- Эмблема
- Эмблема (греч. emblhma) - условное изображение идеи в рисунке ипластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории Э.отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, отсимвола - тем, что смысл ее иносказания установлен и не подложиттолкованиям. Якорь - надежда, змея, кусающая свой хвост - вечность,кадуцей Меркурия - торговля, лира - музыка: таковы примеры наиболееупотребительных Э. Они должны быть непременно ясны и просты, зрительдолжен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ онвкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо отнамерений художника. символ есть воплощение идеи, Э. - условный знак, еезаменяющий, ее иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределеннаягруппа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в видеотвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а непридумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, гдеотвлечение переводится в форму вещественного иносказания мы имеем Э.:это не символ, а аллегория - прозаическая схема, готовая идея, одетая воболочку реального образа. Поэтому "Ночь" МикельАнджело или барельеф,изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе"Necessitas-Vis-Libertas" - не Э., а символы, дающие движение мысли,осложняющие ее. Слово emblhma у греков и римлян означало рельефныеукрашения на предмете из другого материала, например, серебряную фигуруна бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленныепроизведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные изразнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд,декоративный группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели ит. п. Нынешний свой смысл слово Э. получило лишь в XVI - XVII в., когдааллегории были весьма популярны и когда в Э. перелагали все областизнания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиографияуделяет особенное внимание множеству сборников Э., обыкновеннопревосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств.Особенно популярны были "Э." миланца Альциати (1531), до 1781 г.выдержавшая до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех"Эмблемы и Символы" Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитаниималенького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. СборникиЭ. для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.А. Гоенфельд.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.