- Токио
- Токио
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.
- То́кио
-
(Tokyo), столица Японии, один из крупнейших городов мира. Расположен на В. о. Хонсю, на сев.-зап. берегу Токийского зал. Центр крупнейшей в Японии городской и пром. агломерации (Бол. Токио, пром. зона Кэйхин). 7920 тыс. жителей (2000). Название Т. (в переводе – "восточная столица") город получил в 1868 г., когда стал императорской резиденцией и местопребыванием правительства. Основан в 1456 г. на месте небольшой рыбацкой деревушки, как феодальный замок Эдо (в переводе – "вход в залив"), который в 1590 г. стал владением, а в 1603–1868 гг. был резиденцией сёгунов из дома Токугава. Уже в XVIII в. Эдо превратился в один из крупнейших городов мира; стал "миллионером" раньше, чем Лондон и Париж (1368 тыс. жителей в 1887 г.). Часто страдал от землетрясений и пожаров. Землетрясение 1 сентября 1923 г. уничтожило почти половину Т. В 1944–45 гг. сильно пострадал от американских бомбардировок.
После Второй мировой войны Т стал ведущим пром. центром Японии. В 1960-х годах многие крупные пр-тия были выведены за пределы города, и в наст. время здесь преобладают наукоёмкие и высокотехнол. пр-ва. В Т. производится б.ч. японского электронного оборудования и печатается б.ч. книг. Это один из крупнейших мировых финанс. и деловых центров. Свои офисы в Т. имеют многие иногородние компании; крупнейшая в Японии токийская фондовая биржа. Важный трансп. узел: сходятся 6 скоростных автострад и 3 линии высокоскоростной ж. д. Синкансен. Имеется разветвлённая сеть скоростных автострад со сложными многоярусными развязками и эстакадами, а также сеть метрополитена и наземных электропоездов. Морской порт. 2 междун. аэропорта.
В облике Т переплетаются черты старины и современности. В историческом центре находится опоясанный рвами императорский дворец с окружающим его комплексом сооружений, в т.ч. Двойным мостом. Квартал Маруноути – деловой центр Т., где сосредоточены офисы крупнейших корпораций и банков, универмаги, отели, центр. вокзал. К В. от него – коммерческий и финанс. район Нихонбаси (что в переводе означает "японский мост"), от которого в прошлом начинались дороги, ведущие из Т. в провинции; здесь находится Банк Японии и Токийская фондовая биржа. Южнее расположен район Гиндза (в переводе – "серебряный двор"), известный как самый оживлённый торг. квартал и культ. центр города. Гос. учреждения сосредоточены в районе Касумигасэки; здесь находится здание парламента Японии (1936) и резиденция премьер-министра, первый в Т. небоскрёб (36 этажей; 1968). Район Синдзюку – крупнейший в городе центр торговли и развлечений; небоскрёбы (до 52 этажей), парк Синдзюку-гёэн, известный своими хризантемами. Много небоскрёбов также в Сибуя и Икэбукуро. Квартал Асакуса – оживлённый центр торговли и развлечений. Здесь расположен старинный храм Сэнсо, посвящённый богине милосердия Каннон (конец VII в.), и театр музыкальных шоу "Кокусай-гэкидзё". В районе Канда много вузов, книжных магазинов.
В Т расположено большинство научных обществ, библиотек, издательств страны. В Бол. Т. сосредоточена 1/3 всех ун-тов Японии и 80 вузов, в т.ч. старейший гос. ун-т страны – Токийский (1877), а также ун-ты Васэда, Кэйо, Хосэй, Хитоцубаси и др. Японская АН, академия искусств. Свыше 140 НИИ, лабораторий и научных центров. Несколько десятков музеев, более 400 картинных галерей. Токийский нац. музей (1871; 85 тыс. произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства), нац. научный музей, Токийский нац. музей совр. искусства (1952), нац. музей зап. искусства, музей японского народного искусства (1936), музей каллиграфии, музеи Окура Сюкокан и Нэдзу, ряд частных галерей ("Бриджстон", "Нитидо" и др.). Нац. театр и театр Кабуки – лучший в Японии театр классической японской драмы. Дворец Акасака (1909) – любопытный образец подражания зап. архитектуре; старинный храм Гококудзи; храм Мэйдзи; телебашня высотой 333 м (1958) с музеем восковых фигур. Диснейленд, сооружённый на насыпном грунте. В городе свыше 15 тыс. садов и парков; более 14 тыс. спорт. сооружений. В 1964 г. здесь проходили Игры XVIII Олимпиады (1964).
Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория. Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006.
- Токио
-
Столица Японии, главный политический, экономический и культурный центр, резиденция императора, парламента страны и ее кабинета министров.
Расположение и границы. Площадь. Расположен в юго-восточной части Тихоокеанского побережья острова Хонсю, на равнине Канто, при впадении рек Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив. Столичная префектура Токио (Большой Токио) – высокоурбанизированная территория общей площадью 2187 кв. км. В ее административные границы входят собственно Токио (615,8 кв. км, 23 административных района), 26 других городов, 24 поселка городского или сельского типа (расположенных в т. ч. на островах Идзу и Огасавара). Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры Канагава, Тиба, Сайтама образуют так называемую Токийскую агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Вместе с Йокогогамой он образует крупнейший мировой мегаполис Токио-Йокогама.
Транспортные узлы. Аэропорты. Токио – основной транспортный узел страны.К нему сходятся линии скоростных железных дорог и скоростные автострады, для которых через кварталы с плотной застройкой проложены путепроводы со сложными многоярусными развязками. Токийский порт – один из важнейших центров морских перевозок (по объему товарооборота – второй в Японии после Йокогамы). В Токио два аэропорта, но они принадлежат к числу крупнейших и самых современных в мире. Аэропорт Нарита находится в 80 км к северо-востоку от Токио и принимает международные рейсы. аэропорт Ханеда находится на берегу Токийского залива, в 14 км от центра города, и специализируется на внутренних перевозках. Оба аэропорта связаны железной дорогой с Главным вокзалом в центре Токио. На этот вокзал приходят скоростные поезда Shinkansen и поезда-экспрессы, идущие по линии Токайдо (Нагоя, Киото, Кобе, Осака, Хиросима, остров Кюсю). Поезда, идущие по линии Тохоку (Сендай и Мориока), прибывают на вокзал Уэно к северу от Главного вокзала Токио. Сюда же прибывают поезда из Ниигаты. Поезда в Японские Альпы (Мацумото) отправляются с вокзала Шинджуку. Железнодорожное сообщение играет важную роль и для связи различных частей Токийского мегаполиса, пронизанного разветвленной сетью линий метрополитена, наземных электропоездов и монорельса. Ежедневно услугами транспортной системы пользуются более 25 млн. чел. Поезда каждой линии железной дороги в Токио имеют свой цвет. Линия Яманоте (зеленая или серебряная с зелеными полосами) – это кольцо в 35 км вокруг центральной части города. Поезд делает круг за час, проезжая 29 остановок, среди которых важные транспортные узлы города (Юракучо, Шинбаши, Шинагава, Хибия, Шинджуку, Уэно). Линия Чуо – оранжевая – идет с востока на запад Токио в пригород Такао. Днем поезда идут через центр города почти без остановок. Центр города обслуживает линия Собу (желтая). Линия Кейхин Тохоку (голубая) идет с севера (района Омийа в префектуре Сайтама) на юг (район Офуна в префектуре Канагава).
История. Город обязан своим первоначальным названием рыбацкой деревушке Эдо (японск. – «вход в залив»). В 1457 Ота Докан, правитель области Канто, построил здесь замок Эдо. В 1590 им завладел Иэясу Токугава, основатель могущественной династии сёгунов. Хотя столицей империи оставался Киото, Эдо сделался резиденцией Токугава, а в 18 в. – одним из крупнейших и самых населенных городов мира. После реставрации («революции») Мэйдзи император Мацухито перенес сюда свою столицу (1868), дав городу его нынешнее название -Токио – «Восточная столица». Во второй половине 19 в. здесь активно развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая промышленность, а с конца 19 в. – машиностроение и судостроение. В 1872 построена железная дорога Токио – Йокогама, а в 1877– Кобе – Осака – Токио. 1 сентября 1923 Токио пережил страшное землетрясение (7,9 балла по шкале Рихтера), которое стерло половину города с лица земли. Его жертвами стали более 90 тыс. человек. Вскоре был принят план реконструкции. Город стал подниматься из руин. Но в годы Второй мировой войны он вновь подвергся катастрофическим разрушениям. В середине 20 в. экономика страны стала стремительно возрождаться («экономическое чудо»), в 1966 вышла на второе (после американской) место в мире. В 1964 в городе успешно прошли летние Олимпийские игры. Мощный приток рабочей силы из сельских районов (1970-е) создал одну из важнейших предпосылок роста. В 80-х Токио один из самых динамично развивающихся городов мира.
Промышленность. До 1960-х в Токио были сосредоточены многие предприятия обрабатывающей промышленности.В настоящее время большинство из них вынесены за городскую черту. В экономической жизни города все возрастающую роль играют управленческие, торгово-распределительные и научно-информационные направления. В Токио находятся головные офисы крупнейших финансово-промышленных компаний (Мицуи, Мицубиси, Сумимото и др.), других частных, полугосударственных и государственных групп, главных банков (Японский банк, Банк развития, Импортно-экспортный банк, Центральный банк Японии и др.), а также представительства иностранных монополий. Большая часть управленческих учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати, Нихонбаси. Токио – один важнейших финансовых центров мира. По объему финансовых операций Токийская фондовая биржа сравнима со знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона. Большой Токио остается центром одной из крупнейших индустриальных урбанизированных зон (Кэйхин), на долю которой приходится 22% промышленного производства страны. Здесь сосредоточена значительная часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются на изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механических изделий, авто- и авиастроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (химия волокна, пластмассы и др.). Разнообразная пищевая промышленность (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли), перерабатывающая главным образом привозное сырье. Многочисленные отрасли легкой промышленности (текстильная, швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий – мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. Промышленные предприятия размещаются большей частью по берегам р. Аракава – в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Токио новое промышленное строительство почти не ведется, главным образом ввиду высоких цен на землю и дороговизны необходимых мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды.
Метрополитен. История токийского метро берет начало 30 декабря 1927: в этот день частная компания, именовавшаяся тогда «Токио тика тэцудо» («Токийская подземная железная дорога»), открыла первую линию подземки между столичными станциями «Уэно» и «Асакуса» протяженностью всего 2,2 км. Ныне в Токио функционирует 12 линий метро общей протяженностью более 230 км. Эти разветвленные линии замысловатой сеткой покрывают карту столицы. Каждая линия имеет свой цвет. Указатели на двух языках при входе на станцию и поезда обозначены цветом своей линии. Метро в Токио строится и эксплуатируется частными компаниями и городскими властями; поэтому здесь существуют и частные, и муниципальные линии; зачастую на достаточно больших отрезках линии идут почти параллельно друг другу. Станции оборудуются множеством выходов (на крупных станциях их может быть 15–20) и переходов. Метрополитен довольно плотно интегрирован в общую транспортную сеть столицы. В пределах одной станции, перейдя на другую платформу, можно пересесть на городскую электричку или даже на поезд дальнего следования.
Научные учреждения. В Токио расположены свыше 50 государственных, муниципальных и частных университетов и колледжей, в т.ч. такие престижные, как государственный Токийский университет («Токио дайгаку», или сокращенно – «Тодай») или частные университеты Васэда и Кэйо. Здесь же находятся Японская академия наук, Японская академия искусств, свыше 100 научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров при университетах, около 40 – при министерствах и ведомствах, в том числе Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный онкологический центр, Национальный исследовательский центр защиты от стихийных бедствий, научно-исследовательские институты здравоохранения, гигиены, природных ресурсов, проблем народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная парламентская библиотека, библиотеки университетов.
Культура. В городе 400 картинных галерей, а также несколько десятков государственных, муниципальных и иных музеев, среди которых особенно интересны Токийский национальный музей, Музей истории Эдо-Токио, Музей Окура Сюкокан, Музей Нэдзу, Национальный музей науки, Национальный музей западного искусства, Национальный музей современного искусства, Музей Бриджстоун, Музей народных ремесел, Музей каллиграфии, Музей Ота с экспозицией японской гравюры «укиио-э», Музей мечей, Музей Фудзи, Музей реки Сумида. В числе небольших, подчас необычных музеев – Музей очков, Музей зажигалок, Музей сумок, Музей велосипедов, Музей водопровода. Театры: Национальный театр Но; Национальный театр; Новый национальный театр; Театр «Кабукидза»; Энгей Холл. Концертные залы: «Уэно бунка кайкан», «Нитигакидзё» (для эстрадных выступлений), «Кокусай гэкидзё», «Косэйненкин кайкан», «Тоёко хору»; огромный зал Японской радиовещательной корпорации (NHK), знаменитый концертами классической музыки.
Архитектура. Пережитые в 20 в. гигантские разрушения и «экономическое чудо» сделали Токио полигоном архитектурных экспериментов, определили его нынешний футуристический облик. Его формируют десятки небоскребов (административных зданий и гостиниц), в тени которых прячутся узкие улочки без названий и чудом сохранившиеся крошечные домики. Городские кварталы объединяют не традиционные оси, а громоздкие многоуровневые путепроводы, пронизывающие Токио во всех направлениях. Редкий пример старинного архитектурного ансамбля – квартал Асакуса с его храмовым комплексом Сэнсодзи, главный зал и пагода которого – лишь копии построек, уничтоженных в 1945 в результате американской бомбардировки. Исторический центр – район Нихонбаси, где находится окруженный парком императорский дворец (построен около 1600, перестраивался в 19 и 20 вв.). В стиле большинства общественных сооружений конца 19 – начала 20 в. преобладает подражание западным образцам (дворец Акасака, 1909, архитектор О.Катаяма; Парламент, 1915–1936, архитектор Т.Охама и др.); однако с 1910-х появились и ранние образцы творческой переработки местных архитектурных традиций в духе современного зодчества (почтамт, 1934, архитекторы Т.Иосида, М.Ямада). Подготовка к Олимпийским играм 1964 придала мощный импульс градостроительным работам. В жилых массивах были проложены современные автострады, построены многочисленные скоростные дороги на эстакадах. В 60–70-е быстрыми темпами развивались новые городские центры (Синдзюку, Икебукуро, Тама), где велось интенсивное высотное и подземное строительство. Реализация широкомасштабных планов реконструкции и развития Токио не изменила общей хаотичности его архитектурного облика. Среди примечательных построек второй половины 20 в. – красная 333-метровая Токийская телебашня (1958); Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960–1961, архитектор К.Маекава); Олимпийский спортивный комплекс (1963–1964) собор святой Марии (1964) и, наконец, самое высокое здание Токио – 354-метровый комплекс столичной администрации Сити-холл (1991, архитектор К.Тангэ).
Развлекательно-торговые комплексы. Любимым местом отдыха токийцев являются парки и скверы, однако их площадь составляет всего около 5 тыс. га. Наиболее известны парк в районе императорского дворца, а также парки Хибия, Мэйдзи, Уэно. Парк Асакуса и прилегающие улицы образуют самый большой район развлечений в Токио. Здесь расположено множество ресторанов, театров, сувенирных магазинов. Гиндза – «витрина» Токио и всей Японии, традиционный торговый и культурный центр с множеством универмагов, кафе, ресторанов, кинотеатров и других мест проведения досуга. Синдзюку – исторически сложившийся район увеселительных заведений. В настоящее время застроен небоскребами, в которых расположены многие ночные клубы. В двух остановках от Главного вокзала расположен квартал компьютерных удовольствий – Акихабара; здесь сосредоточены магазины, торгующие бытовой электротехникой и электроникой (товар на прилавки поступает прямо с заводских конвейеров, минуя посредников). В 1983 в 10 км от центра города открылся Диснейленд (48 га, 7 тематических зон), пользующийся огромной популярностью.
Туризм. Токио располагает первоклассными музеями и развлекательными комплексами, развитым гостиничным хозяйством, современной транспортной системой и предлагает своим гостям сервис, отвечающий самым высоким мировым стандартам. Однако Токио – самый дорогой город мира. Это обстоятельство, а также языковой барьер, остаются главными препятствиями для развития массового туризма. Хотя число иностранных туристов, посещающих Токио, постоянно увеличивается, его отношение к числу местных жителей намного отстает от показателей основных туристических мекк.
Население. Численность населения Токийской агломерации (Токио, Чиба, Фунабаши, Кавасаки и Йокогама) достигла в 2003 33 млн. человек, в т.ч. Большого Токио (столичной префектуры) – 12,4 млн. человек (10% населения Японии), из которых население собственно Токио составляет 8,35 млн. человек. Возрастная структура населения: 11,9% – дети до 14 лет (включительно); 70,9% – от 15 до 64 лет; 17,1% – от 65 лет и старше. Наблюдается устойчивая тенденция к повышению доли пожилых людей. Средняя плотность населения Токио – 800–1000 человек на 1 кв. км. По этому показателю японская столица вошла в пятерку самых густонаселенных городов планеты. Число зарегистрированных в Токио иностранцев также достигло максимальной за всю историю отметки в 355 тыс. человек, из которых на первом месте идут китайцы, а за ними следуют корейцы и филиппинцы.
Русское население Токио незначительно и не играет особой роли в его жизни.
Сергей Карп
ЛИТЕРАТУРА
Tajima N. Tokyo: a guide to recent architecture. London: Ellipsis London, 1995
Cybriwsky R. Tokyo: the shogun's city at the twenty-first century. Chichester: John Wiley & Sons, 1998
Kural R. Architecture of the information society: the world city expressed through the chaos of Tokyo. Kobenhavn: Royal Danish academy of fine arts; School of architecture publ., 2000
Naito A. Edo, the city that became Tokyo: an illustrated history. Tokyo: Kodansha International, 2003
Энциклопедия Кругосвет. 2008.
- ТОКИО
-
ЯПОНИЯ
Токио, столица Японии, расположен на юго-востоке острова Хонсю, в низменной части главной равнины Канто, у побережья Токийского залива. Население города составляет 11,6 млн. жителей, а население так называемого столичного района (Сютокен), в состав которого входят города и населенные пункты четырех префектур, - свыше 28 млн. человек. Токио относится к числу наиболее перенаселенных городов мира. Средняя плотность населения в столице - 800-1000 человек на 1 км2, и население продолжает расти. Многие жители тратят до нескольких часов каждый день, чтобы добраться на работу.
Раньше Токио назывался Эдо, что означает "Вход в залив". Возник Эдо в середине XV века, в виде крепости, ставшей в дальнейшем резиденцией сёгунов Токугава. В 1869 году в Эдо была перенесена из Киото резиденция императора, город был переименован в Токио ("Восточная столица") и стал столицей Японии. В середине XIX века, с окончанием 200-летней изоляции Японии от внешнего мира, начался новый этап развития города. В XХ веке этот процесс дважды прерывался, но ненадолго. В 1923 году сильнейшее землетрясение унесло более 100000 жизней, разрушило железнодорожную сеть и большую часть центральных районов города. Еще большие разрушения и человеческие потери принесли с собой бомбардировки американской авиации во время второй мировой войны. Однако после войны Токио был не только восстановлен, но и превратился в одну из финансовых столиц мира.
Главный финансово-промышленный центр страны и один из крупнейших городов мира, столица Японии дает около пятой части национального дохода страны. Токио - большой порт, который принимает рыболовные суда и корабли каботажного судоходства. Приморский участок с центром Токио превратился в индустриально-транспортное ядро всей Японии; через находящиеся здесь порты проходит почти половина всего внешнеторгового оборота страны. Он включает порты: Иокогама, Кавасаки, Йокосука, Тиба. В Токио развиты машиностроение, легкая, текстильная, полиграфическая, химическая, пищевая и другие отрасли промышленности. Здесь находятся 2 международных аэропорта - Ханеда и Нарита.
Токио поражает своими невиданными, бешеными темпами и энергией. На первый взгляд токийский городской пейзаж выглядит весьма удручающе: маленькие, похожие на обувные коробки, домики, нагромождение офисных зданий, над которыми, по огромным эстакадам, проносятся битком набитые пассажирами экспрессы. И все же эта картина отражает то, что мы называем японским экономическим чудом, а чудо - это почти всегда успех.
Токийские городские районы, особенно пригороды, не стали жертвами культуры супермаркетов и огромных торговых центров. Улицы города представляют собой соцветие множества маленьких специализированных магазинчиков, ресторанов и кафе, многие из которых открыты до глубокой ночи. Деловые кварталы города окружены жилыми районами, которые представляют собой совсем другой город - город старых деревянных построек, магазинов кимоно и маленьких закусочных в японском стиле, где старые японки в национальных одеждах тихо подметают мостовую перед домами своими соломенными метлами.
Сегодня город можно условно разделить на 2 части: одна из них, которая включает в себя торговые и деловые районы, находится к западу от улицы Гинза. Другая часть, в которую входят жилые, или "спальные", районы, расположена к востоку от Гинзы. Для туристов наибольший интерес представляют районы центрального Токио, лежащие внутри круга, образованного железнодорожной линией JR Yamamonte. Вы не найдете в городе каких-либо архитектурных изысков и достопримечательностей, послевоенное строительство отличалось прагматизмом и соображениями целесообразности и экономии, именно поэтому в Токио очень много совсем невыразительных, "серых" улиц. Посещение многочисленных магазинов и ресторанов считается самым интересным развлечением в Токио.
Гуляние по Гиндзе - главной торговой улице и главной улице административного центра Токио, расположенного на месте Токийского залива XVII века, стало всеяпонским ритуалом. Улица Гиндза напоминает гигантскую витрину, протянувшуюся на 1200 м и оформленную с большим вкусом и безграничной выдумкой, с использованием всевозможных технических новинок. Все привлекает взор приглашает войти и сделать покупку, что по карману далеко не каждому. Способность покупать на Гиндзе престижна и является одним из критериев принадлежности к среднему классу.
В центре города сооружаются небоскребы высотой в 50 этажей и более - это здания гостиниц, крупных компаний, роскошных магазинов. Здания строятся с учетом высокой сейсмичности и могут противостоять ощутимым землетрясениям. Над Токио возвышается телевизионная вышка (высота 333 метра), похожая на Эйфелеву башню. Характерной особенностью города является его устремленность не только вверх, но и вниз, так как широко развернулось подземное строительство. Многоуровневый подземный центр "Токио" живет активной жизнью до глубокой ночи.
В старом Токио сохраняются как памятники культуры парки, храмы и некоторые официальные здания, например университет "Токиодайгаку", отметивший в 1977 году свой столетний юбилей, старый императорский дворец. Осталось много древних, преимущественно деревянных зданий, которые можно встретить как на окраинах столицы, так и в центре, вблизи многоэтажных современных домов.
Достопримечательностью Токио являются старинные парки "Хибия", "Сиба", "Уэно", "Асакуса", "Мэйдзи". Парк "Асакуса" в праздничные дни притягивает посетителей зрелищными представлениями, национальными играми, выступлениями популярных артистов. "Хибия" устраивает выставки цветов, особенно хризантем. Здесь же, в большом зале "Хибия", устраиваются концерты, театральные представления и политические митинги. Парк "Сиба" известен своими храмами и религиозными сооружениями. В "Мэйдзи" находятся художественная галерея и храм Мэйдзи. За последние 30 лет по причине неконтролируемого роста современного города не появляется новых парков, поэтому современную столицу Японии справедливо можно назвать гигантским модернизированным городом без зелени. В северной части города расположен парк Уенокоен, где находятся самые интересные музеи и художественные галереи Токио.
Среди природных достопримечательностей главной и едва ли не единственной является гора Фудзияма, на которой хотят побывать все местные и иностранные туристы. Высота горы 3776 метров и она представляет собой симметричный вулканический конус. Последний раз Фудзияма извергала потоки лавы и пламя в 1707 году, напрочь засыпав пеплом Токио, находящийся на расстоянии 100 километров от вулкана. В исключительно ясную погоду гора видна из столицы Японии, но такое бывает исключительно редко, и желающие полюбоваться красотами Фудзи вынуждены толпиться непосредственно у подножия горы в ожидании, когда же облака разойдутся и позволят взглянуть на это чудо природы. Фудзи особенно хороша зимой и весной, когда снежная шапка на вершине делает ее неповторимо элегантной.
Токио является важнейшим культурным центром. Здесь находятся многочисленные университеты, Японская академия наук и Японская академия искусств, несколько театров, свыше 30 музеев (в т. ч. Галерея Тенри, Музей искусства Бриджстон, Национальный музей современного искусства, Токийский национальный музей, Токийский метрополитен-музей искусств), олимпийский спортивный комплекс Йойош (1960-е годы, арх. Тангэ). Многочисленные памятники архитектуры включают императорский дворец (до 1869 года - замок Эдо, XV, XVII вв. дворцовый комплекс, около 1600 года, перестроен в конце XIX - начале XX вв.; новый императорский дворец 1960 года), пейзажный парк Рикушен (конец XVII - начало XVIII вв.), парк Уэно с деревянной колокольней XVII века, синтоистские храмы Тосегу (в современном виде восходит к XVII в.) и Мэйдзи (конец XIX в.), святилище Ясукуни (1919 г.), буддистский храм башни Каннон (основан в XVII в., восстановлен в сер. XX в.).
В 1964 году в Токио проходили XVIII Олимпийские игры.
Энциклопедия: города и страны. 2008.
- Токио
-
Токио нам часто представляется лихорадочным и напряженным суперсовременным городом с забитыми автомобилями эстакады и пробками на улицах, скоростными поездами, безоглядно проносящиеся по извилистым трассам сквозь сверкающие огнями реклам и наполненные нескончаемым шумом кварталы города. Но совсем рядом покоятся оазисы мечтательности и созерцания посреди пронзительного гомона огромного мегаполиса — обширная зеленая территория Императорского дворца, сад летней императорской резиденции Хамарикю, или сад ирисов у храма Мэйдзи, или парк Синдзюку в районе небоскребов из бетона и стекла. Токио — город, где удивительным образом сочетаются старина и современность, фешенебельные районы и тихие узенькие улочки.
Токио — один из крупнейших городов мира и самый молодой среди основных японских городов расположен в низменной части равнины Канто тихоокеанского побережья острова Хонсю, у побережья Токийского залива. Токио относится к числу наиболее перенаселенных городов мира. Непосредственно в пределах городской черты проживает 8,3 млн. человек, но городская агломерация охватывает всю столичную префектуру, а также примыкающие к ней три префектуры Тиба, Канагава, Сайтама и насчитывает 27 млн. человек. Население столицы продолжает расти. Средняя плотность населения в Токио — 800—1000 человек на 1 кв. км. В последние годы Токио вошел в число крупнейших финансовых центров мира.
Токио — основной транспортный узел страны с двумя международными аэропортами; к нему сходятся линии скоростных железных дорог и скоростные автострады, для которых через кварталы с плотной застройкой проложены путепроводы со сложными многоярусными развязками. Город пронизан разветвленной сетью линий метрополитена и наземных электропоездов — главного вида массового общественного транспорта. Токио — большой порт, который принимает рыболовные суда и корабли каботажного судоходства. Приморский участок с центром Токио превратился в индустриально-транспортное ядро всей Японии; через находящиеся здесь порты проходит почти половина всего внешнеторгового оборота страны. Он включает порты: Иокогама, Кавасаки, Иокосука, Тиба.
До 1960-х гг. Токио был средоточием большого числа предприятий обрабатывающей промышленности, в настоящее время многие крупные предприятия вынесены за городскую черту, в городе же развиваются преимущественно наукоемкие и высокотехнологичные производства. Первоначальное название города — Эдо (дословно: «вход в залив»). Долгое время Эдо оставался скромным рыбацким поселком. В 1457 г. в этом стратегически важном месте — дельте нескольких рек — феодал Ота Докан построил замок. В 1590 г. им завладел Иэясу Токугава, превратив в 1603 г. в резиденцию сегунов. Иэясу распорядился переселиться в Эдо 80 тыс. своих вассалов, а примерно 260 местных феодалам построить и содержать здесь дорогостоящие особняки. Город строила вся Япония, срывая холмы, засыпая болота и мелководные участки залива. По правилам китайского градостроительного искусства, которых придерживались при постройке города, к северу должна быть гора, к югу — обширное пространство воды, к востоку — река, к западу — большая дорога. Поскольку гора Фудзи (см. Фудзияма) расположена к западу от Токийского залива, придворным архитекторам пришлось переориентировать план города. Но возникло еще одно препятствие: чтобы дворец оказался в центре, потребовалось отвоевать довольно широкую полосу земли у моря. Около 40 лет отряды землекопов срывали холм Канда и заполняли вынутым грунтом пространство моря.
Эдо быстро рос, и уже к 1720 г. в нем жили свыше 1 млн. человек, что сделало его самым большим городом мира (для сравнения: в 1801 г. численность жителей Лондона составляла 860 тыс., Москвы и Вены — по 250 тыс., Берлина — 170 тыс.). После реставрации Мэйдзи с концом сегуната Токугава (1868 г.) в их бывшую резиденцию переселился император Мэйдзи (Муцухито), и Эдо (теперь уже Токио — «Восточная столица») стал столицей Японии (см. Япония) — местопребыванием императора и правительства. С окончанием 200-летней изоляции Японии от внешнего мира, начался новый этап развития города.
Эдо, давший имя более чем двухвековой эпохе (1603—1868), оставался в архитектурном облике города, в его социальных структурах и в повседневных привычках жителей. Но 1 сентября 1923 г. сильнейшее землетрясение разрушило столицу. С 1600 г. город пережил 200 пожаров и пять землетрясений. Катастрофа 1923 г. перекрыла все предыдущие. В общей сложности тогда погибло 142 тыс. человек. Что не смогло уничтожить землетрясение, стало добычей огня. Старый Эдо навсегда погрузился в историю. На протяжении 20 в. Токио дважды разрушался почти до основания — землетрясением 1923 г. и американскими бомбардировками 1945 г.
Мощный импульс градостроительные работы в Токио получили в период подготовки к летним Олимпийским играм 1964 г., а в последние десятилетия облик Токио коренным образом изменили поднявшиеся в разных его районах «кусты» высотных административных зданий. Например, комплекс ультрасовременных небоскребов «Три Башни» на острове Харуми. Самое высокое (354 м) здание Токио — комплекс столичной администрации (1991 г.).
В центре города сооружаются небоскребы высотой в 50 этажей и более — это здания гостиниц, крупных компаний, роскошных магазинов. Здания строятся с учетом высокой сейсмичности и могут противостоять ощутимым землетрясениям. Над Токио возвышается телевизионная башня (1958 г., высота 333 м), похожая на Эйфелеву. В ней находящийся Музей восковых фигур.
Характерной особенностью города является его устремленность не только вверх, но и вниз, так как широко развернулось подземное строительство. Многоуровневый подземный центр «Токио» живет активной жизнью до глубокой ночи. В деловом квартале Маруноути расположены главные конторы крупнейших корпораций и банков. Рядом с Маруноути находится Гиндза — «витрина» Токио и всей Японии, традиционный торговый и культурный центр с множеством кафе, ресторанов, кинотеатров и других мест проведения досуга. Гуляние по Гиндзе — главной торговой улице и главной улице административного центра Токио, расположенного на месте Токийского залива 17 в., стало всеяпонским ритуалом. Улица Гиндза напоминает гигантскую витрину, протянувшуюся на 1200 м и оформленную с большим вкусом и безграничной выдумкой, с использованием всевозможных технических новинок. Способность покупать на Гиндзе престижна и по карману далеко не каждому, это один из критериев принадлежности к среднему классу.
Центром города считается Императорский дворец Коке (бывший замок Эдо, 1456 г., неоднократно перестраивался), окруженный парками Хигаси-геэн и Китаномару. Ансамбль Императорского дворца с мощными стенами и широкими рвами, заполненными водой является Одним из немногих уцелевших памятников периода раннего Эдо. Большие ворота и сохранившиеся еще со времен Иэясу Токугава гигантские, сложенные из камня валы и побеленные каменные стены с черным верхом и сторожевыми башнями дают наглядное представление о власти сегунов Токугава. Экскурсия вокруг Императорского дворца (Коке) можно начать от нынешних Главных ворот (Сэй-мон) с эффектным Двойным мостом (Нидзубаси) (Нидзубаси-маэ). Дальше вдоль крепостных надгробий до Национального театра Японии (Кокурицу-гэкидзе), в котором можно посмотреть наряду с западными постановками три формы традиционного театра: кабуки, Ноо и бунраку.
Дворец Акасака — любопытный образец подражания архитектуре Запада, столь популярной в Японии в период Мэйдзи. Перестроенный в стиле рококо (1906 г.) этот огромный двухэтажный дворец из розового мрамора выглядит как «… дитя союза… Версаля и Букингемского дворца». Парк Кита-но-мару (Кита-но-мару-коэн) был когда-то частью крепости Эдо, а сейчас является общественным городским парком. В северной его части возвышается внушительное восьмиугольное здание — спортивный зал Будо (Будокан), рассчитанный на 15 тыс. посадочных мест и построенный для Олимпийских игр 1964 г. по образцу «Зала грез» монастыря Хорюдзи. Северо-западнее Будокана находится храм Ясукуни (Ясуку-ни-дзингу), воздвигнутый в 1869 г. в память погибших при реставрации Мэйдзи. Это впечатляющее сооружение превратилось в национальный мемориал жертв всех войн и в итоге в идейный центр японского милитаризма и шовинизма. В последнее время храм вновь выдвинулся на передний план политической жизни.
Самый древний и значительный пейзажный сад Токио — Кораку (Кораку-эн) заложен около 1630 г. в стиле эпохи китайской династии Мин. В нем находится один из самых редких храмов Японии — храм Конфуция (Токудзин-до). Рядом разместился известный театр Хосе-но (Хосе-нога-кудо). Летняя императорская резиденция (Хамарикю-тейэн) расположена в середине парка, заложенного около 1650 г. сегуном Токугава у самого океана. Парк отделили от воды искусственно насыпанными участками суши, на которых возведен новый городской район Харуми. Парк представляет собой типичный ландшафтный сад времен Эдо — с широкими зелеными лужайками и прудами. Три длинных мостика, увитых глициниями, ведут на искусственный остров Накадзима, где находится изящная императорская вилла.
Массивные двухэтажные ворота Каминари храма Сенсо (Сенсо-дзи) больше известны как храм Асакуса-Канноя, с его знаменитым огромным красным лампионом и уникальной библиотекой древних манускриптов. В храм буквально упирается живописная торговая улица Накамисэ-дори. Сам храм — современная постройка — точная копия сооружения 1651 г. Это наиболее посещаемый и любимый храм Токио. Возле бронзовой чаши с благовониями всегда большое число молящихся и калек, ищущих исцеления. У парка Уэно (Уэно-коэн) находятся несколько музеев, среди которых Национальный музей (Кокурицу хакубуцукан). В главном здании размещается коллекция японского искусства: скульптура, керамика, живопись, гравюры, образцы искусства каллиграфии и лаковые изделия. В соседнем здании представлено уникальное собрание сокровищ монастыря Хорюдзи.
Храм Мэйдзи (Мэйдзи-дзингу) был построен в 1920 г. в память почившего в 1912 г. императора Мэйдзи (Муцухито). Строгий и торжественный вид сооружения словно источает тишину и величие, заставляет думать о вечности, ощущая атмосферу святыни. На территорию можно пройти через самые большие в стране деревянные ворота. Широкая, покрытая гравием аллея ведет к храму. Большой внутренний двор открывает вид на все части храма с их плавно изгибающимися крышами. В день рождения императора (23 декабря), а также 3 мая и 1 ноября на сцене перед храмом под старинную придворную музыку исполняют танец бугаку. На середине пути от больших ворот к храму находится сад ирисов императрицы, где еще есть пруд с водяными лилиями и чайный домик. В этом саду в конце июня цветет более 80 сортов ирисов. К храму Мэйдзи ведет Бульвар Омотесандо: дорогие дома моды, торговые лавки и уютные кафе, Восточный базар. Совсем недалеко от храма Мэйдзи находится самый шумный и динамичный квартал Токио — Синдзюку. В современных городских небоскребах расположены головные офисы множества ведущих японских фирм. Самым высоким (243 м) и удачным с точки зрения архитектуры является здание мэрии (Токио-но То). 13 тыс. служащих управляют отсюда столицей. Вход в мэрию свободный, можно подняться на лифте на одну из смотровых площадок, откуда открывается непередаваемо красивый вид на город.
Парк Синдзюку (Синд-зюку-коэн) самый большой феодальный сад Токио (58 га). Он был разбит в 1650 г. частично как японский и частично как китайский ландшафтный парк. В начале 20 в. его дополнили английским и французским парками. Парки и скверы (более 3,6 тыс.) являются любимым местом отдыха токийцев, однако их площадь составляет всего около 5 тыс. га (6 кв. м на одного жителя). Парк Сиба известен своими многочисленными храмами и религиозными сооружениями. Самый большой в Токио парк Йойоги.
Токио — научный и культурный центр со старейшими частными и государственными университетами страны — Токийским, Васэда, Кэйо, Хосэй, Хитоцубаси и др. В городе более 400 картинных галерей, а также несколько десятков государственных, муниципальных и иных музеев. Один из крупнейших — Токийский национальный музей (1871 г.), являющийся и важным научным центром. В нем хранится 85 тыс. произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства. Выделяются также Токийский национальный музей науки в парке Уэно с прекрасной виртуальной экспозицией (естественнонаучные коллекции — около 500 тыс. экспонатов), новый музей истории Эдо-Токио, Национальный музей современного искусства, Музей японского народного искусства. Особенно интересны Галерея Тенри, Музей искусства Бриджстоун, Музей Бумажного змея (более 4 тыс. экспонатов), Токийский метрополитен-музей, Музей Идемицу с коллекцией живописи и каллиграфии, Музей Ота с экспозицией японской гравюры «укие», а также множество небольших, подчас крайне необычных музеев — Музей очков, Музей зажигалок, Музей велосипедов, Музей сумок и т. д.
Заслуживает внимания «мост Японии» Нихонбаси (1603 г., в 1911 г. заменен каменным аналогом, именно от него много веков исчислялись все расстояния в стране), славящийся своим дизайном олимпийский комплекс Йойоги (Йойогикоэн). В городе насчитывается 1750 синтоистских и 2953 буддийских храма. В 12 км от Токио находится токийский Диснейленд (1983 г.) — он значительно больше (около 48 га) и интереснее своего американского собрата.
Великолепны окрестности Токио, охватывающие его широким полукольцом, а история региона Канто богата и насыщенна. Уже по дороге туда вас ожидают удивительные впечатления — старая сельская Япония с добротными крестьянскими дворами и ухоженными рисовыми полями. На западном склоне горы Нантай, с расположенным на ней буддийским храмом Тачи-Ки-Каннон, находится обрыв, в верхней части которого расположены пещеры Казаана («пещеры ветра»), из которых дважды в год — весной и осенью — дует сильный ветер. Здесь растет множество деревьев, цветением которых весной (да и в любое другое время года) приходит любоваться множество японцев. В Омии (в 30 км на северо-восток от Токио) находится уникальный Парк Бонсаи (традиционное японское искусство выращивания карликовых деревьев).
Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.
.