- Повесть
- Повесть - род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийся отнего некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. менее значительна и поразмерам, и по содержанию, но нельзя утверждать, что П. всегда меньшеромана: "Вешние воды" больше "Рудина", а между тем первое произведениесам автор с полным правом назвал П., второе - романом Существенно здесьразличие предмета и, отчасти, манеры. Эпическая широта романа,законченная биография героя на социальноисторической основе, плавное,медленное развитие, осложненное значительным количеством действующихлиц, вообще говоря, чужды П. Можно принять сравнение немецкого критика(Готшаля), заметившего, что П. (собственно новелла) относится к роману,как стихотворный рассказ (роetische Erzahlung - идиллия, баллада) - кэпопее. Предмет П. - отдельный эпизод из личной жизни; ограничиваясьнезначительным кругом участвующих лиц, она не дает картины целогообщественнополитического или морального строя; она проще, цельнее,однороднее, развивается быстрее и энергичнее романа и, приближаясь посиле движения к драме; напоминает последнюю и по большему единствудействия; иногда - и это характерно для структуры П. - в ней соблюдаютсятакже единства времени и места. От близких к ней поэтических форм -западноевропейской новеллы и нашего рассказа - П. мало отличается посуществу; можно сказать только, что она сложнее и больше рассказа. Вистории литературы П. развивалась неразрывно с романом, предшествуя ему,подчас смешиваясь с ним и всегда питаясь теми же элементами (см. Роман).По форме, современная повесть ведет свое происхождение от стольпопулярных в средние века сборников фантастических, а иногда и бытовыхрассказов, перешедших с Востока или созданных под его влиянием.Индийский сборник Бидпая (см. XXIl, 712), послуживший источником целогоряда странствующих европейских П., "Die sieben weisen Meister". "GestaRomanorum" и другие сборники, вместе с французскими фаблио, повлияли наитальянскую новеллу, знаменитым образцом которой явился "Декамерон"Боккачио. В Англии аналогичные мотивы находят выражение в стихотворных"Кентерберийских разсказах" Чосера, во Франции - в "Cent nouvelles"(1450 - 1460) и в "Heptameron" Маргариты Наваррской, (1558). В XVII в.,наряду с новеллой сатирической, скабрезной и реальной, являетсяидеалистическая, сентиментальная новелла д'Юрфе, а затем Скюдери.Новелла часто является составной частью романа XVIII в. (у Лесажа,Прево, в "Jacques le fataliste" Дидро); отдельно пишут новеллы Флориан,Мармонтель, г-жа Жанлис, Вольтер. В XIX в., в связи с ускоренным темпомобщественной и личной жизни, П. получает чрезвычайно широкое развитие;многие писатели стали известны благодаря П. (Брет-Гарт и Марк Твен вАмерике, Мопассан во Франции, Ноль Гейзе в Германии). В новой русскойлитературе немного найдется выдающихся писателей, которые не писали быП., дав в этом жанре не мало замечательных образцов, начиная с "П.Белкина" Пушкина. За последнюю четверть века эта форма пользовалась умолодых русских писателей (Альбова, Баранцевича, Гнедича, Ясинского,Осиповича) исключительной популярностью; известность наиболеезначительных из них - Гаршина, Короленко, Чехова, - вся покоится на ихповестях. Ар. Г.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.