- Токио
- Токио или Тоокео (т. е. восточн. столица) - столица Японии, наобширной равнине, при впадении р. Сумидогава в залив Т., у вост. берегаглавного японского о-ва Нипон (Хондо). Один из портов, открытых дляиностранной торговли; Гавань мелка, большие суда пристают в Иокагаме притой же бухте, несколько южнее, так что Иокагама, соединенная с Т.железной дорогой, служит гаванью для столицы. Жит. 1440 тыс. Город оченьобширен (8,5 км. с С на Ю и 10,5 с З на В); лишь небольшая часть егоимеет каменные дома европейской постройки, остальная - низкие японскиедома очень легкой архитектуры, из тонких досок, поэтому пожары оченьчасты; нередки и землетрясения (особенно сильные в 1854 и 1894 г.).Много каналов. Замок императора (микадо) с большим парком, окруженвысокой каменной стеной и широким, наполненным водой рвом, через которыйведут подъемные мосты. Вокруг дворца квартал, окруженный стеною в 6 км.длины, где прежде были дворцы удельных князей. Большая их часть купленаказной и превращена в здания министерств и казенных управлений. У устьяр. Цкидаки - квартал посольств и иностранцев. Великолепные парки Шиба, сгробницами 6 сиогунов (правителей Японии), и Уено, с музеем древностей ипредметов художественной промышленности, сад Асакуса в центре города,средоточие народной жизни: здесь множество ресторанов (чайных домов),лавок и увеселительных заведений всякого рода. Буддийские храмы незамечательны архитектурой, но отделка дверей, жертвенников и т. п. оченьинтересна. В этих храмах находятся некоторые из лучших образцовяпонского искусства. Прежний конфуцианский храм Сеида, в китайскомстиле, обращен в музей народного просвещения. Христианских церквей 5, втом числе православный собор, построенный на пожертвования, собранные вРоссии местным епископом Николаем. Несмотря на подражание Европе иАмерике, уличная жизнь Т. носит своеобразный японский характер: экипажейс лошадьми очень мало, их заменяют рикши или дженерикши - 2-х-колесныеколяски, везомые людьми. Несколько конок, всегда наполненных народом;два главных вокзала связаны поясной жел. дорогой. Университет Т.,единственный в Японии, имеет. более 110 профессоров и доцентов и более2000 студентов на всех факультетах. Особенно замечателен инженерныйфакультет, с прекрасными коллекциями. Главная библиотека Т. содержитболее 150 тыс. томов. Несколько ученых обществ, между прочимгеографическое. Школы нормальная, высшая техническая, профессиональныемужские и женские, средние разного рода и т. д. Из старых японскихпромыслов развиты шелкоткацкие, лаковые, фарфоровые, эмалевые и др.Новая промышленность, на европейский образец, быстро развивается:бумагопрядильни и механические ткацкие, фабрики зонтиков, разных машин иорудий, судостроительные верфи и т. д. Особенно значительны в Т.книгопечатни и литографии; здешние лубочные картины распространены повсей Японии. Фотографий очень много. Торговля значительна; ввоз и вывозпорта - более 200 милл. франк. На реке множество парусных судов ипароходов. Очень велика и сухопутная торговля, особенно с сев. и сев.зап. частью острова. Положение города благоприятно: он лежит в самойширокой, юго-вост. части острова, на одной из двух главных его равнин,очень плодородной, производящей много риса. Сообщение с другой равниной,у берегов Японского моря, довольно удобно (посредством жел. дороги).Недалеко от Т. главные шелководные округа Японии. Гавань Т., Иокагама,со времени открытия для заграничной торговли (1560) стала одним изглавных рынков, вывозящих шелк в Европу и Америку. Т. основан в 1456 г.В начале XVII стол. сиогун (правитель государства) Иейясу из домаТокугава поселился здесь, и Т. сделался фактической столицей Японии,хотя государь (микадо) продолжал жить в Киото и этот город считалсястолицей. По восстановлении власти микадо (в 1868 г.) нынешний императорМутсу-Хито перенес сюда столицу, при чем город из Иеддо (Eddo) былпереименован в Т. Большое значение город получил в ХVII стол., когдадаимио (удельные князья) были принуждены жить здесь полгода, а наостальное время оставлять свои семьи в виде заложников. Когда началасьновая эра Японии (1868) и дворцы даимио опустели, город стал столицейбольшого централизованного государства, возникли жел. дороги, пароходныелинии и т. п. А. В.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.