- Аллегория
- Аллегория - художественное обособление отвлеченных понятийпосредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость,раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д.изображаются и представляются, как живые существа. Прилагаемые этимживым существам качества и наружность заимствуются от поступков иследствий того, что соответствует заключенному в этих понятияхобособлению, напр., обособление боя и войны обозначается посредствомвоенных орудий, времен года - посредством соответствующих им цветов,плодов, или же занятий, справедливость - посредством весов и повязки наглазах, смерть - посредством клепсидры и косы. Очевидно, аллегории недостает полной пластической яркости и полноты художественных творений, вкоторых понятие и образ вполне друг с другом совпадают, и производятсятворческою фантазию, неразлучно, как будто сросшимися от природы. А.колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумнопридуманною его индивидуальною оболочкою и, вследствие этойполовинности, остается холодною. А., соответствуя богатому образамиспособу представления восточных народов, занимает в искусстве Востокавидное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности ихбогов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. А. появляетсяздесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественноеобразование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений.Сильнее ее господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзиии искусстве средних веков, с конца XIII-го столетия, в то времяброжения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластическогомышления взаимно соприкасаются и, на сколько возможно, стараютсяпроникнуть друг в друга; так, - у большинства трубадуров, у Вольфрамафон Эшенбах, у Данте. "Feuerdank", греческая поэма XVI столетия, вкоторой описывается жизнь императора Максимилиана, может служитьпримером аллегорическо-эпической поэзии. А. имеет особое применение вживотном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят всущественно различных отношениях к А. Труднее всего ее избежатьсовременной скульптуре. Будучи всегда обречена на изображение личности,она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, чтогреческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полногообраза жизни бога.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.