- Фантазия
- Фантазия - деятельность воображения, отличающаяся наибольшеюотрешенностью от условий действительности. Фантазия называется иногдавоображением построительным, в отличие от воспроизводительного,состоящего главным образом в воссоздании пережитого. Психологическойосновой Ф. является смена представлений, наименее регулируемая обычнымизаконами ассоциаций и рассудочной деятельности. Главными стимуламивозникновения и развития Ф. бывают обыкновенно отдельные идеи илипредставления, получившие почему-либо особый интерес, чувства, аффекты иразного рода органические ощущения. Эти последние обусловливают попреимуществу фантастическое построение снов. По участию нашей воли вразвитии и смене фантастических представлений можно различать пассивнуюи активную фантазию. Ф. пассивна, когда представления сменяют друг другасовершенно помимо нашей воли, и наше созерцающее "я" играетисключительно роль зрителя. В активной Ф. мы сознаем себя определяющимиход представлений, выбирая из возникших в нас фантастических ассоциацийту или другую. Однако, эти два вида Ф. не могут быть друг другупротивополагаемы; напротив, первый вид может рассматриваться какматериал для второго. Самой типичной формой пассивной Ф. являютсясновидения. Смена образов происходит в снах вне всякой зависимости отнашей воли и даже наши собственные действия весьма часто представляютсянам совершенно неожиданными и как будто совершающимися помимо нашейволи. В снах фантастичность образов и развертывающихся картин достигаетнаивысшей степени. Фантазия бодрствования никогда не достигает такойпричудливости и таких несообразностей в деталях своих построений, как Ф.сна. Причину этого следует видеть с одной стороны в отсутствии во времясна отрезвляющих восприятий внешнего мира, с другой - в полномослаблении деятельности рассудка. Не управляемые ни внешними, нивнутренними закономерными принципами, чувственные элементы дремлющегосознания естественным образом сплетаются в самые невероятные комбинациии нарушают основные законы бытия. Однако, течение представлений во времясна далеко не всегда бывает совершенно беспорядочным; обыкновенно оноопределяется какимнибудь наиболее активным и стойким элементом сознания.Всякий отдельный образ может явиться организующим центром, в зависимостиот которого группируются и сменяются другие. Каждое чувство, напр.страха, ожидания, нежности, любви, в свою очередь может обусловливатьчереду образов, соответствующих его природе. Наконец, весьма частоближайшими причинами сновидений являются внутренние органическиеощущения и раздражения. Соответственно этим влияниям, определяющимпостроение сновидений, может быть установлена целая классификация снов.Такая классификация дана К. Шернером в его классическом сочинении поданному вопросу: "Das Leben des Traums". Остроумную теорию сна даетШопенгауер в "Parerga". По его мнению, сновидение есть выражениевнутренней жизни организма, а именно возбуждений, идущих со сторонысимпатической нервной системы. Эти слабые возбуждения не доходят досознания бодрствующего интеллекта, занятого резкими впечатлениямивнешнего мира. Ночью, когда утомленный мозг предается покою и внешниевозбуждения не тревожат дремлющее сознание, внутренние возбуждениястановятся заметными для восприятия интеллекта, подобно тому как ночьюявственно раздается журчанье ручьев, заглушаемое шумом дня. Но так как,по самой своей природе, интеллект может функционировать лишь в порядкахпространства, времени и причинности, то достигшие до его сознаниявнутренние возбуждения принимают вид внешних восприятий. Роль Ф. вбодрственном состоянии определяется главным образом ее участием вхудожественном и научном творчестве. Ф., как деятельность созидающаяобразы, является необходимым условием всякого художественноготворчества. Поскольку образы слагаются путем придумывания иискусственного соединения элементов, они бывают лишены живости ихудожественной правды. Ф. дает художнику необходимый запас образов инамечает возможные способы их сочетания, построение же целогоопределяется эстетическим чувством и основной идеей художественногозамысла. Поэтическое творчество может принимать характер совершеннобессознательного процесса, в котором образы соединяются в художественноеединство помимо всякого контроля рассудочной и вообще критическойдеятельности. Такое проявление доэтической фантазии (furor poeticus удревних) характеризует собою наибольший подъем поэтического вдохновенияи имеет своим внешним выражением так называемую импровизацию.Фантастическими построениями наиболее богат романтизм. Выдающимсяпредставителем этой области творчества является немецкий романтик Э. Т.А. Гофман, умевший вкладывать в свои невероятные по фантастичностиобразы глубокий идейный смысл. И в научном творчестве фантазия имеетзначение, как вспомогательное средство открытия научной истины. Конечно, здесь Ф. наиболее регулируется критикой рассудка, сразу исключающегоневозможные с научной точки зрения предположения. Наибольшее применениеФ. находит при создании гипотез в эмпирических науках и вообще приисследовании причин в той или иной области явлений. Во всех подобныхслучаях Ф. дает богатый материал возможных догадок и предположений, изкоторых рассудок, путем логического анализа и эмпирической проверки.извлекает все то, что может иметь научное значение. Таково участие Ф. ив создании философских концепций, поскольку в этой областигипотетические предположения могут выражаться в чувственныхпредставлениях, а не в отвлеченных понятиях. В некоторых философскихсистемах понятие Ф. приобретает весьма большое значение. В философииФрошаммера Ф. играет роль мирового созидающего принципа. У Кантавоображение и Ф. (productive Einbildungskraft) являются посредствующимзвеном между чувственностью и категориями рассудка. Ср. К. Scherner,"Das Leben des Traums"; J. Volkelt, "Die Traum-Phantasie"; Strumpel,"Die Natur und Entstehung der Traume"; N. Michaut, "De l'imagination";E. v. Hartmann, "Aesthetik"; Рибо, "Творчество и воображение" (1900);Lichtenberger, "Die Phantasie"; Schmidkunz, "Synthetische undanalytische Phantasie". С. Алексеев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.