- Исидор, митрополит Киевский и всея Руси
— митрополит Киевский и всея Руси.
По происхождению грек.
Родился в Фессалониках.
До 1437 года был игуменом монастыря святого Димитрия в Константинополе, участвовал в посольстве императора на Базельский Собор Католической Церкви (1434), где было принято решение о созыве специального Собора для объединения Греко-Православной и Католической Церквей.
В 1437 году был хиротонисан Константинопольским патриархом Иосифом на русскую митрополию. Его назначение в Россию имело определенную цель — склонить русских к участию в Соборе по объединению Церквей.
В Москве Исидор был принят неохотно, так как на Московскую митрополию был избран другой кандидат, из русских, который был отправлен в Константинополь для посвящения.
Прибыв в Москву, Исидор сразу же заговорил о предстоящем Соборе в Италии и выразил желание поехать на него в качестве представителя Русской митрополии. Великий князь Василий Васильевич Темный убеждал Исидора не ездить в латинскую землю и даже запрещал ему своею властью. Наконец, видя упорство Исидора, согласился, взяв с него клятву, что он "ничто странна и чюже" не принесет от латинян и крепко будет стоять за Православие.
Однако уже в Юрьеве (Дерпте) Исидор поклонялся прежде "крыжу ляцкому", а потом уже православному.
На заседаниях Собора в Ферраре, а потом во Флоренции он явно был на стороне латинян и подписал соборное определение о соединении Церквей. От папы Исидор получил сан кардинала и звание "легата от ребра апостольского" для всех северных стран. На обратном пути в Будине, Кракове, Львове он объявлял о соединении Церквей и совершал литургии в латинских храмах.
В 1441 году, когда он вернулся из Италии в Москву, перед ним несли латинский крест. На первой же литургии, которую совершал сам митрополит, на ектениях вместо патриархов восточных поминали папу Евгения I. По окончании службы архидиакон стал читать с амвона определение Флорентийского Собора. От изумления все безмолвствовали. Но сам великий князь выступил с обличительным словом. Он назвал Исидора волком-хищником, лжепастырем, еретиком, губителем христианских душ, приказал посадить его в заключение в Чудов монастырь. Затем созвал Собор иерархов для рассмотрения Флорентийских соборных постановлений. Последние были признаны противными древнему православному учению. Было решено призвать Исидора к раскаянию и исправлению, но напрасно: из заключения он успел убежать в Тверь, а оттуда через Литву пробрался в Рим, где получил место в совете кардиналов.
Исидор был участником обороны Константинополя в 1453 году, но ему удалось избежать плена.
Известия русских летописей об Исидоре заканчиваются заявлением, что в Риме он "нигдеже пристанища не имел".
Скончался, по одним источникам, 14 марта 1463 года, по другим — в 1472 году.
Это был последний митрополит, избранный и поставленный для России в Константинополе. С митрополитом Исидором окончился тот период, когда наши первосвятители избирались то в Греции, то в России или Литве, когда на Руси появлялось одновременно по два и даже по три митрополита и происходили разные беспорядки от искателей митрополичьей власти.
Труды:
Послание правителям западнорусского города Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы. 1440 г. // Бодянский О. М. О поисках монускриптов в Познанской библиотеке // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1846, январь, № 1, отд. 1, с. 12—16. Письмо о падении Константинополя. 1453 г.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1. — С.1259—1260.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 107—108.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 425. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 225—227, 229—231. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 3.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 533, 535, 543, 548. Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. — 2-е изд. — М., 1788—1791. — Т. 6.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 2, с. 354; т. 3, с. 112; т. 4, с. 122, 210—212; т. 5, с. 29, 30, 267; т. 6, с. 151—169, 319; т. 7, с. 163; т. 8, с. 100,109,122.
Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1904, июль, с. 142.
Журнал Московской Патриархии. — М., 1950, № 7, с. 41, прим.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 5, с. 1065. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 964—965; т. 2, с. 1574.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13 (кн. 25), с. 364—365.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 147—148.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13.
Лурье Я. С. Исидор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1988. — Вып. 2, ч. 1, с. 449- 450.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 71, 206, 233, 297—298, 347—348, 353—356, 358—360, 410.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.