- Аристофан
- Аристофан - величайший драматический писатель Греции и древнего Мира,сын Филиппа; род. около 444 до Р. Х. и умер между 387 - 380 гг. вАфинах. Первую свою комедию он поставил в 427, но еще под чужим именем.Когда, год спустя (426), он осмеял в своих "Вавилонянах" могущественногодемагога, кожевника Клеона, последний обвинил его перед советом в том,будто он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал ивыставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против негодовольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении званияафинского гражданина. А., как говорят, защищался перед судом стихамиГомера: Моя мать, та говорит: он мой отец; сам же я Этого не знаю, ибо кто же может сам знать кто его произвел? А. отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии "Всадники". Страхперед сильным демагогом будто был так велик, что актеры отказались отэтой роли, никто не соглашался даже сделать маску, походящую на Клеона иА. сам играл эту роль, раскрасив себе лицо. Но этот рассказ, вероятно,выдуман на основании некоторых непонятых стихов комедии. Вот почти все,что известно о жизни А.; древние называли его попросту комиком, подобнотому, как Гомер был известен у них под именем поэта. Из 44 комедий,написанных А., до нас дошли только 11: "Ахарнейцы", "Всадники", "Облака"(в позднейшей неоконченной поэтом переработке), "Осы", "Мир", "Птицы","Лисистрата", "Женщины на празднике Тесмофорий", "Лягушки", "Женщины внародном собрании" и "Плутос" (тоже во второй, но оконченнойпереработке, в которой она была поставлена на сцену). Все эти комедии,несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Но, чтобыпонять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени.Только такой читатель в состоянии будет достойно оценить остроумныенамеки, тонкий сарказм, "аттическую соль", мастерство и глубину замыслаи исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие А. великуюславу художника слова. Его остроумие и шутливость столько женеиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованыпрелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграммаговорит, что "музы устроили себе в нем приют". Гёте отзывается о немнесколько иначе, он называет его "неблаговоспитанным любимцем муз", и сточки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты А.слишком часто кажутся нам грубыми и неблагопристойными, его выраженияслишком обнажены и нечистоплотны, чтобы современный человек, с его тонкоразвитым чувством изящного и не подкупленный красотою языка, могнаходить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубостьпринадлежала не лично А., а всей тогдашней эпохе, привыкшей называтьвещи их настоящим именем, ничем не стесняясь. Но зато комедии А. даютнеоценимый материал для изучения современной ему жизни. По своимполитическим и нравственным убеждениям А. был приверженцем старины,суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства.Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, надумствованиями софистов в "Облаках", его беспощадные нападки на Еврипидав "Лягушках" и других комедиях. свобода древней комедии давала широкийпростор личной сатире, а смелость и фантазия А. сделала такоебезграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем неостанавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил дажеафинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии,легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости,заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Этабезграничная свобода слова составляла вообще характеристическую чертудревней комедии, в которой долгое время видели один из оплотовдемократии; но уже во время пелопонесских войн на нее были наложенынекоторые стеснения. Около 415 г. проведен был закон, несколькоограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматическиепроизведения А. служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашнейАттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены визвращенном, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности онпреимущественно изображал общественную жизнь и ее представителей, тогдакак в позднейших его комедиях политика отступает на задний план. Подконец жизни он поставил на сцену, под именем своего сына, пьесу"Какалос", в которой молодой человек соблазняет девушку, но затемженится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали ужедревние А. положил начало новой комедии. Как во всем, что касалосьформы, А. был мастером также в стихосложении; его именем назван особыйвид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Основнаяформа его следующая: Этот стих употребляется в страстной; возбужденной речи. См. Рочер,"A. und sein Zeitalter" (Берл., 1827); Ф. Ранке, "De Aristophanis vita"(Лейпц., 1845); Мюллер Штрюбинг, "A. und die histor. Kritik" (Лейпц.,1873). Кроме старых изданий А. Мануция (Венец., 1498), Кюстера иБерглера (Лейд., 1769), особенного внимания заслуживают следующие:Брунка (3 т., Страсб., 1781 - 83); Инверницци, начатое с превосходнойравеннской рукописи, под редакцией Бекка (Лейпц., 1794), продолженное с7-го тома В. Диндорфом и законченное на 13 томе (1826); Беккера (5 т.,Лонд., 1829), повторенное Диндорфом (Лейпц., 1869), Блейдеса (Галле,1880, не оконч.); карманные издания Бергка (2 изд., 2 т., Лейпц., 1866)и Мейнеке (2 т., Лейпц., 1860); наконец "Выборки" с немецкимипримечаниями Кокка (Лейпц., с 1852 во многих изданиях). Между отдельноизданными пьесами надо указать: "Плутос" Гемстергуиса (Гарлинген, 1744 иЛейпц., 1811); "Облака" Германа (Лейпц., 1799 и 1830), Рейзига (Лейпц.,1820) и Тейфеля (Лейпц., 1863 и 1868); "Осы" Гиршига (Лейд.. 1847) иРихтера (Берл., 1858); "Женщины на празднике Тесмофорий" Фрицше(Лейпциг, 1838); Тирша (Гальбершт., 1832) и Фельзена (1878); "Ахарнейцы"Мюллера (Ганнов., 1863) и В. Риббека (Лейпц., 1864); "Мир" Рихтера(Берл., 1860); "Лягушки" Фрицше (Цюр., 1845) Фельзена (Лейпц.; 1881);"Всадники" В. Риббека (Берл., 1867) и Фельзена (Лейпц., 1869). Отдельныепьесы переведены Виландом в "Attischer Museum", Велькером (2 т. Гиссен,1810); "Облака" Вольфом (Берл., 1812); "Птицы" Рюккертом в егопосмертных сочинениях (Лейпц., 1867); "Общее собрание" И.Г. Фоссом (3т., Брауншв., 1821), Дройзеном (3 т., Берл., 1835 - 38; 2 т., Лейпц.,1871), Иер. Мюллером (3 т., Лейпц., 1843 - 46), Зегером (3 т., Франкф.,1842 - 48), Шнитцером (Штутгарт, 1842 - 54), Минквицем (Штутг., 1854,неоконч.) и Деннером (3 т., Франкф., 1861 - 62). Собрание важнейшихдревних схолий выпустил Дюбнер (Пар., 1842).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.