- Благо
- Благо, добро (греч. agaJon, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ.good. ) - понятие, издавна занимающее философов мыслителей, играющееважнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потомувходящее и в сферу государственной политики, вызывающее определенныестремления и мероприятия политического союза - государства. 1) Понимая под благом в обширном смысле удовлетворение человеческойпотребности или стремления, а потому и цель каждого стремления,мыслители еще древнего классического Mиpa (Платон, Аристотель и многиеразличные школы, их учения развивавшие). разъяснили: во первых, чтосамое понимание блага субъективно, почему и стремления людей весьмаразличны; во вторых, что тем не менее, каждое благо есть цель, длядостижения которой является человеческое стремление, деятельность,предприятия человека; в третьих, что, не смотря на субъективноепонимание, блага человеческие в обобщении могут представить трикатегории: 1) материальные блага, достижение которых доставляет человекучувственное наслаждение, удовольствие; 2) духовные блага - пониманиекрасоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворениеразумным стремлениям человека; 3) спокойствие духа, рождающееся отсознания выполнения обязанности - нравственное благо, добродетель; 4)наивысшее благо - eudaimonia, благополучие, заключающееся в достижениивсех благ, к которым стремится человек, есть наиважнейшая цельчеловеческой жизни, которой соответствует и самая высокая деятельностьполитическая, возможная только в государстве, почему древнимимыслителями государство и рассматривалось, как средство для достиженияблагополучия. Христианская религия значительно расширила воззрения на благо, сильноподняв представления человека о целях и задачах человеческих стремлений.Великая проповедь Христа о всепрощающей христианской любви и о любви кближнему в корне изменяет представление о благе: благом ужепредставляется не только удовлетворение собственным интересам и выгодам,но и доставление выгоды другому. Господствовавшее до тех пор началоэгоизма ставится рядом с новым, твердо и величественно поставленнымначалом альтруизма: не только собственное благо, но и благо другогосоставляет действительное благо человека. Высокое христианское учение обратстве и братской любви только постепенно делается достояниемчеловечества. Долгий период варварства и толкователей исказителейотодвинул человечество от верного понимания указанного христианствомпонятия всестороннего блага. Но, чем ближе к нашему времени, тем болеерастет эта, сколько простая, столько и величественная истина обальтруизме, который стремится постоянно умерять эгоизм, и может вестивперед, к новому расцвету все виды и формы человеческого единения. Когда после средневекового гнета и тяжких недоразумений, жаждавшиемысли обратились к творениям древних мыслителей, этика последних, ихвоззрения на благо и благополучие подействовали на первый раз чарующимобразом, и в XVI и XVII ст. возник целый ряд эвдаймонических теорий,разъяснявших и толковавших более или менее удачно учение Аристотеля ипродолжавших его школ. Но наступила и критика воззрений на государство,как на средство обеспечить благополучие, а вместе с тем и критикавоззрений на благо. Нечто новое, сравнительно с философами,подражателями древних, говорит знаменитый Бакон: Этика, долженствующая положительным методом разобрать образ действийчеловеческой воли, указывает идеалы добра и способ, которыми человекможет его достигать. Идеал добра вытекает из двоякого естественногостремления человека: сделаться самостоятельною личностью и сделаться притом частицею какого нибудь большего (общественного) целого; первоесоставляет благо частное, второе - благо общественное. Особенную широтувоззрений в области исследования начал этики проявил мыслитель XVII ст. Лок, очистивший парадоксальное учение Гоббcа об эгоизме, исделавшийся любимым учителем англичан. Рассуждая о благе, он считаетнравственным принципом человеческой деятельности стремление к счастью иразбивает совершенно Гоббcа, полагавшего, что в естественном состоянии учеловека есть возможность действовать совершенно по своему произволу, ав государстве человек может действовать и стремиться не иначе, как приполном повиновении. Локк доказывает, что и в естественном состоянии и вгосударстве человек пользуется и должен пользоваться свободою,ограничиваемою только благом других. Эти идеи его были развиваемымногими англ. мыслителями в так называемых системах доброжелательства. Ктаким же приблизительно выводам еще ранее пришел Декарт, из идейкоторого и вышли толкования Пуфендорфа и Томазия. Особенно жe сильноповлияла на немецких ученых разъяснением альтруизма, как любви человекак ближним вследствие любви его к Богу, этика Спинозы. Французскиeмыслители конца XVIII ст., подготовившиe почву для теории утилитаризма,которую так блистательно развил Бентам, ставивший целью государствавозможно большее счастье для возможно большего числа людей и критическаяфилософия Канта, разъяснившая юридические задачи государства - привелимыслителей XIX стол. к воззрениям, хотя и разнящимся в подробностяхотносительно блага и благополучия, но все более и более приближающимся кверному пониманию евангельского учения о благе, заключающемся вхристианской любви к ближнему. II. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все,что имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно в обширномсмысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut, и нафранцузском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества.Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяютсяна основании внутренних, управляющих хозяйственною жизнью экономическихзаконов, изучаемых политическою экономиею. Приобретение ценностей иливещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ,имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождаетразличные общественные классы, зависящие от количества имущественныхблаг, которых достигает, и которыми пользуется каждый. Различие такихклассов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей изодного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческихединений, передвижение имущественных благ, и движение самих классов,восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющихобщественною жизнью социальных или общественных законов, изучаемыхсоциологиею или обществоведением. III. Количество всякого рода благ и способы распределения их междучленами общества, составляющего политический союз - государство,предопределяет могущество и политическое значение последнего. Потомузадачею государства и предметом особой его политической или полицейскойдеятельности должно быть создано таких общих и одинаковых для всехусловий, при которых законные стремления граждан к достижению благ былибы для всех и каждого возможны. Такая государственная деятельностьопирается на умение согласовать нормы положительного закона стребованием естественного закона развития и законов экономического исоциального. Методы такого соглашения и причины различного достиженияразными государствами такой политической цели изучает наука "Полицейскоеправо". Проф. И. Андреевский.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.