М54

Длина 1053 км
Начало Красноярск
Через Абакан
Конец государственная граница с Монголией (1053 км)
Дорожное покрытие асфальт

Федера́льная автомоби́льная доро́га М54 «Енисе́й»автомобильная дорога федерального значения КрасноярскАбаканКызыл — государственная граница с Монголией. Участок Абакан - Кызыл известен также под историческим названием Усинский тракт. Является главной транспортной артерией, связывающей Туву с другими регионами России. Проходит через Саянские горы.

История

Участок Абакан — Кызыл (380 км) построен в 1914-1917 годах, в 1932 реконструирован под автомобильное движение. В 1966 году построен участок Красноярск — Абакан (408 км).

Маршрут

От Красноярска до Дивногорска дорога следует практически строго на запад по правому берегу Енисея, пересекая его по мосту, расположенному в районе Красноярской ГЭС (примерно в километре ниже по течению). Далее, повернув на юг, дорога проходит по горному серпантину, выходя к левому берегу Енисея и проходя далее вблизи районных центров Красноярского края Балахта и Новосёлово. Затем маршрут трассы пролегает по территории Хакасии, проходя через её столицу - Абакан. За Абаканом дорога вновь пересекает Енисей (по Братскому мосту), проходит через Минусинск и вблизи посёлка Шушенское. После Шушенского дорога проходит в живописной тайге по предгорьям Западного Саяна мимо сёл Жеблахты, Ермаковское (районный центр), Григорьевка и Танзыбей. Танзыбей - последнее село перед подъёмом на высшую точку дороги - Буйбинский перевал. На вершине перевала открывается вид на горный массив Ергаки и на Спящего Саяна - хранителя здешних мест. Далее трасса М-54 идёт в республику Тыву (17 регион). Но перед тем как въехать в данный регион необходимо преодолеть опасный перевал, его ещё называют "Полкой", почему опасный потому, что зимой неизбежен сход лавин. Проехав его через несколько киломметров вы попадаете на территорию Тывы (граница между Тывой и Красноярским краем на перевале Нолевка), после того как пересечёте границу между регионами вам открываются бесконечные тувинские степи и трасса сверху перевала кажется идёт стрелой на юго-восток. Спустившись вниз вы проедете по следующим населённым пунтам: Шивилиг (где находится пост ГАИ, а значит и строгая зона досмотра), Туран, Уюк, Суш и Кызыл. Кстати, о Кызыле - этот город является столицей республики Тыва и расположен на слиянии двух рек, образующих Енисей - Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем), перед въездом в город есть развилка 1) на юго-восток 2) на юго-запад. Дорога №1 приведёт вас прямо в центр города Кызыла, дорога №2 приведёт вас также в город, но только в промышленный комплекс Кызыла, зато дорога №2 является "обходной" сбоку Кызыла, проехав мост вы въедете на развязку, трасса "М-54" лежит прямо (с севера на юг). Проехав развязку вы пройдете 2 кольца (за первым кольцом езда "прямо", за вторым - "направо"). Далее трасса приведёт вас в Самагалтай (есть объездная дорога), Эрзин (есть объездная дорога) и, наконец, к Государственной границе. Как раз на границе между Россией и Монголией трасса "М-54" заканчивается.

Ссылка

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?