- Клише
- Клише (франц. Cliche), в графических искусствах - копия вырезанногона дереве или металле изображения, служащая для размножения егоотпечатков. Так, в типографском деле К. наз. копия со штампа большойзаглавной буквы, виньетки, целого слова, фразы или страницы, набранныхтипографским шрифтом, с доски политипажного рисунка и пр., изготовляемаяпосредством отливки из легкоплавкого металла (клиширования). Самыйпростой способ получить такое К., если не имеется готовой углубленноймедной формы для его отливки (матрицы), состоит в следующем: в плоскую,сделанную из твердой бумаги или картона коробку, с загнутыми краями,наливают легкоплавкий металл, обыкновенно употребляемый для литьяшрифта, и когда этот металл, начиная остывать, превращается вполужидкую, кашеобразную массу, в него сильно нажимают рукой оригинал,предварительно прикрепленный к одному из концов деревянного штабика.Если оригинал резан из твердого металла, то можно также получить егооттиск в более мягком металле посредством ударов молотка. Сделанную темили другим образом копию, воспроизводящую оригинал не выпукло, ауглубленно и в обратном виде, тщательно натирают порошком болуса илиграфита и поступают с нею так же, как с оригиналом, т. е. оттискивают еев полужидком легкоплавком металле, и, так. образом, получают точноевоспроизведение оригинала уже в прямом виде, которое, будучи освобожденоот окружающих ненужных частей металла и насажено на деревянную ножку илиприпаяно к оловянной подставке надлежащей высоты, может бытьупотребляемо вместе с обыкновенным типографским набором. Этотпервоначальный способ изготовления К. значительно облегчен изобретениемособой клишировальной машины. Еще более удобно стало получатьтипографские К. после изобретения стереотипии и применения к делугальванопластики (гальванопластич. К., гальвано) и, наконец, целлулоида.В фотограф. производстве название К. дается светописным снимкам настекле, т. наз. негативам и позитивам. В художественном гравировании намеди и на стали, название К. присвоено копиям с гравированных досок,изготовляемым при помощи гальванопластики и заменяющим их при печатанииэстампов в том случае, когда надо получить большое количество оттисков исберечь оригинальную доску от порчи, неизбежной при многократныхнабиваниях ее краской и прокатывании между валами печатного станка. Внастоящее время почти ни одна доска, мало-мальски хорошо гравированнаябюренистом или аквафортистом, не поступает в руки печатника, авоспроизводится в нескольких гальванопластических К., с которых, попокрытии их тончайшим слоем гальванопластической же стали, и делаютсяоттиски в потребном числе экземпляров; сама же подлинная доскасохраняется на случай будущего употребления. Равным образом, иполитипажные гравюры, в большинстве случаев, печатаются не соригинальных деревянных досок, но с металлических К., изготовленных поним гальванопластически, причем применение к их производству фотографиидает возможность по произволу уменьшать размеры политипажей и через топревращать работу гравера в чрезвычайно тонкую, почти микроскопическую. Л. С - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.