ВИВАРТА-ВАДА

ВИВАРТА-ВАДА
ВИВАРТА-ВАДА
    ВИВАРТА-ВАДА (санскр. vivarta-vàda — учение о видимости) — концепция причинности, выдвинутая в адвайтаведанте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья-аады (букв.— учение о реальности следствия), т.е. учения о том, что следствие уже имплицитно заложено в причине, целиком ею определяется и не вносит своим появлением ничего нового. С т. зр. адвайты причина и источник мира—это высший Брахман, о котором из священного писания известно, что он всегда остается постоянным, неизменным и не подвержен каким бы то ни было трансформациям (паринама). Поскольку адвайта не признает иной реальной сущности помимо Брахмана, а эмпирический мир отличается многообразием и изменчивостью, само творение должно рассматриваться как “иллюзия” (майя), “видимость” (виварта). Иначе говоря, следствие, т. е. вся вселенная, лишь иллюзорно “накладывается” на вечную природу Брахмана; в этом смысле вселенная может считаться тождественной Брахману, коль скоро с тем никогда ничего и не происходило. Концепция виварта-вады в адвайте предполагает различение уровней реальности и знания (сама идея разведения “высшего” — “парамартхика” и всего лишь “практически удобного”, “суетного” знания “самврити” заимствована Шанкарой у буддиста Нагарджуны). На уровне “высшей истины” (парамартхикасатья) существует лишь вечный Брахман, тождественный чистому Атману, тогда как на уровне “практически удобной”, “профанической истины” (вьявахарика-сатья) располагаются все явления феноменально явившейся вселенной—Бог-творец Ишвара, множество отличных друг от друга душ, неодушевленные предметы; их существование обусловлено “видимостью” (виварта), “неведением” (ввндья), игрой “космической иллюзии” (майя), однако не может считаться полностью нереальным, поскольку в конечном счете опирается на реальность самого Брахмана. Н. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ВИВАРТА-ВАДА" в других словарях:

  • Саткарья-вада — (санскр. सत्कार्यवाद, satkāryavāda IAST, «учение о предсуществовании следствия [в причине]»)  теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие заключено в причине[1]. Согласно этой модели, следствие не возникает из ничего …   Википедия

  • САТКАРЬЯ-ВАДА —     САТКАРЬЯ ВАДА (санскр. satkäryaväda учение о предсуществовании следствия [в причине]) доктрина причинности в индийской философии, противостоящая асаткарьяваде (учению о непредсуществовании следствия [в причине]). Саткарья вада утверждает, что …   Философская энциклопедия

  • ПАРИНАМА-ВАДА —     ПАРИНАМА ВАДА (санскр. parinдmavдda учение об изменении) разновидность доктрины предсуществования следствия в причине (саткарья вада), согласно которой причина реально, а не иллюзорно модифицируется в свои, изначально заложенные в ней… …   Философская энциклопедия

  • КАРАНА—КАРЬЯ —     КАРАНА КАРЬЯ (санскр. kärana kärya причинаследствие) термины индийской философской концепции причинности. Истоки двух основных доктрин, определяющих механизм действия причинно следственных связей саткарья вады (учение о предсуществовании… …   Философская энциклопедия

  • КАРАНА–КАРЬЯ — (санскр. Kāraṇa – kārya – причина следствие) – термины индийской философской концепции причинности. Истоки двух основных доктрин, определяющих механизм действия причинно следственных связей – саткарья вады (учение о предсуществовании следствия… …   Философская энциклопедия

  • МАЙЯ — (санскр. иллюзия , обман ) один из основных терминов, относящихся к фундаментальным миросистемным представлениям индуистской и буддииской религиозно философских традиций Впервые встречается в Ведах в качестве характеристики способности богов… …   Современный философский словарь

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА —         (санскр. адвайта недвойственность), др. инд. религ. филос. направление, разновидность веданты, характеризующаяся последоват. монизмом. Важнейший представитель Шанкара (кон. 8 9 вв.). Брахман, бог, выступает в А. в. в качестве единой и… …   Философская энциклопедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА — [санскр. веданта недвойственности], первая религиозно философская школа, сложившаяся в рамках веданты. Вместе с тем А. в. обычно считается вершиной инд. религ. традиции, своего рода квинтэссенцией инд. мудрости; только здесь центральный тезис… …   Православная энциклопедия

  • Брахма-мадхва-гаудия-сампрадая — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия

  • Кришнаит — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»