- Баллада
- Баллада (от франц. ballade, итал. ballata, от ballare - плясать) -означала у южно-романских народов, приблизительно с XII столетия,небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трех или четырехстроф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся сприпевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу.Первоначально оно пелось для сопровождения танцев. В Италии, междумногими другими, баллады сочиняли также Петрарка и Данте. Во Франции,родиной Б. считается Прованс. Этой формой небольшого эпическогостихотворения любили пользоваться провансальские трубадуры. При Карле VБ. вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением Б.прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский. В XVII в., Б. писалзнаменитый баснописец Лафонтен. Под его пером Б. отличалась простотой иостроумием; но писательница того же века Дезульер лишила Б. этихсвойств. В глазах Буало, а затем Мольера, Б. была чем-то устарелым искучным. Но независимо от такого строго выдержанного, со стороны формы,вида стихотворений, балладой весьма рано привыкли называть во Франциистихотворные пьесы, отличающиеся свободой формы и особенно яркимнациональным характером содержания. Такова сохранившиеся до сих пор, какнародная песня, Б. рассказывающая об отчаянии дочери французскогокороля, принужденной выйти замуж за английского принца (дочь Карла VIбыла замужем за Генрихом V английским). В новейшее время образцысвободной баллады мы встречаем у главы французских романтиков В. Гюго("La ballade de la nonne" и "Les deux archers") и у Жерара де-Нерваля("La fiancee fidele" и "Saint Nicolas"). В Англии Б. известна издавна. Есть основание предполагать, что Б.принесена норманскими завоевателями, а здесь получила только колоритмрачной таинственности. Самая природа Англии, в особенности в Шотландии,внушала бардам этих стран настроение, сказывавшееся в изображениикровавых битв и ужасных бурь. Барды в своих балладах воспевали битвы ипиры Одина и его товарищей; позднее поэты этого рода воспевали подвигиДугласа, Перси и др. героев Шотландии. Известны затем баллады о РобинеГуде, о прекрасной Розамунде, столь популярные в Англии и Шотландии,равно как и Б. о короле Эдуарде IV. Из Б. неисторических замечательна Б.о детях в лесу, отданных дядей опекуном двум разбойникам для того, чтобыони их убили. Литературную обработку Б. дал Роберт Бернс. Он мастерскивоспроизводил старые шотландские предания. Образцовым произведениемБернса в этом роде признается "Песня о нищих" (переведена на русскийязык). Вальтер Скотт, Соути, Кемпбель и некоторые другие первоклассныеанглийские писатели также пользовались поэтической формой Б. Напомним,что перу Вальтер Скотта принадлежит Б. "Замок Смальгольм", в переводеЖуковского увлекавшая наших любителей романтизма. В общем слово балладаполучило в Англии своеобразное значение, и стало применятьсяпреимущественно к особому роду лирико-эпических стихотворений, которыебыли собраны Перчи в "Reliques of ancient English poetry" (1765 г.), иимели большое влияние на развитие не только английской, но и немецкойлитературы. Поэтому слово Б. в Германии употребляется в том же смысле,т.е. как обозначение стихотворений, написанных в характере старинныханглийских и шотландских народных песен. Содержание немец. Б. имееттакже мрачный, фантастический характер, и идет эпизодично, так чтовосполнение в Б. частей, недостающих или связывающих сюжет ее,предоставляется фантазии самих слушателей. В Германии Б. была особенно вмоде в конце прошлого и первой четверти текущего столетия, в периодпроцветания романтизма, когда появились баллады Бюргера, Гете, Уланда иГейне. - Как композитор музыкальных "баллад" в Германии пользуетсябольшой известностью Леве. Упомянем также о знаменитой балладе "Леснойцарь" Шуберта.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.