- Якорь
- Якорь. - Наиболее древний тип якоря - это так назыв. адмиралтейскийЯ., состоящий из веретена (стержня) с лапами внизу и штоком(поперечиной) наверху, причем шток и лапы лежат в двух разныхплоскостях, для того, чтобы якорь не лег плашмя на грунт и не скользилбы по последнему, не задевая его. На больших Я. этого типа шток делаетсядеревянным, из нескольких частей, стянутых бугелями (прочными обручами).Громоздкость такого Я. повела к тому, что сначала стали делать - принебольших размерах - шток железным, закрепляющимся при необходимостиотдачи Я. - чекою на своем месте; при креплении же по-походному чекавынималась и шток крепился найтовом к веретену. В таком виде держатся насудах и поныне небольшие Я. - запасные, верпы и т. д. Для удобствахранения становых Я., стали делать их различной формы, позволяющейудобно их укладывать в носу судна - напр. Я. системы Мартина, Портера,Паркера, Холля и т. п. Система Мартина заключается в том, чтобы шток илапы делать в одной плоскости, причем лапы делаются вращающимися, такчтобы якорь, легший плашмя, мог задеть своими лапами за грунт и придальнейшем движении корабля лапы, поворачиваясь, все более уходили вдно. У Я. Паркера лапы вращаются на шарнире, перпендикулярном своейплоскости. Я. Паркера и Холля по идее не отличаются от Я. Мартина, ноштока вовсе не имеют, а на лапах у них делается выступ, который, задеваяза грунт, способствует вращению лап. Я. без штока имеется в настоящеевремя множество систем, патентованных различными изобретателями; в общемвсе они схожи, представляя собой приспособление в роде кошки(четырехлапого Я.), у которой все 4 лапы соединяются между собой,вращаются на шарнире в плоскости одной пары лап; другая же паранастолько обрезана, что слегка лишь выступает от шарнира. Удобство Я.без штока то, что они втягиваются в клюзы, не требуя сложныхприспособлений для подъема и уборки. Материалом для Я. раньше служилосварочное железо; в настоящее время предпочитается Мартеновская сталь,позволяющая дешево приготовлять Я. литыми. Величина Я. у военных судовопределяется по площади миделя судна (одна четверть погруженной частиплощади мидель шпангоута в футах, по русскому адмиралтейскому правилу,равна весу Я. в пудах); у коммерческих судов выработаны опытныеотношения веса Я. к главных размерам судна (напр. как в правилахклассификационных обществ - Ллойда, Бюро Веритас и т. д.) или же взависимости от тоннажа судна. Правила эти дают вес Я. адмиралтейскойсистемы; Я. без штока, как держащие сравнительно слабее, и хужезацепляющие за грунт судна делаются на 25 - 30 % тяжелее. Р. Л - н.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.