- Делос
- Делос (DhloV). - Наименьший из Цикладских островов, знаменитый храмоми культом Аполлона и Артемиды и считавшийся местом рождения этих богов.Их мать Латона, преследуемая ревностью Геры, блуждала по всей земле, ненаходя места, где бы она могла родить. Д., бывший блуждающею по морюскалой, принял ее, и здесь богиня разрешилась от бремени. В награду заэто Аполлон избрал Д. местом своего культа и прекратил его блуждания.Святилище пользовалось известностью в глубокой древности и было центромамфиктионии, соединявшей, под покровом общего культа, всех ионийцевЕвропы, островов и Малой Азии. Афиняне принимали участие в амфиктионииуже в эпоху Солона. В VI в. сильнейшие морские державы соперничали из-запервенства в амфиктионии, так как это первенство равнялось первенству наморе. Пизистрат очистил Д., т. е. выкопал трупы на всем пространствео-ва, которое было видно от храма, и перенес их на другое место.Вероятно после его смерти, другой "моревластитель", Поликрат Самосский,дарит Аполлону целый о-в Ренею, соединив его цепями с Д. В эпохуперсидских войн, Датис, плывя с флотом к берегам Аттики и покоряяЦиклады, не коснулся Д., но, напротив, почтил богов его обильнойжертвой. После греческо-персидских войн Д. стал центром Делосскогосоюза. Отпав от Афин, делосцы отдались под покровительство спартанцев,которые, как явствует из одной надписи, оставили им самоуправление.Афиняне и в это время продолжали посылать в Д. феорию (свящ.посольство), как видно из истории Сократа. После сражения при Книдеафиняне опять на несколько лет захватывают в свои руки управлениехрамом, теряют его в эпоху возвышения Фив и опять возвращают привозникновении второго морского союза (377 г. до Р. Хр.). Зависимость отАфин, несмотря на многократные попытки отпадения, продолжалась допоследнего десятилетия IV-го в. В течение почти всего III-го в. Д.составлял священный центр союза островов Эгейского моря, находившегосяпод политическим верховенством Родоса и составлявшего нейтральнуютерриторию между царствами диадохов. В конце III-го в. Д. связывает своюсудьбу с Македонией. После катастрофы Филиппа V, Д. держит сторонуАнтиоха, затем Персея. После победы над последним (167 г. до Р. Хр.)римляне овладевают Д. и отдают его афинянам, под владычеством которыхдля Д. снова наступает продолжительный период процветания. В 87 г.полководец Митридата В., Менофан, разорил Д. Окончательный удар Д.нанесла война с морскими разбойниками 69-го года. В настоящее время Д.представляет обширное поле развалин и совершенно необитаем. Раскопками,производившимися здесь французскою археологическою школой в Афинах,обнаружено несколько зданий, в том числе храм Аполлона, и массанадписей, знакомящих нас с богатствами святилища и его управлением вразные эпохи истории острова. Храм, по плану своему, похож на афинскийТезейон и имеет 6х13 колонн по сторонам. Стиль его - дорийский; колоннызамечательны тем, что имеют только намеки на каннелюры внизу и наверху.Постройка приблизительно III-го в. Близ храма - два другие, меньшегоразмера. Вдоль священной дороги, ведущей от гавани, через Пропилеи, кхраму, находится ряд сокровищниц. Перед восточным фронтоном храмарасположено длинное здание в виде портика, называемое "портиком быков",вследствие особых капителей, в виде соединенных попарно передних частейбыков. Раскопки в самом городе Д. еще не предпринимались в широкихразмерах. Наиболее интересные из скульптур, найденных на Д., помещены вафинском национальном музее, главная же масса их наполняет специальныймузей, устроенный на о-ве Миконе. См. Homolle, "Les archives del'intendance sacree а Delos" (Пар., 1886); его же, "De antiquissimisDianae simulacris Deliacis" (Пар., 1885) и целый ряд статей его и другихчленов школы в "Bull. de Corresp. Hellenique"; Val. v. Schoffer, "DeDeli insulae rebus" (Бер., 1889). Теперь Д. называется Микра Дилос, а вместе со смежным о-вом Ренейа -Дили или Дилес. А. Щукарев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.