- Франс
- Франс (Анатоль France) - известный французский романист и критик,род. в 1845 г. Дебютировал томиком стихов в манере парнасской школы,"L'Etui de Nacre", и античной драмой в стихах, "Les NocesCorinthiennes"; затем писал и пишет маленькие рассказы, повести,психологические и общественные романы, критические очерки, газетныехроники (долго состоял постоянным хроникером в "Temps"). В последниегоды, со времени процесса Дрейфуса, Ф. стал видным деятелемантинационалистского лагеря, принимает участие в устройстве народныхуниверситетов, читает лекции рабочим, произносить речи на народныхсобраниях. Ф. - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченномуэпикурейству. Он самый острый из франц. критиков современнойдействительности, без всякой сентиментальности раскрывающий слабости инравственные падения человеческое натуры, несовершенства и уродствообщественной жизни, нравов, отношения между людьми; но в свою критику онвносит особую примиренность, философскую созерцательность ибезмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он несудит и не морализирует) а только проникает в смысл отрицательныхявлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественнымпониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характернуючерту произведений Ф. Одна из его первых повестей, "Le Crime deSilvestre Bonnard" (русск., перев. СПб., 1899) - идиллическая сатира, вкоторое легкомыслию и доброте отдается предпочтение перед суровойдобродетелью. В последующих повестях и рассказах Ф. с огромной эрудициейи тонким психологическим чутьем воссоздает дух разных исторических эпох."La Rotisserie de la Reine Pedauque" - сатирическая повесть во вкусеXVIII в., с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Коньяра; онблагочестив, но ведет греховную жизнь и оправдывает свои "падения" тен,что они усиливают в нем дух смирения. Того же аббата Ф. выводит в "LesOpinions de Jerоme Coignard". В целом ряде маленьких рассказов (сборники"Ваlthasar", "Le Puits de Sainte-Claire" и др.) Ф. обнаруживает яркуюфантазию; его любимая тема - сопоставление языческого и христианскогомиросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннегоВозрождения; лучшие образцы в этом роде - "Saint Satyr" и "Puits deSainte-Clаire". Ф. один из лучших французских "contеurs" похудожественности языка, благородству стиля и выразительной сжатостиповествования. повесть "Thais" (рус. перев., СПб., 1891) - история знаменитой древней куртизанки, ставшей святою - написана втом же духе снисходительности и любви к "грешникам", с тем же оттенкомэпикурейства и в тоже время христианской умиленности, как книги о ЖеромКоньяре и мелкие рассказы. "Clio" - сборник трех рассказов из античной исредневековой жизни; лучший из них, по образности и красочности описаний- рассказ о жизни и странствованиях Гомера. От исторических ифантастических рассказов и повестей Ф. перешел к психологическим иобщественным романам из современной жизни. В "Lys Rouge", на фонеизысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов,представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (заисключением прекрасных описаний Флоренции и картин, "Lys Rouge" - однаиз наиболее слабых вещей Ф.). Затем Ф. начал серию своеобразных романовпод общим заглавием: "Histoire Contemporaine". В нее вошли до сих пор:"D'Оrme da Mail", Mannequin d'Osier", "L'Anneau d'Amethyste", "MonsieurBergeret a Paris". Это - историческая хроника с философским освещениемсобытий. Как историк современности, Ф. обнаруживает проницательность ибеспристрастие ученого изыскателя наряду с тонкой иронией скептика,знающего цену человеческим чувствам и начинаниям. Вымышленная фабулапереплетается в этих романах с действительными общественными событиями,с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии,инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этимописываются научные изыскания и отвлеченные теории кабинетного ученого,неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного инесколько близорукого в жизненных делах мыслителя. В центре событий,чередующихся в романах этой серии, стоит одно и тоже лицо - ученыйисторик Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительноскептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость всуждениях о поступках окружающих лиц. Юмор Ф. заключается в том, что егогерой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных навид явлений. тот же исторический критерий, на основании которого онсудит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждения одрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитическийметод, с которым он приступает к отвлеченным научным вопросам, помогаетему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти,не осуждая, но и не прощая. Новейшая повесть Ф., "Affaire Crainquebille"- сатира на французское судопроизводство, написанная с блестящим юмороми знанием рабочего класса. В своих критических очерках (5 т. "Vielitteraire") Ф. с такой же объективностью относится к современнымлитературным явлениям, проявляя верность и твердость художественноговкуса. Вместе с тем и прежде всего Ф. - мастер слова, доводящийлитературный стиль до такой художественной выразительности и красоты,которая равняет его с Флобером и другими франц. классическимипрозаиками. З. Венгерова.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.