- Исидор, митрополит новгородский
— митрополит новгородский, умер 10 апреля 1619 г. Постриженик Соловецкого монастыря, он в 1597 г. сделан был в нем же игуменом, а в 1604 году поставлен на новгородскую митрополию. В 1605 г., по смерти царя Бориса, он отправлен был вместе с Басмановым к царскому войску, принимать от него присягу на верность Феодору Борисовичу; но едва успел митрополит вернуться в Москву, исполнив возложенное на него поручение, как в столицу пришло известие об измене всего войска. В 1606 году, 1 июня, он венчал на царство Василия Ивановича Шуйского. В 1608 г., князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский был в новгородской области и вел переговоры со шведами, желая получить от них помощь людьми; в то время, как отовсюду приходили к нему вести, что число противников царя Василия все увеличивается, посольство от Новгорода, отправленное при ближайшем участии митрополита Исидора, призвало его в этот город, обнадеживая в верности царю. В 1611 году, во время междуцарствия, Делагарди, долго стоявший под Новгородом, 16 июля сделал приступ и ворвался в город; новгородцы на улицах и в домах ожесточенно сопротивлялись шведам; во время сечи митрополит Исидор служил молебен на стене кремля и издали благословлял протопопа Аммоса, который был у него под духовным запрещением, но которого он теперь простил за отважную оборону против шведов. Когда город был взят, митрополит Исидор и тогдашний воевода новгородский, князь Иван Никитич Одоевский, заключили с Делагарди договор, по которому признали новгородским государем королевича шведского Филиппа и обещали привести и все московское государство к согласию на этот выбор; 25 декабря 1611 г. отправлено было к шведскому королю Карлу IX извещение об этом. От имени всяких чинов новгородских людей, с митрополитом Исидором во главе, и велись все переговоры, как с королевичем Филиппом и шведскими уполномоченными, так и с князем Пожарским, который еще в июне 1613 года отвечал на грамоту Исидора и всего Новгорода, извещавшую, что Новгород имеет царем королевича шведского. Королевич Филипп, как известно, в Новгород не приезжал, узнав, что остальные части России признали царем Михаила Феодоровича, но шведский военачальник в Новгороде, Горн, тем не менее требовал от Новгородцев верности шведскому принцу; и хотя было уже очевидно, что новгородцы желают соединиться с остальною Россиею и признать царем Михаила Феодоровича Романова, шведы удерживали Новгород и только по Столбовскому миру 1617 г. Новгород был возвращен России. Извещая об этом митрополита Исидора и всех новгородцев особою грамотою, царь Михаил Феодорович благодарил их за верность своему отечеству и вполне извинял им их временное отступничество, признавая, что для них было невозможно противиться шведским силам. Митрополит Исидор, утомленный всеми этими беспокойствами, стал проситься на покой в Соловецкий монастырь; но прежде чем это было ему разрешено, он уже скончался. Погребен в Софийском соборе в Новгороде.
"Акты Ист.", III, № 284; "Доп. к Акт. Ист.", I, №№ 162, 164, 166; II, №№ 3, 5, 11, 43; "Новый летописец"; Карамзин, т. XI и XII; Соловьев, т. VIII, гл. 8, т. IX, гл. 1; Досифей, "Опис. Солов. монастыря", 93—94.
{Половцов}
Исидор, митрополит Новгородский
— митрополит Новгородский и Великолуцкий.
Принял монашество в Соловецком монастыре.
С 1597 года — игумен, настоятель Соловецкого монастыря.
В 1598 году участвовал в работе Земского Собора, избравшего Бориса Годунова на трон.
6 февраля 1603 года (по другим источникам, в 1604 году) поставлен митрополитом Новгородским.
1 июня 1606 года венчал на царство Василия Шуйского.
3 июня 1606 года участвовал в поставлении на патриарший престол митрополита Гермогена.
Во время штурма Новгорода шведами (16 июля 1611 года) устроил крестный ход. По свидетельству "Летописца Нового", митрополит Исидор стоял "на градской стене, поя молебны".
Скончался 10 апреля 1619 года, не успев получить разрешение удалиться на покой. По завещанию погребен в Софийском соборе (в Корсунской паперти) в Новгороде.
Митрополит Исидор явился одним из видных деятелей Смутного времени. Своими увещаниями он, хотя и с трудом, отклонил новгородцев от их намерения покориться шведам, призвал на помощь прославленного воеводу М. В. Скопина-Шуйского и помог заключению мирного договора между Василием Шуйским и шведским полководцем Я. П. Делагарди. Когда после низложения Шуйского шведы из союзников снова превратились во врагов России и осадили Новгород, митрополит Исидор до последнего момента руководил обороной города, подвергая опасности свою жизнь. В то время как шведы уже ворвались в город и бои шли на улицах, Новгородский владыка продолжал совершать молебны на стенах крепости. Ему было видно, как кипела сеча около дома протоиерея Софийского собора Амоса, который заперся с друзьями в своем доме. Шведы не могли взять этого дома и сожгли его со всеми бывшими в нем.
Митрополит Исидор подавал мужественным борцам благословение крестом и рукой. Но шведы одержали победу над новгородцами, и митрополит Исидор был вынужден покориться им и даже признал государем шведского принца Карла-Филиппа.
В 1617 году по заключении Столбовского мирного договора между Россией и Швецией Новгород был возвращен России. При освобождении Новгорода митрополит Исидор устроил крестный ход, он встречал прибывших туда из Столбова русских послов; вероятно, вскоре после этого побывал в Москве. Считается, что владыка просил царя Михаила Федоровича отпустить его на покой в Соловецкий монастырь. Вызванный царем в столицу (возможно, в связи с приездом в Россию иерусалимского патриарха Феофана), митрополит Исидор умер на Соловецком подворье.
Труды
:Новопоставленному иерею на поучение себе и своим детем духовным (РГБ, собрание Большакова, № 318, л. 273—280). Грамота в Соловецкий монастырь, разоблачающая Григорьева Отрепьева. Январь 1605 г. Грамоты о наделении землей митрополичьих приказных.
Грамота о молитве за царя Василия по поводу победы над восставшими в 1606 г. Грамота в Ярославль, призывающая власти Второго ополчения избрать на русский престол шведского королевича (ГПБ, Q. IV. 17, л. 487 об. — 492; грамота остается неопубликованной).
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 2, с. 767, 853, 973, 999, 1019, 1021, 1022, 1023, 1107,1124.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 446—448. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. — Новгород, 1897, с. 37—38. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря: в 3 ч. — М., 1836. — Ч. 1, с. 93—94.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843. — Т. 12, гл. 1, с. 5, прим. 10; гл. 5, с. 190. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 18. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 36, 816.
Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842.-Т. 3,№ 284. Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1, № 162, 164, 166; т. 2, № 3, 5,11, 43.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, с. 347. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 5, с. 1070. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 965. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13 (кн. 25), с. 365.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 148.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.
Солодкин Я. Г. Исидор // Словарь книжников и книжности в Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 119—122.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.