Иллюстрация


Иллюстрация
Иллюстрация - рисунок, помещенный в печатной книге, преимущественнотакой, который оттиснут вместе с ее текстом при помощи формы вырезаннойна дереве (ксилографического или политипажного клише). Украшение книгтакими рисунками, или, как говорится, их иллюстрирование, ведет своеначало от сделанных от руки рисунков (так назыв. миниатюр), помещавшихсяв рукописях с первых веков христианства. Когда в половине XV ст.изобретение книгопечатания дало возможность распространять одну и ту жекнигу в большом числе экземпляров, снабжать каждый из них подобнымирисунками стало затруднительным, и на смену этих последних явилисьгравюры на дереве. Должно, однако, заметить, что изобретение И.предшествовало открытию книгопечатания, и что до нас дошло несколькорукописей с рисунками, оттиснутыми помощью деревянных форм. Переход оттаких И. к настоящим составляют рисунки изданного неизвестнымпечатальщиком "Зерцала человеческого спасения" (Speculum humanaesalvationis), первая половина которого занята ксилографическимикартинками, а вторая - относящимся к ним текстом, отпечатаннымпосредством типографских досок. Как на древнейшие иллюстрированныекниги, печатанный типографическим набором, можно указать на "Жалобу насмерть", "Библию бедных", "Благородный камень" Бонера и "Четыреистории", изданные в Бамберге, в 1461 - 62 г., Ад. Пфистером,воспользовавшимся для них тем же шрифтом, которым была напечатана такназыв. 36-ти строчная Библия. И. этого времени, еще очень грубые,свидетельствуют о крайней наивности как издателей книг, так и читателей.Для примера можно указать на "Саксонскую хронику", изданную в 1492 г. П.Шеффером; в ней помещено довольно много видов городов и портретов разныхлиц, но для всех этих картинок употреблено весьма ограниченное числогравированных досок: одною и тою же доскою оттиснуты изображения Рима,Зальцведеля и Гослара, другою доскою - Гальбершадта и Мюнстера, третьей- Гамбурга и Гильдесгейма, при чем город от города не отличается ничеминым, как сопровождающим его печатным наименованием; точно такой жепроизвол издатель позволил себе и относительно портретов. "ПредсказанияМерлина", напечатанные около того же времени во Франции, равным образом,содержат в себе лишь три политипажа, повторенные по несколько раз подразными названиями. Явление, исключительное в рассматриваемом отношении,представляет "Путешествие живописца Ревиха в Обетованную землю", И.которого воспроизводят рисунки, сделанные с натуры. Сравнительнаяделикатность политипажей в книгах парижского издателя Пигуше ибратьев-венецианцев Джов. и Грег. да-Грегориис заставляет предполагать,что они резаны на буксовом дереве, которое, по свидетельству лионскоготипографщика Трехслера, уже начинало тогда входить в употребление дляподобной цели. Сверх вышеупомянутых печатальщиков, иллюстрированием книготличались в XV ст. Г. Цайнер, И. Бемер и Г. Шенспергер, в Аугсбурге, Г.Квентель, в Кельне, А. Кобергер, в Нюрнберге (основавший здесь школуксилографов, во главе которой стояли учитель А. Дюрера - М. Волгемут, иВ. Плейденвурст), И. Цайнер, Л. Гогенванг и Л. Голь, в Ульме, Б. Готау,в Любеке, М. Шот, в Страсбурге, А. Верар и С. Вотр, в Париже. На ряду сгравюрами на дереве, в эту пору употреблялись, иногда в значении И.,также гравюры на меди: Свейнгейм гравировал таблицы к творениямПтолемея, оконченные по смерти этого мастера А. Букингом; "Monte Santodi Dio" Николая де Лоренцо (Флоренция, 1477), иллюстрировано такжерисунками, резанными вглубь на меди. XVI в. был цветущею эпохою И. ВГермании посвящать ей свои труды не считали для себя унизительнымзнаменитые живописцы А. Дюрер, Л. Кранах и Г. Гольбейн; кроме них,славились иллюстраторы: нюрнбержец Иероним, И. Амман, Г. Шёуфелин, И.Динекер, Г. Бургмайер, Д. Гопфер, Б. Иобин, Я. Луциус, Н. Нерлих, М.Шеве и В. Сомн. Франция произвела в этом веке замечательногоиллюстратора Жофруа Тори, между тем как Италия сделала, по частигравирования на дереве, даже шаг назад. Подобный упадок этого искусстванаступил в следовавшие затем столетия и в других странах Европы:ксилография была совсем заброшена, приняла ремесленный, грубый характери если находила для себя употребление, то исключительно прииллюстрировании календарей и дешевых изданий, назначаемых дляпростонародья; издания же более дорогие и изящные вошло в обычаеснабжать не политипажными И., а картинками и виньетками, гравированнымина меди. Только во второй половине XVIII ст. ксилография, благодаряангличанину Т. Бевику, получила снова художественное значение, новсетаки продолжала иметь лишь ограниченное применение к иллюстрированиюкниг до 80х гг. текущего столетия, когда возникли первыеиллюстрированные журналы: "Penny Magazine", в Англии (1832), "PfenningMagazin", в Германии (1833), "Magazin pittoresque", во Франции" (1833) и"Живописное обозрение" А. Семена, в России (1835). Эти издания, имевшиецелью наглядно знакомить читающую публику с событиями дня, выдающимисясовременными деятелями на разных поприщах и со всякими предметами,интересными в данную минуту, пользовались огромным успехом ираспространили любовь к И. Последние стали наполнять не только подобные,появлявшиеся одно за другим, периодические издания, но и книги самогоразнообразного содержания - беллетристические, ученые, детские и вообщетакие, в которых картинки могут служить пояснением и дополнением текста.Этому распространению в значительной степени способствовали, с однойстороны, быстрое усовершенствование техники гравирования на дереве, а сдругой - изобретение гальванопластики, давшей возможность получать вкаком угодно числе точные металлические копии гравированных деревянныхдосок. В настоящее время повсюду выходит в свет несчетное количествоиллюстрированных изданий, при чем они нередко, благодарягальванопластическим клише, заимствуют гравюры друг от друга. Обменом ипродажею таких клише специально занимается нисколько торговых фирм вразных местах Европы. К сожалению, дальнейшему процветаниюксилографической И. грозит явившаяся недавно соперница этого искусства -фотоцинкография, более сподручная для издателей по автоматичности своегоизготовления и по дешевизне, но за то менее удовлетворительная вхудожественном отношении. А. С - в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Иллюстрация" в других словарях:

  • Иллюстрация —         (от лат. illustratio освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства изобразительное… …   Художественная энциклопедия

  • Иллюстрация — Джесси Уилкокс Смит (англ. Jessie Willcox Smith). Иллюстрация  визуализация, такая как рисунок, фотогра …   Википедия

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — 1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое либо положение; 2) рисунок в тексте к. н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — [илю], иллюстрации, жен. (лат. illustratio освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее… …   Толковый словарь Ушакова

  • иллюстрация — См. пример …   Словарь синонимов

  • Иллюстрация — Иллюстрация. Иван Билибин, титульный лист книги сказок. ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского illustratio освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст. 3) Область… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — (от лат. illustratio освещение наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров2)] Изображение, сопровождающее и дополняющее текст3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • иллюстрация — и, ж. illustration f. <лат. illustratio < illustrare прояснять. 1. Снабжение текста рисунками. Разговор зашел .. о новой иллюстрации библии французским художником. Толст. А. Каренина. || устар.? С картинками, скабрезный. Любил разговаривать …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • иллюстрация —     ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • иллюстрация — Графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах (листах), включенных в пагинацию или фолиацию документа. [ГОСТ 7.76 96] иллюстрация Изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на… …   Справочник технического переводчика

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — ИЛЛЮСТРАЦИЯ, и, жен. 1. см. иллюстрировать. 2. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями. 3. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора. | прил. иллюстрационный, ая, ое и иллюстративный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

Книги

Другие книги по запросу «Иллюстрация» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.