- ВИБХАДЖЬЯВАДА
- ВИБХАДЖЬЯВАДА
-
ВИБХАДЖЬЯВАДА (санскр. vibhajyavàda—учение о различении) —одно из двух основных, а именно южное, разветвлений стхавиравады (наряду с сарвастивадой). По схеме А. Баро, вибхаджьявада идентифицировалась ок. 2 в. до н. э.; ее основные ответвления— дхармагуятака, махашасака, кшшяпия, и именно вибхаджьяваде были наиболее близки позиции “ортодоксов” тхеравады. Основные источники для изучения воззрений вибхаджьявады—тексты сарвастивадинов, прежде всего “Махавибхаша” (1—2 вв.). В противоположность сарвастиваде вибхаджьявада отрицает возможность деградации для “совершенного”—архата. В отличие от сарвастивадинов, считавших, что бодхисатгва постепенно постигает четыре благородные истины, вибхаджьявада настаивает на том, что он “реализует” их мгновенно. Вибхаджьявада расходится с ними и в трактовке реинкарнации: она отрицает признаваемое ими и ватсипутриями наличие промежуточного состояния между смертью и следующим рождением (antaräbhava). Вибхаджьяваде принадлежали новые трактовки теории дхарм. Закон обусловленного происхождения состоянии бытия индивида (пратчтья-самутпада) сам обладает необусловленной природой (asainskrta), равно как и высшие состояния “совершенства”, а также три дхармы “угасания” дхармической активности (в классическом буддизме—“прекращение”, “просветление” и “нирвана”), но в конечном счете необусловлены (вопреки взглядам дарштантики) и некоторые обусловленные проявления всех дхарм. “Силу” (будь то физическую, как у слонов, или духовную, как у Будды и бодхисаттв) следует считать отдельным дхармическим началом. И неаффекгированное сознание (akligta) может обусловливать продолжение функционирования факторов обычного существования: бодхисатгва может, спустя определенный промежуток времени, родиться вновь. Даже в бесформенном мире (arûpaloka) существует какая-то субтильная материя, а гласные звуки каким-то образом являются результатами действия закона кармы.В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.