Постсоветская пропаганда в России

Постсоветская пропаганда в России
Останкинская башня в Москве. Телевидение — средство массовой информации, оказывающее наиболее серьёзное воздействие на сознание аудитории.

В данной статье рассматриваются различные аспекты пропагандистской деятельности, осуществляемой российскими государственными органами, — её содержание, задачи, формы и методы, а также изменения, происходившие в данной сфере.

Содержание

Правовые аспекты

Согласно Конституции РФ [1], в стране не может быть установлена государственная идеология:

Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Также не может быть установлена государственная религия:

Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Конституция также гарантирует свободу массовой информации, но запрещает некоторые виды пропаганды:

Статья 29
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

История

Пропаганда в СССР

Основная статья: Пропаганда в СССР

В СССР господствовала пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни. Оппозиционных СМИ в СССР не существовало. Любые попытки противостояния господствующей пропаганде преследовались по закону, в частности, существовала статья УК СССР «Контрреволюционная агитация и пропаганда», по которой во время сталинских репрессий преследовалось значительное количество людей. Критики обвиняют советскую пропаганду в фальсификации истории.

Официальные направления современной пропаганды

Государство с начала 2000-х годов играет всё возрастающую роль в российском информационном пространстве. Так в рейтинге организации «Репортёры без границ» Россия занимает 138-е место среди 167 стран мира по уровню свободы массовой информации[2]. Критики утверждают, что власти используют монополию на средства массовой информации (СМИ) в политических целях. Особенно острой критике подвергается широкомасштабная поддержка предвыборных кампаний кандидатов и партий, угодных власти, и одностороннее освещение национальных и религиозных вопросов. Однако, вместе с этим растёт количество независимых СМИ.

Среди других тем — пропаганда российской позиции по различным внешнеполитическим вопросам, поддержка и идеологическое обоснование действий президента и правительства во внутриполитической области (реформа политической системы общества, построение «исполнительной вертикали», реформирование социальной сферы, борьба с «антигосударственными» олигархами, противодействие радикальной оппозиции, силовые действия против сепаратистских сил на Северном Кавказе и прочее).

Особое место в государственной пропаганде занимают приёмы информационной войны, используемые против «несистемной» оппозиции, — объявление информационного бойкота её представителям, отказ от информирования аудитории о её деятельности, подготовка и показ в «прайм-тайм» пропагандистских телефильмов, призванных её дискредитировать (обвинения в финансировании из-за рубежа, связях с «олигархами»-эмигрантами (в частности, Б. А. Березовским и западными разведывательными ведомствами). В новостных программах акции оппозиции либо игнорируются вообще, либо представляются как незначительные и абсурдные. (см. Марш несогласных).

Доминирующее положение государства в российских СМИ

Государство играет доминирующую роль в современных российских СМИ. По данным международной организации «Репортеры без границ» за 2005 год Россия находится на 138-м место в мире по уровню свободы массовой информации (из 167 стран), в 2007 году — 144-е место из 169 стран. Эта оценка основана на следующих данных:

  • Государственная собственность на информационные организации.
  • Высокий государственный контроль над СМИ.
  • Селективное информирование о ситуации в Чечне.
  • Государственная редакция СМИ.
  • Снятие с эфира неугодных программ.
  • Обыски в редакциях.

Руководитель европейского отдела организации Паскаль Боннамур отмечает усиление давления государства на СМИ, выразившееся в создании канала Russia Today и отказе в аккредитации журналисту телекомпании АВС.

В качестве мер по демократизации СМИ организация рекомендует следующие меры:

  • Отмены уголовной ответственности за клевету и оскорбление через СМИ.
  • Принятие законодательства об общественных СМИ.
  • Отмена системы регистрации СМИ.
  • Уменьшение госсобственности в информационном рынке.

Государственный контроль СМИ в России часто подвергается критике западной прессой, например BBC, Washington Post, New York Times.

Значительный рост независимых СМИ

Однако есть иные данные, которые указывают на уменьшение доли государства на рынке СМИ. Так, по данным, представленным Николаем Н. Петро, «В 1997 году в стране было всего чуть больше 21000 зарегистрированных изданий, практически не было электронных СМИ, работали чуть менее сотни телекомпаний. Более половины всех СМИ принадлежали государству. Десять лет спустя в стране насчитывается 58000 зарегистрированных изданий, 14000 электронных СМИ и 5500 телекомпаний. Доля государства на рынке газет и журналов в 2006 году составляла менее 10 процентов, а в секторе электронных СМИ, аудитория которых составляет 25 миллионов человек, и того меньше. Сегодня не российское государство, а иностранные компании владеют акциями более чем половины всех телекомпаний страны.» [3]

Послание Президента России Федеральному Собранию 2000 года, в частности, отмечало экономическую неэффективность независимых СМИ как одну из основных проблем свободы слова в России: «Цензура и вмешательство в деятельность средств массовой информации запрещены законом. Власть строго придерживается этого принципа. Но цензура может быть не только государственной, а вмешательство — не только административным. Ведь экономическая неэффективность значительной части средств массовой информации делает их зависимыми от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров этих средств массовой информации. Позволяет использовать СМИ для сведения счетов с конкурентами, а иногда — даже превращать их в средства массовой дезинформации, средства борьбы с государством. Поэтому мы обязаны гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса.» [4]

В феврале 2007 Николай Н. Петро отметил: «Подводя итог, можно сказать, что при Путине впервые в новой истории России независимые СМИ стали прибыльными. Типичным российским средством массовой информации сегодня совместно владеют иностранные инвесторы, российские банки и местные власти. Если местный проект выходит на национальный уровень, как произошло в прошлом году с санкт-петербургским Пятым каналом, акции, принадлежащие местным властям, обычно выкупаются частными инвесторами. В России уже больше частных СМИ, чем в любой другой европейской стране, и пока доходы от рекламы будут продолжать расти на 15 процентов в год и больше (для Интернета этот показатель составил 87 процентов в год), процесс приватизации нельзя будет остановить.» [5]

Основные СМИ России

Следующие СМИ лидируют в информационном пространстве России:

Телевидение

Газеты

Радио

(информационно-новостные радиостанции)

Информационные агентства

Критика госпропаганды

Несмотря на никем не отрицаемую доминирующую роль государства в российских СМИ, само существование госпропаганды, ее содержание и цели вызывают споры. Критику госпропаганды выражают разные политические и общественные группы, подчас с противоположных позиций.

В частности ученые Александр Эткинд, Борис Фирсов, Владимир Гельман опубликовали обращение, в котором обвинили государственные СМИ в предвзятом освещении выборов на Украине, которое они приравняли к злонамеренной лжи.

Движение в поддержку Станислава Дмитриевского утверждало о госпропаганде такое}} :

Последние годы словосочетание «российская журналистика» вызывает уже другое отношение, поскольку журналистика все больше становится «национализированной», а точнее — государственной. Количество независимых от государственной пропаганды источников информации становится все меньше и меньше: телевидение — государственное, радио, в большинстве своем, — государственное, лишь часть газет сохраняют независимость взглядов и возможность распространять неподцензурную информацию.

Критику госпропаганды выражают также религиозные деятели. Митрополит Иоанн, например, высказался так:

Сегодня государственные СМИ (которые не зря, кстати, называют четвертой властью) превратились в настоящую «империю лжи». Ими развязан в России оголтелый антирусский информационный террор, осуществляемый умело, последовательно и целенаправленно. Его главной целью, как это легко заметить, является разрушение национальной самобытности русского самосознания, русской духовности, наших традиционных религиозно-нравственных ценностей и национально осмысленной государственности.

Сходные идеи высказывает в своей книге «Враг народа» один из лидеров партии «Родина» Дмитрий Рогозин. Он обрисовывает следующую схему развития государственной пропаганды в постсоветской России:

  • В начале 90-х годов вся бывшая советская пресса оказалась без средств к существованию. Журналистские коллективы акционировали популярные газеты и журналы, но удержать их от банкротства не смогли.

  • На выручку" пришли воры-олигархи, которым собственные СМИ были нужны для шантажа слабой власти. Березовский, Гусинский и прочие медиамагнаты готовы были предоставить Ельцину информационно-пропагандистские услуги, особенно в период резкого обострения противостояния между Кремлём и Верховным Советом, но в обмен на высокодоходные куски собственности и то, что Кремль будет закрывать глаза на их аферы.

  • Сегодня гостелевидение заполнено победными отчетами власти и эстрадными развлечениями. Телевидение — оружие массового влияния, причем огромного. Электронно-лучевая пушка — основа кинескопа — как «способ убеждения» намного мощнее и дальнобойнее пушки стальной. Мир телевизионных иллюзий призван отбить у граждан чувство реальности и поместить весь народ в виртуальный коллективный сумасшедший дом. А если кто-то чем-то не доволен, может жаловаться. Например, в «Спортлото».

Обвинения в адрес госпропаганды выдвигаются также атеистическими обществами, утверждающими, что государство нарушает Конституцию, пропагандируя одну религию как государственную.

Известная журналистка Елена Трегубова в своём интервью русскому сайту Би-би-си говорит о поддержке российской пропагандой существующей власти:

Алекс, США: В начале 90-х годов Россия хотела демократии. Как же получилось, что русский народ выбрал своим главой бывшего работника КГБ?
Елена Трегубова: Да ничего народ не выбирал! Ему вложили все в рот с помощью тотальной пропаганды на телевидении.

Аналогичное мнение высказал в своем интервью радиостанции Свобода" главный редактор журнала «Среда» Алексей Панкин:

Ну, включите любую программу новостей, скажем, российского телевидения, и вы увидите, что есть пропаганда, причем, я думаю, ее действительно легко, так сказать, локализовать, это пропаганда политики правительства в Чечне и пропаганда лично Путина. У меня иногда создается такое ощущение что «Вести», например, состоят — в начале Путин, в середине Путин, в конце Путин, один Путин.

Эту оценку разделяет директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов, полагающий, что в России практически восстановлены традиции советской пропаганды:

Результаты мониторинга телевидения ошеломляющие. Прежде всего потому, что телекомпания «Россия», Первый канал, ТВЦ и НТВ уже практически превратились в такой рупор пропаганды. По количеству персоналий, упоминаний политических партий и государственных органов эти телеканалы в своих новостных выпусках уделяют более 90 % времени упоминанию именно президента, членов правительства и единственной партии «Единая Россия». Всем остальным партиям уделяется даже меньше 1 % эфирного времени.

По мнению Владимира Познера, государственные телеканалы оболванивают население:

…государственные каналы — первый, второй, четвертый, который тоже является государственным через государственный же «Газпром», — по сути дела, соблюдают один подход к информации. При этом они управляются так или иначе указаниями из президентской администрации и не затрагивают целый ряд табуированных тем. Таким образом, может быть, это сильное слово, но они обалванивают население, поскольку население не знает, что происходит в стране на самом деле.

Подобные оценки публикует и иностранная пресса. Например, согласно Стивену Ли Майерсу:

Через 12 лет после кончины СССР то, что видят россияне, особенно в новостях, подчиняется только одной рейтинговой системе: кремлевской. Одним из результатов является обильное и непременно лестное освещение деятельности президента Владимира Путина. Это все больше и больше напоминает о советском телевидении и наводит на размышления о том, что государственный контроль над эфиром является одним из самых серьезных препятствий в построении демократического общества.

Методы пропаганды

Темы пропаганды

Критика советского строя

Одной из основных тем госпропаганды является критика советского периода.

Эта критика зародилась еще в советские времена. Ее выразителями в эпоху застоя были диссиденты и западная пропаганда, а в период перестройки — как официальные государственные издания, так и демократическая пресса.

Антисоветизм был доминирующей темой пропаганды в первые годы после распада СССР, особенно в период перехода к рыночной экономике и в период усиления КПРФ. После некоторого периода вакуума в исторических передачах про СССР (после нейтральной передачи Намедни) с 2000-х годов запускается антисоветский цикл исторических передач c Николаем Сванидзе по каналу РТР.

Вызвавшие общественный резонанс сериал Штрафбат, фильм Сволочи, фильм Груз 200 были показаны на государственных каналах РТР и ОРТ соответственно. Также создаются телевизионные версии биографий знаменитых людей, где особо отмечаются притеснения их «системой», «беспощадной машиной».

Критика советского строя продолжает составлять значительную часть информации, распространяемой российскими СМИ. В 2000-х годах эта критика скорее поменяла знак на положительную оценку жизни в СССР в 70-80-х годах, особенно по сравнению с "лихими 90-ми". Это связано с политическим курсом укрепления вертикали власти и увеличения государственного регулирования во всех областях жизни.

Межнациональные взаимоотношения

С распадом СССР в различных регионах страны возникли межнациональные конфликты. Особую остроту приобрел военный конфликт в Чечне. В этих условиях в пропаганде усилились идеи патриотизма. По данным организации «Репортеры без границ» межнациональные конфликты освещаются селективно.

Появившийся всего через полгода после событий в Южной Осетии художественный фильм Олимпус Инферно представляет грузинов жестокими варварами, явно проводя аналогию между ними и фашистами.

Внутренняя политика

Государственные СМИ освещают внутреннюю политику правительства, а также активно участвуют в избирательных кампаниях, проводя информационную поддержку своего кандидата. Средства массовой информации, контролируемые государством, часто игнорируют события, связанные с опозицией. И наоборот, регулярно дают информацию о правящей партии (Единая Россия).

Международная политика

Оборотни в погонах

Эти периодически возникающие пропагандистские кампании скорее следует считать проявлением межведомственной борьбы силовых структур, нежели реальным направлением государственной пропаганды, поскольку косвенно они способствуют дискредитации правоохранительных органов.

Государство вмешивается в деятельность СМИ

В апреле 2007 стало известно о конфликте в редакции «Русской службы новостей» (РСН), возникшем после прихода в РСН новых руководителей с «Первого канала» и объявленных ими изменениях в редакционной политике. В частности, от нового руководства — главного редактора РСН Всеволода Нерознака и генерального директора службы Александра Школьника — поступило указание о том, что в эфире РСН должно быть не менее 50 % «позитивных новостей», а в качестве ньюсмейкеров в политической сфере могут выступать лишь представители «Единой России», члены Общественной палаты и правозащитники, занимающие официальные посты, — Владимир Лукин и Элла Памфилова. По словам недовольных журналистов, им запрещено упоминать руководителей оппозиционной коалиции «Другая Россия» — Михаила Касьянова, Гарри Каспарова, Эдуарда Лимонова, которые должны именоваться исключительно «либерал-радикалами».

Сам Всеволод Нерознак в интервью газете «Коммерсант» 18 апреля заявил, что политика РСН «не изменилась, просто подача новостей стала более взвешенной… Это аккуратный подход к созданию информационных выпусков, где не будет самопиара отдельных политиков, конъюнктурщины и непроверенной информации… Каспаров — гениальный шахматист. Мы будем его цитировать, если он будет говорить конструктивные вещи, а не огульно обвинять существующий строй». Александр Школьник подтвердил это заявление: «Мы пока не готовы предоставить эфир оппозиции… Думаю, что мы будем придерживаться центристских позиций, трезво и объективно мыслить». [8] 17 мая все корреспонденты РСН уволились в знак протеста против редакционной политики нового руководства. [9]

Государственные СМИ и предвыборная кампания 2007—2008

Как стало известно в конце августа 2007, Андрей Писарев, бывший генеральный директор «Третьего телеканала», советник политического департамента исполкома партии «Единая Россия» и один из идеологов её «Русского проекта», назначен заместителем генерального директора «Первого канала», курирующим освещение предвыборной кампании. Кандидатуру Писарева рекомендовало Главное управление президента РФ по внутренней политике. До этого Писарев был главным редактором еженедельной информационно-аналитической программы «Воскресное „Время“». Он также известен как организатор и продюсер всех крупнейших телетрансляций церковных служб. Одним из следствий доминирования «Единой России» в СМИ стало то, что 8 % россиян (по опросу ВЦИОМ) утверждали, что видели, как представители «Единой России» участвуют в теледебатах с кандидатами от других партий (хотя ЕР отказалась от участия в теледебатах), а 69 % из тех, кто видел эти дебаты, утверждают, что аргументы «единороссов» произвели на них большое впечатление. [10]

Государственные средства массовой информации в России

Литература

  • Долгова Ю. И. Политическая пропаганда на телеэкране//Телерадиоэфир: история и современность, М., 2005.
  • Долгова Ю. И. Президентские выборы 2004 в информационных программах центральных каналов // Спб, 2004.

Примечания

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Рейтинги свободы прессы: место России. Комментарий Института проблем информационного права
  3. www.mlg.ru
  4. www.kremlin.ru
  5. www.mlg.ru
  6. Новости «Эхо Москвы». Июнь 27, 2005. Газпром-Медиа. Проверено 13 ноября 2008.
  7. Чем «Эхо Москвы» отзовется
  8. Радийное пятно Коммерсантъ
  9. Русская служба новостей вышла из эфира Коммерсантъ
  10. Рейбен Ф. Джонсон. Путинская деревня "The Weekly Standard", США, 6 декабря 2007 г.

См. также

Ссылки

Российские публикации

Зарубежные публикации


Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Постсоветская пропаганда в России" в других словарях:

  • Постсоветская пропаганда — Останкинская башня в Москве. Телевидение средство массовой информации, оказывающее наиболее серьёзное воздействие на сознание аудитории. В данной статье рассматриваются различные аспекты пропагандистской деятельности, осуществляемой российскими… …   Википедия

  • Постсоветская госпропаганда — Останкинская башня в Москве. Телевидение средство массовой информации, оказывающее наиболее серьёзное воздействие на сознание аудитории. В данной статье рассматриваются различные аспекты пропагандистской деятельности, осуществляемой российскими… …   Википедия

  • Цензура в СССР — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • Умланд, Андреас — Андреас Умланд Андреас Умланд (нем. Andreas Umland, 1967(1967) …   Википедия

  • Запрещённые барабанщики — Жанры Ска панк рок рок н ролл камеди рок Годы 1999 настоящее время …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»