- Бородин
- Бородин А. П. как композитор. Музыкальные способности Бородинаобнаружились очень рано; девятилетним ребенком он по слуху играл нафортепиано всевозможные пьесы, слышанные им в исполнении военныхоркестров, а 13 лет написал первое сочинение: концерт для флейты, накоторой довольно бойко играл; следующим его сочинением было небольшоетрио (G-dur) для струнных инструментов, на темы из оп. "РобертДьявол"Мейербера. В 1850 г. шестнадцати лет Б. поступил вольнослушателемв Медико-хирургическую академию, в которой считался одним из блестящихучеников. Ко времени пребывания Б. в академии относятся следующиесочинения: "Tpиo" на известную песню "Чем тебя я огорчила" и "скерцо"(B-moll) для фортепиано, в котором впервые встречается у Б. русскийпошиб. В музыкальном развитии Б., в разные поры его жизни, игралибольшую роль две личности: это были: М. Р. Щиглев, известныйвпоследствии в музыкальном мире пианист педагог и автор многих изящныхвещиц, и М. А. Балакирев. Влияние Щиглева связано с детским и юношескимвозрастом Б., когда оба мальчика, будучи товарищами однолетками,совместно занимались музыкою. В первый же год своего знакомства, юныедрузья успели переиграть в четыре руки все симфонии Бетховена, Гайдна, изнали их чуть ли не наизусть, но в особенности увлекались ониМендельсоном, ярым поклонником которого был Б. в годы своей молодости. Втоже время они усердно посещали павловские концерты Гунгля,университетские симфонические концерты, дававшиеся под управлениемизвестного виолончелиста Карла Шуберта, знакомились с камерной музыкой,для чего оба они выучились, без посторонней помощи, играть наинструментах: Щиглев на скрипке, Б. на виолончели. По окончании академического курса, Б. был неоднократно посылаемзаграницу для усовершенствования в избранной им специальности. Этипоездки принесли Б. огромную пользу и в музыкальном отношении, знакомяего с заграничной музыкальной деятельностью, вводя его в кружкитамошнего артистического мира, объединяющим центром которого служилзнаменитый Ф. Лист. Отношения последнего к Б. нашли себе характеристикув письмах, помещенных в книге В. В. Стасова: "А. П. Бородин, его жизнь,переписка и музыкальные статьи". Лист, путем своего личного,авторитетного влияния способствовал к непосредственному ознакомлениюиностранной публики с оригинальным и живым дарованием русскогокомпозитора. Во время первого пребывания Б. заграницей (1859 - 62 года),его научные занятия перемешивались с музыкальными. Там оннаписал:"квинтет", "секстет" (для струнных) и "скерцо" для фортепиано в4 руки. По возвращении в 1862 г. в Россию, в его музыкальной жизнипроизошла очень крупная перемена, которой он был обязан своимзнакомством с М. А. Балакиревым. Как даровитый и знающий музыкант,Балакирев имел сильное на него влияние, вследствие которого Б. изобласти дилетантизма перешел на почву серьезного композиторства. УБалакирева Б. усовершенствовал технику письма, изучил оркестровку, формысочинений; благодаря этим занятиям, у Б. развился критический взгляд намузыку, более широкое и разностороннее понимание ее задач и требований.Около Балакирева в то время группировались молодые русские композиторы:П. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков; к их кружкуприсоединился и Б. Тесный кружок названных музыкантов имел весьмаблаготворное влияние на Б., так как они, страстно любя искусство,постоянно сходились для обмена мыслей, изучения различных музыкальныхсочинений и для взаимного ознакомления со своими произведениями.Благодаря соревнованию, чуждому всякой зависти, Б., скоро по вступлениив кружок, начал писать свою первую симфонию (Esdur), которая, однако,была окончена только в 1867 г., а исполнена в первый раз 4 янв. 1869г. всимфоническом собрании русск. музык. общества под управлениемБалакирева. Позднее, Б. перешел к сочинению романсов и опер. Так, имнаписаны романсы: "Спящая княжна" (1867); "Старая песня" (песнь о темномлесе); "Фальшивая нота", "Морская царевна", "Отравой полны мои песни"(1868); баллада "Море" (1870); "Из слез моих". К более позднему периодуотносятся романсы: "У людей то в дому" (на слова Некрасова, 1884); "Дляберегов отчизны дальней", написанный на смерть Мусоргского (1881);"Чудный сад", "Арабская мелодия" (1885); "Спесь" (на слова гр. А. К.Толстого). Все эти романсы изданы музыкальными фирмами П. Юргенсона(Москва), В. Бесселя и К
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.