- Балакирев
- Балакирев (Милий Алексеевич) - известный русский композитор имузыкальнообщественный деятель; род. 21 дек. 1836 г. в Нижнем Новгороде.Воспитывался в казанском университете. Музыкальным образованием Б.обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургскоюпубликою в качестве виртуозапианиста. 18 марта 1862 г. он вместе с Г.А.Ломакиным основал "Бесплатную музыкальную школу", состоящую подВысочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта напервых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность.В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесамидирижировал Ломакин, а оркестровыми М.А. Балакирев. 28 января 1868 г.после отказа Ломакина от управления школой, М.А. Балакирев, как один изее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директоразаведовал школой до осени 1874 г. В 1866 г. М.А. был приглашен в Прагузаведовать постановкой опер: "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила"Глинки, которые были даны под управлением Б. и, благодаря егонастойчивости и неустанной энергии, имели огромный успех, в особенностиопера "Руслан и Людмила". С осени 1867 г. до весны 1869 М.А. дирижировал симфоническимиконцертами импер. русского музык. общества (в 1867 г. вместе сБерлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза иЛиста, и оркестровые сочинения собственно русских композиторов:Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и друг. В половине 70-х годов,М.А. Балакирев, по расстроенному здоровью, принужден был на времяотказаться от общественной деятельности. В 1883 г. М. А. был назначенГосударем Императором заведовать придворной певческой капеллой, вкоторой, благодаря ему, школьное дело поставлено ныне на прочныхпедагогических основаниях; им выработана программа научных классов; Б.взял в свои руки музыкальное дело, пригласив к себе помощником Н. А.Римского-Корсакова, занимающего должность инспектора музыкальныхклассов. При Б. здание певческой капеллы перестроено заново; изящныйвнешний вид здания, роскошь (залы) и обширность помещения для учащихсяне оставляют желать лучшего. Особенное внимание обращено Б. на развитиеоркестрового класса в капелле; цель эта практическая и, без сомнения,окажет благотворное влияние на тех, которые вследствие потери голосадолжны прекратить свои занятия в хоре; им представится, в таком случай,возможность нового заработка, который удержит их в привычной среде иустранит необходимость искать себе занятие в какой-либо другой, чуждойдля них специальности. В придворной певческой капелле существует внастоящее время вполне самостоятельный оркестр. Композиторская деятельность М.А. Балакирева, хотя не обширна, новесьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепьянных ивокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровые: музыка ккоролю Лиру (1860 г.), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра начешские темы (1856 г.); две увертюры на русские темы, из которых перваясочинена в 1857 г., а вторая, под названием "Русь", написана в 1862 г.на открыт памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра наиспанскую тему; симфоническая поэма "Тамара" (на текст Лермонтова),исполненная в 1-й раз в концерте Беспл. музык. школы, в 1882 г. Изфортепьянных сочинений Балакирева известны: две мазурки (As-dur иH-moll), скерцо, фантазия "Исламей" на восточные темы ( 1867 г.); им жепереложены для фортепьяно в две руки: "марш Черномора" из оп. "Руслан иЛюдмила", "Песня жаворонка" Глинки, увертюра (вступление) ко второйчасти "La Fuite en Egypte" соч. Берлиоза, каватина из квартета Бетховена(ор. 130), "Арагонская хота" Глинки. В четыре руки: "Князь Холмский","Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде" Глинки. Из вокальных сочинений Б. большою популярностью пользуются романсы ипесни ("Золотая рыбка", "Приди ко мне, "Введи меня, о ночь, тайком","Исступление", "Взошел на небо месяц ясный", "Слышу ли голос твой","Еврейская мелодия", "Грузинская песня" и проч.) - числом 20. Весьмаценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является"Сборник русских народных песен", изданный Б. в 1866 году (всех песен40). Дарование М.А. Балакирева особенно выказалось в первых егопроизведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Б. своеобразна,богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьмаинтересна и красива в гармоническом.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.