- Симеон
- Симеон - царь болгарский (885-927), сын болгарского князя Бориса;детство и юность провел в Константинополе при дворе, в качествезаложника; воспитывался вместе с сыновьями императора Михаила III иполучил хорошее образование, так что льстецы впоследствии называли егополу греком (hmiargoz) и сравнивали с Птолемеем Египетским. Епископкремонский Лиутпранд, бывший в Константинополе в начале Х в., передает,в "Antapodosus", известие, что греки всеми мерами старались уговорить С.принять монашество и навсегда остаться в Византии; это дало бы имвозможность прибрать к своим рукам Болгарию, так как у Бориса детейболее не было. С. уступил, наконец, увещаниям императора и патриархапринял пострижение, но в 885 г., получив известие о смерти отца, сбросилрясу и бежал в Болгарию, унеся с собой непримиримую вражду к грекам,которую и обнаружил тотчас же по вступлении на престол. Он отсрочилпадение Болгарского царства почти на целое столетие (971 г.). Болгариядостигла при нем самой высокой степени своего могущества. Греки,терпевшие поражение в целом ряде беспрерывных войн, сохранили в своейвласти только некоторые приморские пункты. Болгары несколько раз едва неовладели Константинополем; неудачу они потерпели лишь за неимениемфлота. Императоры Лев Х и Роман Лакапин ценой унижения и обязательствомплатить ежегодную дань покупали у них мир. С. завладел почти всемБалканским полуостровом, частью нынешней Венгрии и Валахии; сербы такжепризнавали его верховную власть. К концу его царствования у грековоставался в Европе один лишь Константинополь, окруженный тесным кольцомболгарских войск, и если бы не внезапная, загадочная смерть С. (думают,что он отравлен греческим наемником), то на Византию мог бы обрушитьсярешительный удар. Чтобы не стоять ниже византийского императора, С.принял титул цезаря (царя), а чтобы предохранить своих подданных отвымогательств византийского духовенства, сделал свою столицу Преславрезиденцией патриарха. При нем болгарская Литература переживала свойзолотой век и имела важное историческое значение. Ни одна из западныхлитератур не представляет в столь отдаленную эпоху такого громадногозапаса заимствованных от греков сочинений библейского, богослужебного ибогословского содержания. Кроме того, болгары переводили с греческоготак назыв. апокрифы, распространившиеся в средние века по всей Европе иу нас в России под именем "болгарских басен". Они прежде всех сделали издревне церковно-славянского языка язык литературный, а их произведения,распространявшиеся среди всех православных славян, содействовалиоживлению национальных литератур. Из писателей Симеонова века известны:Иоанн, экзарх болгарский, который перевел "Шестоднев" Василия Великого,и черноризец Храбр, оставивший важное сказание: "О письменех". Сам С.также, по преданию, не был чужд литературе, но из его произведенийничего не дошло до нас. С именем его связан лишь известный "Изборник С."- свод статей различного содержания, переписанный впоследствии дляСвятослава, великого князя киевского (1073-1076), известный теперь подименем "изборника Святослава" и хранящийся в Имп. публичной библиотеке. Литература. Богатейший материал для характеристики С. и его отношенийк грекам заключается в письмах к нему патриарха Николая Мистика (уMigne, "Patrologiae carsus completus" т. 101), в открытой директоромафинской библиотеки И. Сакеллионом его переписке с посланникомимператора Льва Мудрого, Львом Магистром, и с Романом Лакапином(Deltxon, 1886 г.) и в слове неизвестного автора: "Boulgarwn sumbaseiизданном Проф. О. И. Успенским в "Известиях НовороссийскогоУниверситета" за 1895 г. Этот материал отчасти разработан болгарскимученым Н. Златарским ("Сборник за народни умотворения, наука икнижнина", София, 1895 г., т. IX, X, XI). С историко-литературнойстороны время С. рассмотрено в соч. Палаузова: "Век болгарского царяС.". В. К-ов.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.