Эгоизм

Эгоизм
Эгоизм - этот Термин может иметь два не вполне совпадающие значения:1) эгоизм в смысле теоретическом - точка зрения, признающая реальностьсознания других людей, помимо сознания познающего субъекта, илинесуществующей, или научно недоказуемой. Есть догматический икритический солипсизм. Начало догматическому солипсизму положил Декарт("Princ. phil.", I, 4; "Medit.", I). Такие же мысли встречаются уМальбранша и Фенелона. Последний говорит: "Не только все эти тела,которые, как мне кажется, я воспринимаю, но сверх того и все духи,которые, как мне кажется, находятся в общении со мною... могут вовсе небыть реальными, быть чистейшею иллюзией, которая всецело совершаетсялишь во мне; быть может, я единственное существо в мире ("De l'exist. deDieu", стр. 119). Термин "эгоист", в смысле теоретического солипсиста,впервые, по-видимому, употреблен Вольфом. В философии XIX в. термин"эгоизм" в смысле теоретическом заменяется словом "солипсизм", слову же"эгоист" придается исключительно моральное значение. Начало критическомусолипсизму положено Кантом. В его "Метафизике" есть следующеезамечательное место: "Тот, кто утверждает, что нет никакого существа,кроме него, есть метафизический эгоист, эгоиста такого рода нельзяопровергнуть доказательством на том основании, что он не позволяетзаключать от действия к причине. Феномены могут даже иметь в основаниимногие другие причины, которые производят подобные действия. Возможностьдвух причин, вызывающих то же действие, препятствует доказатьметафизическим эгоистам, чтобы что-нибудь существовало, кроме них. Кантхочет этим сказать, что проявления чужой одушевленности могут безлогического противоречия быть истолковываемы эгоистом как закономерныйрезультат движений, выполняемых мертвым автоматом природы. Ктеоретическому солипсизму в ХIХ в. близко подходят Фихте и Шопенгауэр,хотя последний и замечает что эта точка зрения принимается всерьез"только в сумасшедшем доме". В новейшее время критический солипсизмпризнается неопровержимым, с научной точки зрения, многими (Вундт,Фолькельт, Кяуфман и др.); его прямыми сторонниками являются ШубертЗольдерн и Александр Введенский ("О пределах и признаках одушевления",1892). 2) Эгоизм моральный или практический есть такой взгляд начеловеческое поведение, по которому единственным мотивом человеческихдействий является удовлетворение личных потребностей, т. е. стремление кличному благополучию. Однако, такое широкое определение моральногоэгоизма, охватывающее учения софистов, циников, киренаиков, эпикурейцев,Гобсса, Спинозы, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, М. Штирнера, Бентама, ДжонаСт. Милля, Мейнонга и Шуберта-Зольдерна, не исключает глубоких различийв развитии этого общего положения. Поэтому моральный эгоизм может илипровозглашать основной пружиной поведения удовлетворение грубых личныхчувственных потребностей (Ла-Меттри), или удовлетворение тонких личныхпотребностей, в состав которых может входить и удовлетворениепотребностей других, вследствие совпадения личных выгод с общественными(Бентам), или в силу желания избежать неприятности, причиняемой видомчужого страдания (Гельвеций), или в силу удовольствия, получаемого изсознания превосходства над страждущим, которому сочувствуешь и помогаешь(Руссо), или в силу того, что, живя от рождения в общественной среде, мыпривыкаем поступаться собственными интересами ради чужих, и последниеобразуют с первыми такую неразрывную ассоциацию что входят в мотивациюнаших поступков (Джон Милль), или в силу того, что эта привычкафиксировались в нас путем эволюции и стала унаследованнымпредрасположением (Спенсер) и т. д. Поэтому сторонник эгоистическоймотивации человеческих действий; может вовсе не быть защитникомузкоэгоистической морали; достаточно вспомнить Гюйо и Фейербаха.Теоретический Э. не связан необходимо с моральным в узком смысле слова.Примером этого может служить Шуберт-Зольдерн. Шуберт-Зольдерн считаетчужие состояния сознания данными мне лишь в качестве моих; с другойстороны, он говорит: "я не знаю никакого другого конечного мотива, какудовольствие". "В корне ошибочно говорить: мне доставляет удовольствиечужое удовольствие, ибо это чужое удовольствие, поскольку оно вообщеможет иметь значение, есть мое удовольствие, и это положение следовалобы выразить так: мне доставляет удовольствие мое собственноеудовольствие что было бы или плеоназмом, или абсурдом. Совершенноошибочно также, когда социальный Э. рассматривает чужое удовольствие,как нечто такое, что возбуждает во мне удовольствие, и через это впервыеполучает для меня ценность, ибо чужое удовольствие есть непосредственномое удовольствие и имеет непосредственную ценность, а не впервые вкачестве возбудителя удовольствия. Поэтому альтруизм по своей ценностине зависит от Э., но совершенно однороден с ним и координирован: они обазамкнуты в общем единстве сознания, во всеохватывающем "я". Вся разницаздесь лишь в наличности промежуточных звуков и движений. Без "ты" небыло бы и эмпирического "я", без твоих страданий не было бы и моих.Нравствен тот., кто понял что чужие радости - его радости, чужиестрадания - его страдания; безнравствен - кто недостаточно познал чужиечувства и признал их своими". Зиммель, в своей критике книгиШуберта-Зольдерна "Grundlagen einer Ethik", указывает в вышеприведенномрассуждении 2 quaternio terminorum: I) А) всякое чувство благополучия,какое только во мне имеется, по своей природе равнозначно всякомудругому, какое я испытываю. В) Счастье других существует лишь во мне,ибо оно может иметь ко мне отношение лишь как мое представление. С)Следовательно, счастье другого непосредственно есть также мое счастье имежду ними нет никакой противоположности природы и ценности. Здесь вменьшей посылке "я" понимается в смысле сверхиндивидуальном. II) А)Всякое чувство удовольствия, какое я представляю, действует, мотивируямое поведение. В) Твое удовольствие, представляемое мною, существуетлишь как мое представление. С) Твое удовольствие есть мотив моегоповедения. Здесь в большой посылке разумеется настоящее удовольствие, ав меньшей - не непременно таковое, но и холодная мысль. Наконец, поШуберту-Зольдерну выходит, что чем лучше знаешь, тем больше способенлюбить человека, что крайне сомнительно. Альтруизм - понятиепротивоположное эгоизму; Ог. Конт характеризует им бескорыстныепобуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей.Понятие альтруизма охватывает чувства сострадания, сорадования идеятельной любви. До Конта альтруизм называли чувством симпатии(Кэмберленд, Шэфтсбюри, Гутчесон, А. Смит, Руссо). Конт не выводитальтруизм из полового чувства, как Руссо, Фейербах, Литтре и Гюйо, носчитает его первичным инстинктом, рядом с Э. См. Иодль "История этики";Eislerе Worterbuch der philosophischen Begriffe" (ст. Egoismus, 1899);Гюйо, "Мораль Эпикура" и "Современная английская мораль"; Simmel,"Einleitung in die Moralwissenschaflen" (1896); Schubert-Soldern,"Grundlagen einer Ethik" (1887); Sidgwick, "Methods of Ethics". И.Лапшин.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Эгоизм" в других словарях:

  • эгоизм — Эгоизм …   Словарь синонимов русского языка

  • ЭГОИЗМ —         (от. лат. ego я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен альтруизму. В переносном смысле говорят о групповом… …   Философская энциклопедия

  • эгоизм — (от лат. ego я) ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эгоизм — Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • эгоизм — а, м. égoïsme m. 1. Философия, утверждающая действительное существование только души. 70 е гг. 18 в. Бирж. 156. Омерзение к Егоисму, по коему все относится только к себе. Собеседник 1783 2 24. Ложная чувствительность относит все только к себе; по …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭГОИЗМ — (ново лат., с греч. окончан. от лат. ego я). Себялюбие, недостаток человека, который приписывает всё себе и заботится только о себе, не думая о других, противоположность самоотвержению. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эгоизм — Самолюбие, себялюбие, своекорыстие. ... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эгоизм самолюбие, себялюбие, своекорыстие; эгоцентризм, шкурничество, самолюбивость, солипсизм,… …   Словарь синонимов

  • Эгоизм —  Эгоизм  ♦ Egoïsme    Не любовь к себе, а неспособность любить кого либо другого или способность любить другого исключительно ради собственного блага. Вот почему я считаю эгоизм одним из смертных грехов (любовь к себе, на мой взгляд, скорее… …   Философский словарь Спонвиля

  • Эгоизм — (франц. egoisme, от лат. ego я) 1) себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.; 2) принцип жизненной ориентации, состоящий в превращении частных… …   Политология. Словарь.

  • эгоизм —     ЭГОИЗМ, себялюбие, самолюбие, самоуважение, книжн. эгоцентризм, книжн. эгоцентричность     ЭГОИСТ, устар. самолюб, устар. самолюбец, разг. себялюб, разг. себялюбец     ЭГОИСТИЧЕСКИЙ, самолюбивый, самонадеянный, себялюбивый, эгоистичный, книжн …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»