десница укрѣпилася есть и въздвиглася на тя. Там же, 220. Александръ же мечемъ въсхотѣ погубити Кандакию. Александр., 93 (XV в. ← XII в.). ...Аже ударить мечемь, а не утнеть на смерть, то 3 гривны, а самому гривна за рану, оже лечебное. Пр. Рус., 125 (1282 г. ← XII в.). Преславныи Дѣвгении 12 лѣто мечемъ играше, а на 13 лѣто копиемъ, а на 14 лето покушашеся вся звѣри побѣдити. Девг. Д., (Тихон.), 134 (XVIII в. ← XII—XIII вв.). 1218: Яко начаша пити и веселитися, ту абие оканьныи, проклятыи Глѣбъ съ братомъ изьмше мечя своя, начаста сѣчи прѣже князи, та же бояры и дворянъ множьство. Новг. 1 лет., 58 (XIII в.). 1254: Гѣрьборть же присла Данилови мечь и покорение свое. Ипат. лет., 825 (XV в.). Ти бо бяше сторожевыя полкы, на щитѣ рожены, под трубами поють, под шеломы възлелѣаны, конець копия вскормлены, с востраго меча поены в Литовьскои земли. Задон. К-Б, 549 (XV в. ← XIV в.). Грѣмят мечи булатные о шоломы хиновские. Задон. Ист.-2, 546 (кон. XV — нач. XVI в. ← XIV в.). У поганыхъ оружие свое поверъгоша, главы своя и подклониша подъ мечи руския. Задон. Ист.-1, 545 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).
∆ Как будет Илия Муромецъ на том же поле, вышли к нему три царевича сибеския, а силы с ними ... 40 тысечь. Илия Муромецъ вынимает свои востры мечъ и побил ихъ силу великую. Былины Тихонр., 10. В головахъ, братцы, поставьте вы поклонный крест; / С правой руки положьте калену стрелу; / А с левой руки положьте вы булатный меч. Велик. нар. песни, I, 432. Поросхвастался прегрозный царь ... / „А царя-то Перфила под меч склонил, / А царицы-то Елены голову срубил“. Онеж. былины Гильф. (1-е изд.), 104. То Ивась тее промовляв, / За полковником на долину выѣзжав, / Дванадцать татар перед меч приняв, / Ше̃сть на аркан звъязав. Максим. Нар. укр. песни, 1, 54. Сідлай мі, тату, коня бистрого, / Коня быстрого, меча острого; / Най я их поїду турка догоню. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., 1, 33. Угорска земля пречь поёрана, / ... Павяним перцем заволочена, / Ясными мечі обгорождена, / Обгорождена од злої тучі. Там же, 44. Вой я мацери куплю щубу боброву ... / Жене молодой куплю острый меч, — / Куплю острый меч да и голову з плеч. Шейн. Белор. сб., I, 1, 411.|| Образно.Плачи ся грѣшьника въ обильи живуштя: мечь бо си судьныи готоваеть, егда къто зъло творя и не стыдиться о немь. Изб. Св. 1076 г., 70 об. Кожаныя умьрьщвеныя ризы отстръгавъ мечѣмь въздьрьжания, истъкавъ еси ризу спасения. Мин. окт., 150 (1096 г.). Своими имъ книгами и языкъмь бохъмитовы бляди и жидовьскую злобу духовьныимь мечьмь отсѣкъша, потрѣбиста яко плѣвелъ и попалиста духовьною благодатию. Похв. слово Кир. и Меф., 164 (XII в.). Егда узриши грѣшьна въ славѣ и въ богатьствѣ, тогда плачи надъ нимъ, мечь бо божии острится на нь. Пчела, 175—176 (XIV в. ← XIII в.).
● Заити мечемъ — завоевать, захватить.1242: Того же лѣта Нѣмци прислаша съ поклономь: „Безъ князя что есмы зашли Водь, Лугу, Пльсковъ, Лотыголу мечемь, того ся всего отступаемъ; а что есмы изъимали мужии вашихъ, а тѣми ся розмѣнимъ: мы ваши пустимъ, а вы наши пустите“. Новг. 1 лет., 78 (нач. XIV в.).
● Взяти мечь на..., взимати мечь противъ — пойти против кого-л. войной.И съсѣкуть меча своя на рала, и копья своя на серпы, и не възметь языкъ на языкъ меча, и к тому не навыкнуть воевати. Хрон. Амарт., 206 (XIII—XIV вв. ← XI в.). 1128: И нарече (Владимир) имя городу тому Изяславль, и оттолѣ мечь взимають Роговоложи внуци противъ Ярославлим внуком. Лавр. лет., 301 (1377 г. ← нач. XII в.).
● Мечь остриться на... — об угрозе кому-л. смертью.А не вѣды, яко мечь божии остриться на нь. Парем. 1271 г., 256 об. Аще не имаши грѣха, аще и тьмами мечь остриться на тя, но избавить тя богъ. Пчела, 240 (XIV в. ← XIII в.).
● Предати(ся) мечю — убить мечом, быть убитым мечом.Аще и звѣремъ даси на снѣдь, аще огню и мечю предаси мя, я же въ твоеи власти суть. Ж. Варл. Иос., 9 (XIV—XV вв. ← XII—XIII вв.). Аще разбоиникъ иметься, мечеви да предастся. Зак. суд. люд., 34 об. (XIV в. ← XII в.).
● (Положити) подъ мечь — убить мечом.Поставиша я (мужей) на трое: едину часть подъ мечь, а другую продати, а третиюю въ тьмьници затвориша. Чуд. Ник. Торж., 72 об. (XII в.). И рече Иисусъ (Навин) людемъ: Се градъ и все еще в немь да будеть нарокъ господеви, развѣ Равь блудницю снабдите, и все елико ея, злато же и сребро, мѣдь и желѣзо все в домъ господьнь; от человѣкъ же до скота да положите подъ мечь, ино же все огню предаите. Палея толк., 165 об. (1406 г. ← XIII в.).
● Кончаватися мечемъ, скончатися мечемъ — быть убитым мечом; скончати мечемъ — убить мечом.1238: И увидѣвше князь и владыка и княгыни, яко зажженъ бысть градъ, а людье уже огнемь кончаваются, а инии мечемь, вбѣгоша въ святую Богородицю и затворишася в полатѣ. Новг. 1 лет., 75 (нач. XIV в). Епископъ (Иоанн) и Яковъ прозвутеръ ... пьрвое къ различьнымъ мукамъ приложена бысть, последь мечемь сконьчася. Лобк. прол., 63—63 об. (XIII в.). (Мученик Паусилуп) приведѣнъ бысть преку епарху ... тѣмь связавше и ведоша и скончати и мечьмь. Прол. 1383 г., 33 об.
● Мечемъ мучиться — подвергаться мучениям мечом.Иже на врѣдъ человѣкомъ бѣси призывають, аще не въ невѣденьи се створять, мечемь мучиться. Ряз. кормч., 324 об. (1284 г.). Аще убо сь оружиемь, рекше съ мечи или съ дрекольми въсхыщение створить, таковыи мечемь мучиться. Там же, 325 об.
● Огнемъ и мечемъ (огнь и мечь) — об уничтожении всеми способами.Ни како же кому мнишьскаго чина весма не обрести ся по тре[хъ] дьнехъ, аще ли нѣции обрящут ся по реченныхъ дьнехъ, огнемъ и мечемъ смьрти предани будуть. Ж. Варл. Иос., 12 (XIV—XV вв. ← XII—XIII вв.). И примири (бог) его (отца) къ святымъ твоимъ, их же огнемь и мечемь уби. Там же, 124. В нѣуду же за непокорение ихъ мечь и огнь наводяше на ня господь. Палея толк., 158 об. (1406 г. ← XIII в.). Сия суть им же обѣщасте, им же исповѣдасте ся, уже огнь ни мечь не прѣтить. Ф. Студ., 122 об. (XIV в.).
Ср. А. В. Арциховский (Русское оружие X—XIII вв. — В кн.: Докл. и сообщ. историч. фак. МГУ, вып. 4, 1946, стр. 3—10): „Меч, оружие профессионального воина, встречается очень редко, притом в курганах больших и богатых. В IX—X вв. такие мечи, называемые у оружиеведов каролингскими, были одинаково распространены по всей Европе. Производились они ... преимущественно во Франции и одинаково ввозились как в Швецию, так и в Россию. ... Каролингских мечей у нас найдено немало, преимущественно в курганах, а именно гнездовских, михайловских, черниговских, ладожских, больмерских на Средней Волге и иных. Такие же мечи недавно выловлены в Днепре, при работах Днепростроя, а затем близ Херсона. ... В Европе к XII в. господствуют уже мечи, называемые у оружиеведов капетингскими ... Впоследствии в XIV в. он (меч, — В. В.) стал прямо оружием для закалывания. но в XII—XIII вв. это назначение было только дополнительным. На Руси капетингские мечи известны как из случайных находок (Волынь, Черниговщина), так в виде исключения и из погребений. ... Символом власти, в частности княжеской, был меч. ... Мечи тех князей, которые причислялись к святым, сами становились предметами культа. Уже Андрей Боголюбский имел при себе меч Бориса (1137 г.); летопись прямо говорит: «и поставиша над ним его меч, иже и до ныне стоит, видим всеми». Меч Всеволода до сих пор показывают во Пскове“. М. Г. Рабинович (Из истории рус. оружия IX—XV вв. — Труды инст. этнографии, Нов. сер. I, 1947, стр. 80—84): „Меч — оружие, чрезвычайно редко находимое в раскопках, но столь же часто упоминаемое в летописях. ... Ранний тип мечей, называемый в литературе «каролингским», отличается характерным набалдашником рукояти, трехчастным или пятичастным, обычно богато украшенным. Клинок такого меча — длинный (обычно около 90 см) и широкий, на конце затуплен. Каролингские мечи, следовательно, — рубящие. Более поздний тип мечей, условно называемый «капетингским», — уже колюще-рубящий. Клинок меча несколько короче; конец его острый. Набалдашники этих мечей обычно круглые... Каролингские мечи в Новгородской земле не вытесняются саблями, как в Киеве, но, как и на Западе, сменяются капетингскими. ... Вытеснение рубящих каролингских мечей колюще-рубящими капетингскими уже с XI в. хорошо прослеживается как по археологическим находкам, так и по летописным известиям. ... меч на печатях и монетах появляется только как символ княжеской власти... В летописях меч упоминается почти исключительно в связи с князем и его дружиной, если не считать частого символического употребления слова «меч», вроде «меч господен» и т. п.“. (Примеч. автора: „Иногда словом «меч» обозначается вообще всякое холодное рубящее оружие. Например, в 1330 г. татары «овых мечи иссекоша, а иных ножи изрезаша» (Летопись Авр., стр. 66), хотя татары, несомненно, были вооружены саблями“). М. М. Денисова, М. Э. Портнов, Е. Н. Денисов (Русское оружие XI—XIX веков. М., 1953, стр. 22): „В связи с ростом конницы и борьбой главным образом с кочевыми народами — татарами в России к началу XV столетия меч окончательно вытесняется саблей, как оружием наиболее приспособленным к рубке с коня. ... В XVI—XVII веках мечи в России встречаются исключительно редко. Они являются или индивидуальной принадлежностью, или же имеют чисто символическое значение“. Д. С. Лихачев (Устные истоки художеств. системы „Сл. о п. Иг.“. — „Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, стр. 66): „... обилие в «Слове о полку Игореве» образов, связанных с мечом, не должно вызывать удивления. С мечом в древнерусской жизни был связан целый круг понятий. Меч был прежде всего символом войны. Ср. , например, в Новгородской первой летописи: «Что есмы зашли Водь, Лугу, Пльсков, Лотыголу мечемь, того ся всего отступаем» (Новг. 1 лет. по Синод. сп. под 1242 г.). Кроме того, «обнажить мечь» означало «открыть военные действия», «напасть». С другой стороны, меч был эмблемой княжеской власти. Это особенно ясно сказалось в рассказе Лаврентьевской летописи о том, как Всеволод Большое Гнездо отправлял в Новгород своего сына Константина: «И да ему отец крест честны и меч, река: се ти буди охраньник и помощник, а меч прещенье и опасенье, аже ныне даю ти пасти люди своя от противных» (Лаврентьевская лет. под 1206 г.). Меч и оружие были вместе с тем и символами независимости („присла ... мечь и покорение свое“ — Ипатьевск. лет. под 1255 г.). ... Наконец, меч был символом русского народа (в рассказе „Повести временных лет“ о дани, собиравшейся хозарами с русских мечами, и в рассказе об обмене подарками между русским воеводой Претичем и печенежским князем). Меч был священным предметом. На мечах клялись русские при заключении договоров с греками (911 и 944 гг.). Этот культ перешел и в христианскую эпоху. ... Меч употреблялся высшими дружинниками и князем. Он был оружием феодальной аристократии по преимуществу. Любопытно, что его не поднимали против смердов. Новгородский князь Глеб поднял на восставших в Новгороде топор, а не меч (1071 г.); топором же расправлялся с восставшими и Ян Вышатич на Белоозере (1071 г.). Вот почему все образы «Слова», связанные с мечом, полны сложного и глубокого значения, объясняемого многозначностью, смысловой насыщенностью слова «меч»“.◊ Мечемъ — твор. пад. ед. ч.; мечи — вин. пад. мн. ч. и твор. пад. мн. ч.
Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984