Иконоборство


Иконоборство
Иконоборство - движение против почитания икон, возникшее и Византии впервой половине VIII века и продолжавшееся почти до середины IX века. ВVIII веке каноническая формулировка иконопочитания еще не былаустановлена, и самое иконопочитание часто принимало преувеличенный,грубый характер; как рассказывает один источник начала IX в. (см. ст. Ф.И. Успенского в "Ж. М. Н. Пр." 1891 г. январь, стр. 141 и сл.), многиецерковные люди и миряне не только воздавали иконам такое же поклонение,как честному и животворящему кресту, но и "возлагали на эти иконыполотенца и делали из икон восприемников своих детей при святомкрещении. Желая принять монашеский сан, многие предпочитали отдаватьсвои волосы не духовным лицам, а складывать их при иконах. Некоторые изсвященников и клириков скоблили краски с икон, смешивали их с причастиеми давали эту смесь желающим вместо причащения. Другие возлагали телоХристово на образа и отсюда причащались святых таин. Некоторые, презревхрамы Божии, устраивали в частных домах алтари из икон и на нихсовершали священные таинства". Такие преувеличения, навлекавшие нахристиан упреки в идолопоклонстве, особенно со стороны магометан,которые в это время не только энергично распространяли свою враждебнуювсякому иконопочитанию религию, но и требовали от подвластных себехристиан прекращения поклонения иконам (ср. "Theophanis Chronographia",ed. Bonn., v. I, p. 617 - 618) вызвали противодействие со стороны имп.Льва III Исаврийского (717 - 741); - замечательного полководца,администратора и законодателя, стремившегося - вместе с военной борьбойпротив арабов - и о распространении христианства среди магометан (иевреев) и не стеснявшегося властно вмешиваться в вопросы церковнойжизни. С 726 г. он выступил против иконопочитания, приказывал снимать,выламывать и закрашивать иконы (приводимые обыкновенно известия осодержании "постановлений" Льва III от 726 и от 728 г. требуют поправок- см. В. Г. Васильевский, "Русско-византийские отрывки", в "Журн. Мин.Нар. Пр." 1877 г., июнь, стр. 296 сл.). Эти распоряжения вызвали средииконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров -иконопоклонников, идолопоклонников, как их называли противники), ккоторым принадлежали, главным образом, духовенство и особенно монахи,массы простого народа и женщины всех классов общества, большоераздражение; при уничтожении икон происходили схватки и побоища.Население собственной Греции (Эллады) и Цикладских островов,провозгласив нового императора, подняло восстание, окончившееся,впрочем, полной победой энергичного Льва III; немало жителей внутреннихчастей империи, не желая мириться с ересью, бежали на окраиныгосударства; значительная часть итальянских владений Византии с г.Равенной отдалась под власть Лангобардов; папа Григорий II отказалсяподчиняться требованиям императора в объявил И. ересью (такой жеполитики держался и его преемник Григорий III); константинопольскийпатриарх Герман смело обличал Льва в ереси, на настоянии императораподписать эдикт против икон ответил отказом вводить что-нибудь новое вделах веры без вселенского собора и, наконец, сложил с себя патриаршуювласть; на Востоке самым сильным противником И. явился в эту эпохузнаменитый Иоанн Дамаскин. Несмотря на такую сильную оппозицию, Лев,опираясь на войско и придворную аристократию, составлявших главный оплотпартии иконоборцев (икономахов, иконокластов, иконокаустов -сокрушителей, сожигателей икон, как их называли противники), а такженаходивший себе поддержку и в некоторой части духовенства, до концацарствования поддерживал И. Сын и преемник его Константин V Копроним(841 - 775) еще с большей энергией выступил против иконопочитания, несмотря на трудную борьбу (в начале царствования) с православной партией,выставившей против него нового императора, его зятя Артавазда, который втечение почти 2 1/2 лет (741 - 743) владел Константинополем. Желая болееопределенно провести иконоборческие идеи, и подготовив к этому умы путем"народных собраний" (- ср. В. Г. Васильевский, в "Журн. Мин. Нар.Просв." 1877, июнь, стр. 286 - 287, 310), Константин в 754 г. созвал водворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем(Скутари) большой собор, на котором было более 300 епископов (но,однако, не присутствовало ни одного представителя патриарших кафедр).Здесь было определено, что "восстановлять образы святых посредствомматериальных красок и цветов есть дело бесполезное, праздное и дажебогопротивное и диавольское", но что, "вместо того следует заботиться оподражании на деле святым", добродетели которых "должны служить как быодушевленными иконами", молитве и предстательства которых следуетиспрашивать согласно с церковным преданием (ср. Васильевский, ibid.,стр. 312 - 313). Между тем стремления Константина вели его кпокровительству приверженным павликианству "сириянам и армянам", которыепереселялись в европейскую часть империи, усиливая здесь восточныйэлемент (вообще влиятельный при иконоборческих императорах), и краздражению против монашества. Константин не только стал подвергать(вероятно, не ранее 761 г.) открытому гонению и мучениям отдельныхпредставителей монашества (св. Стефана Нового), но преследовал,по-видимому, и самый институт монашества; благодаря этому, усиливаласьэмиграция греческого монашества, бежавшего, главным образом, в южн.Италию и на сев. берега Черного моря. Не смотря на усиление оппозиции (вкоторой встречались уже и высокопоставленные светские лица), И.держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына,более умеренного Льва IV Хазара (775 - 780). Только в регентство женыего Ирины (за малолетством его сына, императора Константина VI (780 -790) партия иконопочитателей, находившая сочувствие в императрице (как ивообще в большинстве знатных женщин), одержала верх. После возведения вконстантинопольские патриархи Тарасия (784 г.) было решено созватьвселенский собор для восстановления иконопочитания. В августе 786 г. былоткрыт собор в Константинополе, но войско, оплот иконоборцев, выказалотакое сопротивление деятельности собора, что участвовавшие в нем должныбыли разойтись. Под благовидным предлогом переместив столичное войско впровинции и отпустив ветеранов на родину, составив новое войско ипоставив над ними преданных себе начальников, Ирина, в сентябре 787 г.,созвала в Никее VII вселенский собор, отвергнувший постановления собора754 г., подвергшие анафеме иконоборцев и установивший иконопочитание: недолжно было оказывать иконам преклонения, приличествующего только Богу,но их подобало чтить совершенно так же, как и святой, животворящий крест(почитание которого не отвергалось иконоборцами), подобалоприкладываться к ним, преклонять пред ними колена, воскурять фимиам,возжигать свечи; обращаться к ним с молитвой. Иконоборцы, однако, нетерпели, по-видимому, преследований в смутную эпоху правленияКонстантина VI и Ирины (до 802 г.), а тем менее в царствование Никифора(802 - 811), возбуждавшего недовольство православной партии и особенномонахов не только своими финансовыми играми, но и терпимостью кпавликианам; и лишь в короткое царствование имп. Михаила I (811 - 813),находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (также ипавликиане) стали подвергаться гонениям. Плохой администратор инеудачный полководец, Михаил, был низвергнут солдатами, которые возвелина его место энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813 -820). Этот восточный по происхождению император снова стал на сторону И.Сломив деятельную оппозицию духовенства (константинопольского патриархаНикифора, созвавшего поместный собор для защиты иконопочитания, иособенно св. Феодора Студита, деятельно поддерживавшего православных исмело порицавшего императора), Лев созвал в 815 г. собор, отменившийпостановления VII вселенского собора и восстановивший определения собора754 г.; тогда возобновилось уничтожение икон, преследование монахов,эмиграция на Восток и в Италию. Преемник Льва, Михаил II Косноязычный(Аморейский) попытался держаться довольно своеобразной политикитерпимости относительно иконопочитателей: он дал амнистию всем,потерпевшим за иконопочитание (между прочим, Феодору Студиту), и издалпостановление, требовавшее, чтобы "никто не смел приводить в движениеязык свой ни против икон, ни за иконы", "чтобы молчание было правилом вовсем, что напоминает иконы". Однако, и в это царствование произошловосстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия.Постановление Михаила II оставалось в силе, а при его преемнике, имп.Феофиле (829 - 842), который, однако, снова стал энергично преследоватьиконопочитателей. Лишь по смерти Феофила в регентство (за малолетствомимп. Михаила III) его жены Феодоры и других лиц (между ними Мануила,дяди императрицы), византийское духовенство, при посредстве Мануила,действовавшего, вероятно, из политических соображений (см. Ф. И.Успенский, в "Ж. М. Н. Пр.", 1891, янв., стр. 130 - 131), убедилоимператрицу, давно расположенную к иконопочитанию, восстановитьпоследнее. Был свергнут приверженец ереси, патриарх Иоанн VII, и на егоместо возведен защитник иконопочитания, Мефодий, подвергшийсяпреследованию при Феофиле. Под его председательством (ср. Ф. И.Успенский, ibid., стр. 109 - 110) состоялся в 842 г. собор, утвердившийи одобривший все определения VII вселенского собора и подвергший сноваотлучению иконоборцев (исключение было сделано для Феофила); тогда жебыл установлен и впервые совершен (19 февр. 842 г.) чин провозглашениявечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам,совершаемый в православной црк. и до нашего времени в неделюправославия. В Италии И. постоянно находило себе резкий отпор в папах,при чем частые обращения борющихся партий к их посредству способствовалиусилению их притязаний, а еретичество императоров, которым папыотказывались повиноваться, усилению независимости последних. Но воФранкском государстве, в так называемом Libri Carolini, на франкфуртскомсоборе 794 г. и на парижском 825 г. был выражен взгляд, объявлявшийвсякое церковное служение перед иконами за идолопоклонство, но неотрицавший их значения, как украшения церкви и средства поддержанияблагоговения. Главными источниками по истории И. служат, кроме летописей Феофана(еd. Bonn., ex rec. I. Classeni, 1889 - 41, vv. 2; во 2-м т. помещенлатинский перев. Феофана, так назыв. "Anastasii bibliothec. historiatripertita", ex rec. J. Bekkeri; нов. изд. de Boor, Лпц., 1883 - 85, vv.2; есть русский перев. Оболенского и Терновского, помещ. в "Чт. в. Общ.Ист. и Др. Росс., 1886 - 87 гг. и отдельно), продолжатели Феофана("Theoph. continuat"., ed. J. Bekker, Bonn, 1838), патр. Никифора (ed.Bonn., ex rec. J. Bekkeri, 1837, вместе с Пав. Силенциарием и Георг.Писидой); ed. de Boor, Лпц., 1880), Георгия Амартола ed. (Muralt,Petropol., 1859), Migne: "Patrologiae cursus completus ser. Graeca", t.110, 1863), Генезия (ed. Bonn., ex rec. C. Lachmanni, 1834; Migne, "P.c. c., s. G.", т. 109, 1863) и др., общим недостатком которых являетсярезко враждебная И., затемняющая ход событий и характер движения точказрения, акты VII вселенского собора (Labbe, "Sacrosancta Concilia", VIIи русский пер. "Деяния вселенских соборов", т. VII, Каз., 1873);сведения, заключающиеся в церковных анналах Барония (для И. см. тт. XII,XIII, XIV) и жития святых, из которых некоторые разработаны висследованиях академии; В. Г. Васильевского, "Руссковизантийскиеотрывки". Литература по истории И. бедна. Кроме устаревших общихизложений Лебо, Гиббона, Финлея, Гфререра и мало опередившего ихГерцберга ("Geschichte d. Byzantiner und d. Osmanischen Reiches", Берл.,1883, в коллекции Онкена), не менее устаревшей "Geschichte derbildersturmenden Kaiser" Шлоссера (Франкф. на Майне, 1812), церковныхисторий Газелера, Неандера и пр. (а также "Истории последних 4вселенских соборов" А. Лебедева), нужно указать на имеющие выдающеесязначение и проливающие часто совершенно новый свет на вопросмногочисленные работы академика В. Г. Василевского о Византии, а такжеработу Ф. И. Успенского ("Константинопольский собор 842 г. и утверждениеправославия", "Ж. М. Н. Пр.", 1891, янв." переп. в сочин. "Философское ибогословское движение в Византии", СПб., 1892). При недостаточнойразработанности истории И., как относительно происхождения этогодвижения, так и относительно его характера и значения, существуютзначительные разногласия: одни видят в нем широкое прогрессивноедвижение, целую социальную, политическую и религиозную революцию,опиравшуюся на античный эллинские начала, сохранившиеся на востокеимперии, откуда шла реформа и были родом императоры иконоборцы (Лев III,Константин V, Лев IV, Лев V, Феофил); другие, не отрицая значениявосточных элементов в И., склонны видеть, наоборот, в восстановленииправославия победу европейских, более культурных элементов. Вопрос оботношении И. в магометанству и к различным христианским ересям такжемало выяснен. Ф Смирнов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Иконоборство" в других словарях:

  • иконоборство — сущ., кол во синонимов: 1 • иконоборчество (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Иконоборство — Эта статья о иконоборчестве в Византийской империи, про это движение в других странах см. Иконоборчество (значения) Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня …   Википедия

  • Иконоборство — движение против почитания икон, возникшее в Византии в первой половине VIII века и продолжавшееся почти до середины IX века (об И. в эпоху реформации см. Реформация). В VIII веке каноническая формулировка иконопочитания еще не была установлена, и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иконоборство — ср. Социально политическое и религиозное движение против христианского культа икона I, наблюдавшееся в Византии в VIII IX вв., на Руси в XIV в., в Западной Европе в XVI в.; иконоборчество. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • иконоборство — иконоборство, иконоборства, иконоборства, иконоборств, иконоборству, иконоборствам, иконоборство, иконоборства, иконоборством, иконоборствами, иконоборстве, иконоборствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • иконоборство — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. ересь в VIII и IX вв., состоявшая в непризнании, не… …   Словарь церковнославянского языка

  • иконоборство — а; ср. = Иконоборчество …   Энциклопедический словарь

  • иконоборство — а; ср. = иконоборчество …   Словарь многих выражений

  • Никейские соборы — церковные соборы, бывшие в г. Никее, в Вифинии. Из них наиболее замечательны: 1) Н. первый вселенский собор (325), по поводу ереси Ария. Александрийский епископ Александр, в одной из бесед своих с клиром, сказал, что Св. Троица есть в троице… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Константин V Копроним — или Каваллин византийский император (741 775), сын имп. Льва III, бывший, по византийскому обычаю, с малолетства соправителем своего отца. К. был одним из самых замечательных государей эпохи иконоборства (см.): исключительные таланты полководца… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.