Аристофан

Аристофан
Аристофан

       
АРИСТОФАН (ок. 450 — ок. 385 до христ. эры) — виднейший древнегреческий драматург, самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам почти неизвестны. Родившись, повидимому, в Афинах, А. жил в эпоху самого расцвета афинской демократии и был современником продолжительной пелопонесской войны греков со спартанцами (431–404), когда в Афинах происходила ожесточенная классовая и политическая борьба. Захватившая власть радикально-демократическая партия торгово-капиталистического класса проводила агрессивную политику и стояла за продолжение войны со спартанцами, к-рая сулила монополию афинской торговли и обогащение. К этой партии по своим интересам примыкала и более умеренная торгово-аристократическая партия. В оппозиции была лишь земельная аристократия, к-рую разоряла война; она стояла за мир со Спартой, ненавидела разжигавших народ демагогов и замышляла олигархический переворот. Отстраненная от активной политики, эта группа аристократического класса старалась использовать театр как орудие пропаганды своих консервативных идей. А., не будучи аристократом, в молодости был деятельным членом аристократических клубов (так наз. гетерий), готовивших олигархический переворот, и следовательно сочувствовал идеологии земельной аристократии.
               А. написал до сорока комедий, из к-рых до нас сохранились лишь одиннадцать. В ряде комедий А. нападает на демократию и жестоко осмеивает демагогов из торгового класса — ее вождей, которые льстят народу и обманывают его, преследуя лишь свою выгоду. Еще в одной из самых ранних своих комедий «Вавилоняне» (426) он нападал на известного демагога Клеона и его товарищей, за что был привлечен к суду, а в комедии «Всадники» (424) политическая сатира достигает наивысшего напряжения. Демос (афинский народ) здесь выведен стариком-брюзгой, глухим на ухо, стремящимся эксплоатировать всех греков для своего прокорма; его обманывает и ему льстит, как собачонка, его лукавый раб кожевник пафлагонец (т. е. Клеон), с к-рым в лести соперничают двое других слуг (разумеются сторонники торговой группы аристократического класса Никий и Демосфен). В конце концов пафлагонца вытесняет его соперник, мелочной торговец съестным — Агоракрит, который рассказывает, как он вернул Демосу молодость и разум, сварив его в котле. Знаменательно то, что хор этой комедии составлен из «всадников»-аристократов, нападающих на Демос. Отчасти политика демократии порицается и в комедии «Осы», поставленной на сцене в 422. Здесь осмеивается страсть афинян к сутяжничеству, в к-ром А. обвиняет демагогов, приучавших своей политикой народ к праздности. Но особенно резкие протесты комедий А. вызывает внешняя агрессивная политика демократии. Реакционная земельная аристократия была против разорявшей ее войны с консервативной Спартой; при этом война, поддерживаемая торговым классом, разоряла не только крупных землевладельцев, но и мелких землевладельцев-поселян. Таким образом в своем протесте против войны земельная аристократия находила в поселянах союзников и ловко играла на стремлении этих социальных слоев к миру. Уже в комедии «Ахарняне» (425) выводится крестьянин Дикэополид, к-рому так надоела война, что он заключает приватный мир с врагом; ахарнские угольщики (из древней Ахарнии), из к-рых составлен хор, готовы за это побить его камнями, но он убеждает их в выгоде своего поступка и в конце пьесы наслаждается всеми благами мира, тогда как другие терпят лишения войны. В комедии «Мир» (421) та же проповедь мира проведена в более фантастической форме. Крестьянин-винодел Тригей откармливает огромного навозного жука, поднимается на нем на небо и спускает оттуда богиню мира, к-рая одаряет его всеми своими благами. В комедии «Лизистрата» (411), названной по имени героини пьесы, протест против войны изображается в виде заговора женщин: они добиваются мира, временно покинув своих мужей. Та же тема была содержанием не дошедших до нас пьес — «Земледельцы» и «Грузовые суда». Новое модное учение софистов было также мишенью нападок для консервативной аристократии. Исходя из формул крайнего индивидуализма — «человек мера всех вещей», — софисты учили риторике, считая ее магическим средством, способным из «белого делать черное». В отношении религии, в связи с сопутствовавшим демократии рационализмом, софисты пришли к полному атеизму. Это новое учение А. порицал уже в несохранившейся комедии «Пирующие», а особенно осмеял в комедии «Облака». Представителем софистов здесь является философ Сократ, конечно, на самом деле ничего общего не имеющий с софистами. В пьесе зло высмеиваются плоды учения софистов. Сын поселянина Стрепсиада, Фидиппид, побывав в школе софистов, вместо того чтобы исправиться, научился лишь издеваться над отцом и колотить его. В заключение Стрепсиад поджигает школу софистов, испортивших ему сына. «Облака», возможно, и способствовали осуждению Сократа. С нападками на модное воспитание связана резкая критика и осмеяние трагика Еврипида (см.), к-рого аристократия не любила как ученика софистов и как трагика реалиста, отнявшего у трагедии ее прежний высокий идеал и религиозную величавость. В комедии «Женщины на празднике Тесмофорий», поставленной в 411, Еврипид вышучивается за нападки на женщин. В комедии «Лягушки», поставленной на сцене на другой день после смерти Еврипида (405), бог вина, Вакх, беспокоясь за дальнейшую судьбу трагедии, решает вызвать из царства мертвых кого-нибудь из двух трагиков — Еврипида или Эсхила (см.); происходит их состязание, при этом искусство Еврипида подвергается жестокой критике, и на земле остается старый Эсхил. Мечты полуголодного пролетариата о новой сытой и праздной жизни, выливавшиеся в целые проекты государственного переустройства, осмеяны в комедии «Птицы» (около 414). Герой этой пьесы, ненавидящий аристократию Эвелпид и его товарищ Пистетер ищут государства, где они могли бы жить в неге и в полном благополучии. И вот они поднимаются к птицам и в их царстве основывают город «Нефелококкикию» (по-русски Тучекукуевск). Пистетер присваивает себе царское достоинство вместо Зевса и берет его дочь себе в жены. В грубой карикатуре осмеян идеал масс в комедии «Женщины в народном собрании». Государство здесь превращается в огромный ресторан; происходит сплошной кутеж, сопровождающийся общностью женщин и полной свободой половых отношений. Жалобы на несправедливое распределение богатства служат темой комедии «Богатство» (388), самой поздней из дошедших до нас, примыкающей уже по своему характеру к более поздней, так называемой «среднеаттической» комедии. Сквозь злую сатиру в комедиях А. иногда просвечивает и положительный политический идеал аристократии: недовольная настоящим, принужденная отстранить себя от политики, она романтически переносит свои идеалы в прошлое, на начало V в. до христ. эры, на время общегреческого согласия; демос того времени — ее идеал. Характерно, что во «Всадниках» торговец Агоракрит возвращает старику Демосу его «марафонскую молодость» (т. е. времени войны с персами, начала V в. до христ. эры). Насмешка комедии А. касается и религии, А. не стесняется даже с самим Зевсом («Птицы»); особенно достается служителям культа (ср. комедию «Богатство»). Однако это вольнодумство не идет сильно вразрез с консервативной идеологией комедии; А. отстаивает старую веру против софистов («Облака»). В комедиях А. ярко отражается афинская жизнь V в., и в этом их бытовое значение. Как комический поэт А. не внес каких-либо нововведений в структуру и форму комедии, но, более других комиков обладая богатством фантазии и истинно аттическим остроумием, он умеет раскрывать свои идеи в забавных, ярких и оригинальных сценах; основная идея у него никогда не насилует развития действия, все как будто у него случайно и импровизированно, однако фабула, при всех ее вариациях, всегда слита с основным тезисом и служит его объяснением. Действующие лица А. — большею частью типы известных классов и групп; черты их характера часто утрированы до шаржа, однако наряду с этим они искусно наделены и реальными чертами, как чрезвычайно реальна и та обстановка, в к-рой они действуют. Талант А. проявляется и в «парабазах», этих интермедиях, в к-рых поэт обращается к публике, и в сатирических куплетах и задорных песенках. Язык комедий повседневный, разговорный, городской аттический язык, уснащенный каламбурами и меткими словами из жаргона, богатый и остроумными сочетаниями, и комическими словообразованиями; язык и стихотворные размеры отличаются живостью, быстротой и гибкостью. Все это вместе взятое делает комедии А. выдающимся и в своем роде единственным памятником мировой литературы, тем более, что другие представители греческой политической комедии до нас не дошли. Как комедия политическая комедия А. не нашла себе подражателей в позднейшей литературе Греции, но уже с XVI в. вызывали подражание и оказывали влияние ее ситуации и сцены как во Франции (например Расин (см.) в «Plaideurs» подражал «Осам»), так и в Англии, особенно же в Германии (Ленц (см.), Гете (см.)).
               С XVI в. начались постановки А. в Зап. Европе. У нас лишь после революции, в 1923, на сцене МХАТ была поставлена комедия «Лизистрата». После революции же у нас издан и новый перевод комедий А., выполненный Пиотровским.

Библиография:

I. Переводы: Комедии, перев. В. Т. (перевод всех комедий с французского перевода Artaud), СПБ., 1897.
               

II. Круазе А. и М., История греческой литературы, перев. Елисеевой, П., 1916; Зелинский Ф. Ф., Древнегреческая литература, П., 1919; Тюменев А., Очерки экономической и социальной истории древней Греции, тт. I-III, СПБ., 1920–1922; Zielinski, Die Gliederung der altattischen Komoedie, Lpz., 1885; Couat A., Aristophane et l’ancienne comédie attique, P., 1889; Lange E., Athen im Spiegel der Aristophanischen Komoedie, Hamburg, 1894; Mazon P., Éssai sur la composition des comédies d’Aristophane, P., 1904; Croiset M., Aristophane et les parties à Athènes, P., 1906; Süss W., Aristophanes und die Nachwelt, Lpz., 1911.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Аристофа́н
(aristophanes) (ок. 445 до н. э., Афины – ок. 385 до н. э., там же), древнегреческий комедиограф. Афинский гражданин, потомок небогатого землевладельца, он большую часть жизни провёл в Афинах, где в 427 г. до н. э. впервые представил свою комедию «Пирующие» (не сохранилась). Написал около 40 комедий, до нас дошли 11: «Ахарняне» (425 до н. э.), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» (421), «Птицы» (414), «Лисистрата» (411), «Женщины на празднике Фесмофорий» (411), «Лягушки» (405), «Женщины в народном собрании» (392) и «Плутос» (388).

Аристофан. Античная скульптура
Аристофан. Античная скульптура

 
Творчество Аристофана принято делить на три периода. Для сочинений первого периода (425–421) характерны острая социально-политическая направленность и сознательно обнажаемая драматургом связь сатирических персонажей с реальными прототипами, конкретными фигурами в культурной или политической жизни города. Так, во «Всадниках» и «Осах» автор осмеял влиятельного афинского политика Клеона, а в «Облаках» – философов-софистов в лице мыслителя Сократа.
В пьесах второго периода (414–405) Аристофан нередко обращался к вопросу о сути и роли театрального искусства и в связи с этим высмеивал и резко критиковал Еврипида. Комедию «Женщины на празднике Фесмофорий» он писал как пародию на популярного трагика, а в «Лягушках» превратил его в комического персонажа, который, попав в загробное царство, затевает с Эсхилом спор о первенстве и проигрывает в нём. По мнению Аристофана, смотревшего на трагедию как на инструмент патриотического воспитания общества, Еврипид лишил высоты как общую идею, так и язык трагедии. Другие персонажи комедий этого периода предстают перед зрителями как условные типы, уже не связанные с конкретными лицами, а выражающие общечеловеческие свойства.
Наконец, для комедий третьего периода (392–388) характерны постановка социально-философских вопросов (о природе обогащения, судьбе рабов) и почти окончательная отмена сюжетной функции хора, которая свидетельствует о качественном изменении комедии как жанра.
Аристофан не был так популярен, как греческие трагики, однако мотивы его пьес можно встретить в драматургии Нового времени – в «Сутягах» (1668) Ж. Расина, в «Крестьянине и полководце» (1917) Л. Фейхтвангера.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Аристофан" в других словарях:

  • АРИСТОФАН — (ок. 445 ок. 385 до н. э.) древнегреческий поэт комедиограф, отец комедии . Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Аристофан — Аристофан. Аристофан. Аристофан (. 445 ок. 385 гг. до н.э.) древнегреческий поэт комедиограф, главный представитель древнеаттической комедии. Родился и жил в Афинах. Аристофан впервые выступил на афинской сцене в 427 г., а последнее () относится… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Аристофан — (ок. 445 ок. 385 гг. до н.э.) поэт комедиограф Прекрасная вещь общение с мудрецом. От слов и ум к высотам устремляется. И возвышает человека. Не корми словами вместо хлеба. У короткого ума длинный язык. Тот истинный мудрец, кто многое сказать… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Аристофан — афинский поэт, автор знаменитых комедий, живший в V IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Аристофана очень силен политический обличительный момент. Наиболее известна… …   1000 биографий

  • Аристофан — Аристофан, Aristophanes, ок. 445 ок. 385 гг. до н.э., греческий комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист, вероятно, в начале… …   Античные писатели

  • АРИСТОФАН — (ок. 450 – ок. 385 до н. э.) Древнегреческий поэт комедиограф. Единственный из создателей «древней комедии», чьи произведения дошли до нас (из сорока – одиннадцать). Они иллюстрируют его склонность к пародированию, сатире, драматической… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • АРИСТОФАН — (ок. 450 – ок. 385 до н. э.) Древнегреческий поэт комедиограф. Единственный из создателей «древней комедии», чьи произведения дошли до нас (из сорока – одиннадцать). Они иллюстрируют его склонность к пародированию, сатире, драматической… …   Список древнегреческих имен

  • Аристофан — (Aristophanes, Αριστοφάνης). Величайший комик древней Греции, род. около 450 г. до Р.Х. в Афинах. О его жизни мы знаем весьма мало. Он умер около 380 г. до Р.Х. До нас дошло 11 его комедий, которые отличаются удивительным остроумием. В них он… …   Энциклопедия мифологии

  • Аристофан — величайший драматический писатель Греции и древнего Мира,сын Филиппа; род. около 444 до Р. Х. и умер между 387 380 гг. вАфинах. Первую свою комедию он поставил в 427, но еще под чужим именем.Когда, год спустя (426), он осмеял в своих Вавилонянах… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Аристофан — Бюст Аристофана У этого термина существуют и другие значения, см. Аристофан (значения). Аристофан (др. греч. Ἀρ …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»