Фонвизин

Фонвизин
Фонвизин (Денис Иванович; фамилия Ф. писалась в XVIII в. в два слова;это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательноустановлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкиннаходил это начертание правильным, как придающее более русский характерфамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, "из перерусскихрусский") - знаменитый писатель Екатерининской эпохи; род. в Москве 3апр. 1745 г.; происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего вМоскву еще в XVI в. и совершенно обрусевшего. Первоначальное образованиеФ. получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, который, каквспоминает Ф. в "Чистосердечном признании", "был человек большогоздравого рассудка, но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания,просветить себя учением", однако, был довольно начитан, преимущественнов сочинениях нравоучительного характера. Представляя своего отцачеловеком старого времени, отличающимся такими достоинствами, каких неимеется в "нынешнем обращении света", Ф. дает возможность указатьпрототип для созданного им Стародума: те сентенции личной и общественнойморали, которые влагаются им в уста Стародума, заключались, может быть,уже в наставлениях отца, возбуждавшего в Ф. любовь к старой русскойжизни. Несмотря на "безмерные попечения"; объем домашнего образованиябыл не особенно велик, так как средства не позволяли отцу Ф. "наниматьучителей иностранных языков": дома он усвоил элементы русскойграмотности, а чтение церковных книг, будучи одним из важных средстврелигиозного воспитания, вместе с тем дало Ф. знакомство со славянскимязыком, "без чего российского языка и знать невозможно". В 1755 г. Ф.поступил в только что открытую гимназию при московском унив.; в 1760 г.был "произведен в студенты", но пробыл в университете всего 2 года. Хотяи очень чувствовались недостатки этих юных просветительных учреждений,хотя преподавание было весьма слабо, хотя учителя отличались "пьянствоми нерадением", тем не менее Ф. много вынес из годов своего ученья: неговоря уже о знании французского и немецкого языков, открывшем емунепосредственный доступ к европейским литературам, школа дала Ф.известную умственную дисциплину, благодаря которой он выделяется изсреды современных ему литераторов не только талантом, но исистематичностью образования. На школьной скамье, под влиянием некоторыхпрофессоров, начинаются и литературные занятия Ф.: в 1761 г. он поместилв журнале Хераскова "Полезное Увеселение", переводную статейку"Правосудный Юпитер" и отдельно напечатал перевод басен Гольберга. Вследующем году он издал перевод нравоучительного сочинения Террасона:"Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского, изтаинственных свидетельств древнего Египта взятая" и напечатал несколькопереводов в издании проф. Рейхеля: "Собрание лучших сочинений краспространению знания и к произведению удовольствий". К этому жевремени относятся не дошедшие до нас оригинальные произведения Ф., вкоторых выразилось его стремление к сатире. "Острые слова мои,вспоминает Ф., носились по Москве; а как они были для многих язвительны,то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою; все же те, коихострые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и вобществе приятным". Несмотря на этот успех, Ф. отзывается о своих первыхпроизведениях очень строго, говоря, что это "были острые ругательства:много было в них сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли".К годам ученья относится и зарождение в Ф. любви к театру: во времяпоездки гимназистов в Петербург для представления куратору Шувалову, Ф.был в одном спектакле, и впечатление вынес сильное. "Действия,произведенного во мне театром - рассказывает он, - почти описатьневозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал япроизведением величайшего разума, а актеров - великими людьми, коихзнакомство, думал я, составило бы мое благополучие". В 1762 г. ученье Ф.в университете прекращается; он определяется сержантом гвардии, хотя этаслужба его совсем не интересует и он от ее уклоняется, наскольковозможно. В это время в Москву приезжает двор, и вице-канцлер определяетФ. в коллегию иностранных дел "переводчиком капитан-поручичья чина", а вследующем году Ф. назначен "быть для некоторых дел" при кабинет-министреу принятия челобитен, И. П. Елагине, который с 1766 г. получает в своезаведывание театры. Назначением этим Ф., может быть, был обязан "грехуюности" - переводу Вольтеровой "Альзиры", который начат был им еще вуниверситете. Елагин был очень расположен к своему молодомуподчиненному, но служба была тяжела для Ф. вследствие неприятностей ссекретарем Елагина, драматургом Лукиным, старавшимся вооружать против Ф.кабинет-министра. В первое же время пребывания в Петербурге Ф. сблизилсяс кн. Козловским и некоторыми другими молодыми литераторами. Об этомкружке он впоследствии не мог "без ужаса вспомнить", так как "лучшеепрепровождение времени состояло в богохулии и кощунстве". Этонаправление не прошло бесследно для Ф.: он увлекся модным вообще в товремя скептицизмом, отголоском чего является "Послание к слугам моимШумилову, Ваньке и Петрушке", напечатанное в первый раз в ежемесячномиздании "Пустомеля", в 1770 г. Однако, увлечение идеями кружка кн.Козловского не могло быть для Ф. особенно продолжительным, так какрелигиозная основа домашнего воспитания была в нем сильна и он"содрогался, слыша ругательство безбожников". К этому периоду жизни Ф.относятся некоторые его стихотворения и новые переводы, из которыхособенный успех имели переводы поэмы Битобе "Иосиф", а также повестиБартелеми: "Любовь Кариты и Полидора" (1763). В это же время появляетсяпервый опыт Ф. в области драмы: в 1764 г. была представлена его комедия"Кopион", переделанная из франц. комедии Грессе "Сидней". Этопроизведение важно не только для развития таланта Ф., как переход отпереводов к "Бригадиру" и "Недорослю", но в нем можно видеть и прогрессвообще русской литературы. "Применение иностранных комедий к нашимнравам - говорит Н. С. Тихонравов - было уже шагом вперед от простыхпереводов к произведениям более оригинальным". Правда, оригинальностьпьесы выразилась только в немногих внешних чертах, так как и сюжет, иструктура, и главные типы комедии целиком заимствованы. Однако,"Корион", судя по современным свидетельствам, понравился публике. Успехободрил автора, и вероятно уже в 1768 г. был написан "Бригадир",представляющий собою значительный прогресс в применении чужихпроизведений к русскому быту. Несмотря на заимствование главногодействующего лица, знаменитого Иванушки, из комедии датского писателяГольберга "Jean de France", несмотря на некоторые другие чертыподражания, "Бригадир" есть одно из важнейших явлений нашей литературы.Если в "Корионе" черты русского быта едва были намечены, то в"Бригадире" они выдвигались на первый план, так что заимствование моглопочти совсем оставаться незамеченным. Типы петиметра и щеголихи,выставленные в лице Иванушки и советницы, в достаточной мере былизнакомы уже из русской действительности, особенно из наблюдений надстоличной жизнью, в чем могут лучшим подтверждением служит для насстатьи сатирических журналов того времени. Еще более оригинальными,выросшими на русской почве, являются типы советника, бригадира ибригадирши. Немудрено поэтому, что "Бригадир" произвел сильнейшеевпечатление на тогдашнюю публику: Н. И. Панин отозвался о нем, как о"первой комедии в наших нравах"; Ф. сравнивали с Мольером, комедия егоне сходила со сцены. В 1769 г., вследствие новых столкновений с Лукиным,Ф. был вынужден оставить службу при Елагине и определился опять вколлегию иностранных дел, к гр. Н. И. Панину. Как секретарь Панина, онположительно завален работой: ему поручена обширнейшая переписка снашими дипломатами при европейских дворах; под руководством своегоначальника он составляет крайне любопытный проект государственныхреформ, по которому предполагалось предоставить верховному сенатузаконодательную власть, обеспечить "два главнейшие пункта благагосударства и народов: вольность и собственность", для чего нужноосвободить крестьян. В этом проекте обращает на себя вниманиехарактеристика господства временщиков: "вчерашний капрал, неизвестнокто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем ипринимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером"; "никтоне намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать", Замечательно такжеобличение крепостного права. "Представьте себе государство, говорит Ф.,где люди составляют собственность людей, где человек одного состоянияимеет право быть вместе истцом и судьею над человеком другого состояния,где каждый следственно может быть или тиран, или жертва". Упоминает Ф. ио необходимости уничтожить невежество, на которое опирается рабство.Рядом с официальными поручениями, Ф. приходится много работать и поразличным частным делам гр. Панина. Служба при Панине продолжалось до1783 г., когда Ф. вышел в отставку с чином статского советника и спенсиею в 3000 руб. Литературная деятельность Ф. за этот период егожизни не могла быть особенно велика, так как для нее не хватало досуга;тем не менее именно в это время, может быть вследствие постоянныхвпечатлений, которые испытывались в центре общественных и политическихинтересов эпохи, появились важнейшие в литературном и общественномотношениях произведения Ф. Это были статьи в "Собеседнике любителейроссийского слова": "Опыт российского сословника", "Вопросы автору Былейи Небылиц", "Челобитная российской Минерве от российских писателей","Поучение, говоренное в Духов день Иереем Василием", и комедия"Недоросль", представленная в первый раз в 1782 г. "Челобитнаяроссийской Минерве" имеет значение как защита прав литературы противразных ее врагов, отрицающих пригодность писателей "к делам", азнаменитые "Вопросы" касаются некоторых больных сторон русскойдействительности. Смелость, "свободоязычие" этих "Вопросов" вызвалипротив Ф. неудовольствие имп. Екатерины II. "Недоросль", как и"Бригадир", занимает первое место в сатирической литературеЕкатерининского времени, боровшейся за просвещение. По своейоригинальности он значительно выше "Бригадира": заимствованияпроявляются в некоторых незначительных частностях, напр. в знаменитойфразе г-жи Простаковой о том, что география не нужна, так как естьизвозчики и т. п. Типы семей Простаковых и Скотининых несомненнорусские, унаследованные от старого времени и сохраняющие внеприкосновенности свои исконные черты невежества и грубости. Правда, внекоторых из этих типов есть следы карикатуры, но в общем оничрезвычайно жизненны, и этим объясняется как успех комедии в свое время,так и тот интерес, который она до известной степени возбуждает и теперь.Для эпохи Ф. и лично для автора большое значение имели и скучные для насречи резонеров, в особенности Стародума, в уста которого Ф. влагалвыражение своего идеала гуманности и просвещения. За время службы пригр. Панине Ф. совершил с больной женой (рожд. Роговиковой) первоепутешествие за границу (1777 - 78), побывав в Германии и во Франции.Второе путешествие было предпринято в Германию) и Италию (в последней Ф.провели 8 месяцев) в 1784 г.; через два года уже самому Ф. пришлосьехать лечиться от последствий паралича в Вену и Карлсбад. Последние годыжизни вообще прошли для Ф. в тяжелой обстановке: расстроилосьокончательно здоровье, а вместе с тем пошатнулось и его материальноеблагосостояние, вследствие разных тяжб с арендаторами. Литературнаядеятельность Ф. почти совсем прекращается, если не считать литературнымипроизведениями его письма из-за границы и его путевые журналы. Они непредназначались для печати и были опубликованы уже в XIX в., нопредставляют выдающийся интерес, как суждение умного наблюдателятогдашней европейской жизни. Отзывы Ф. о европейцах далеко не всегдасправедливы и часто крайне резки (как напр. знаменитая фраза: "французрассудка не имеет и иметь его почел бы за величайшее для себянесчастие"), но это пристрастие, объясняемое отчасти личными мотивами,болезнью, неприятностями путешествия, не уничтожает значения некоторыхзаметок Ф.: в них виден самостоятельный, критически-мыслящий человек, ив этом отношении письма Ф. следует поставить значительно выше "Писемрусского путешественника" Карамзина. В 1792 г. Ф. умер и похоронен вАлександро-Невской лавре. В своей литературнообщественной деятельностиФ. выступает как честный, убежденный прогрессист, как поклонникпросвещения и лучшего общественного устройства, не изменяющий до концатем освободительным взглядам, которые господствовали в началеЕкатерининского царствования, несмотря на то, что эти взгляды впозднейшее время уже не пользуются покровительством и сочувствиемправящих сфер: он чужд оппортунизма, которым отличались многие тогдашниелитераторы, смотревшие очень легко на свою профессию, тогда как он видитв ней службу обществу. Как образованный человек и самостоятельный ум, онкритически относится к наблюдаемым явлениям, провидя впереди идеаллучшей жизни. См. "Сочинения, письма и избранные переводы Ф." (СПб.,1866, под ред. П. А. Ефремова, с биографией, составленной А. П.Пятковским); "Первое полное собрание сочинений Ф." (М., 1888); кн. П. А.Вяземский, "Фонвизин" (СПб., 1848; "Полн. Собр Соч. кн. Вяземского", т.V); Тихонравов, "Материалы для полного собрания сочинений Ф., под ред.Л. Н. Майкова" (СПб., 1894); Незеленов, "Литературные направления вЕкатерининскую эпоху" (СПб., 1889); С. А. Венгеров, "Русская поэзия" (т.1; здесь напеч. составляющее величайшую библиографическую редкостьшуточное стихотворение "Чортик на дрожках"; это стихотворение помещенотакже в "Материалах" Тихонравова, который сомневается, однако, вдостоверности его принадлежности Ф.); И. Н. Жданов. "Фонвизин" (в"Русском Биограф. Словаре"; полная библиография). А. Бороздин.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Фонвизин" в других словарях:

  • Фонвизин — Денис Иванович (1745 1792) знаменитый русский писатель происходил из обрусевших остзейских дворян (фон Визин). Детство Ф. прошло в патриархальной обстановке в доме отца чиновника ревизион коллегии. Образование получил в университетской гимназии и …   Литературная энциклопедия

  • Фонвизин — Из немецкого фон Визен. Род фон Визенов потомков ливонского рыцаря к XVIII веку обрусел, соответственно русифицировалось и написание фамилии. В 1824 году Пушкин писал брату: Незабудь фон Визина писать Фонвизин. Что он за нехристь? Он русский, из… …   Русские фамилии

  • Фонвизин Д.И. — Фонвизин Д.И. Фонвизин Денис Иванович (1744 1792) Русский писатель, драматург, публицист. Афоризмы, цитаты Фонвизин Д.И. биография • Слава Богу, что на вранье пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение! • Начинаются чины перестает… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Фонвизин — Фонвизин, Денис Иванович (1745 1792) знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Его комедии Бригадир и Недоросль занимают первое место в сатирической литературе того времени. Они осмеивают невежество и грубость… …   1000 биографий

  • ФОНВИЗИН — Артур Владимирович (1882/83 1973), живописец. Акварельные театральные портреты деятелей русской культуры ( Д.В. Зеркалова , 1940), натюрморты, жанровые композиции отмечены богатством тональных оттенков …   Современная энциклопедия

  • ФОНВИЗИН — Денис Иванович (1744 или 1745 1792), русский писатель. Создатель первых в России социальных комедий: Бригадир (постановка 1770) сатирическое изображение нравов дворянского сословия; Недоросль (постановка 1782) этапное произведение, изобличающее… …   Современная энциклопедия

  • Фонвизин Д. — Денис Фонвизин Дата рождения: 3 (14) апреля 1745 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 1 (12) декабря 1792 Место смерти: Санкт Петербург, Российская империя Род деят …   Википедия

  • Фонвизин Д. И. — Денис Фонвизин Дата рождения: 3 (14) апреля 1745 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 1 (12) декабря 1792 Место смерти: Санкт Петербург, Российская империя Род деят …   Википедия

  • Фонвизин — I Фонвизин         Артур Владимирович [30.12.1882(11.1.1883), Рига, – 19.8.1973, Москва], советский живописец акварелист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–04) и в частных… …   Большая советская энциклопедия

  • ФОНВИЗИН — 1. ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745 92), русский писатель. В комедии Бригадир (постановка 1770) сатирически изображены нравы дворянского сословия. В комедии Недоросль (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин,… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»