Хор

Хор
Хор. - Совмещение поэзии, музыки и пляски в древнейшей, особеннобогослужебной лирике греков требовало исполнителей в виде определенногочисла знающих каждое из трех названных искусств людей того или другого,а то и обоего пола. При несложности требований в раннюю эпоху, такимиисполнителями были все или почти все граждане, не обиженные природой иполучившие надлежащее "мусическое" воспитание. "Отгороженное место"(таково первоначальное значение слова choros) для хороводов считалосьнеобходимой принадлежностью благоустроенных греческих городов, которыеот него и получали почетные эпитеты в роде eurychoros, kallichoros и т.д. В особенности два греческих божества считались любителями ипокровителями хорического искусства - Аполлон и Дионис; первому былпосвящен преимущественно "пэан", а второму - "дифирамб". Так как Дельфысумели сделаться средоточием того и другого культа, то под их влиянием ихорическая лирика достигла своего расцвета. Дельфы чрезвычайнорасчетливо сосредоточили у себя и в покровительствуемых ими городах(особенно в Спарте) отдельные формы хорической лирики, зародившиесябольшею частью в ионических общинах, и придали им специальную, более илименее дорическую окраску; а так как, благодаря развитию музыки, ихорическая техника осложнилась, то на место прежних местных,любительских Х. появились Х. виртуозов, разъезжавших с места на место и,под руководством беззаветно преданных дельфийскому богу поэтов,распространявших дельфийскую религию, этику и политику. Они сделалисьодним из главных орудий упрочения дельфийской умственной гегемонии в"лирический" период греческой литературы, т. е. в VII и VI вв. Изотдельных видов хорической лирики особенно важным был посвященныйДионису дифирамб, особенностью которого было то, что в пении с Х.чередовался запевало; это чередование придавало ему почти диалогическую,т. е. драматическую форму. И действительно, из дифирамба развиласьпервоначальная Трагедия - где, сказать трудно; при странствующей жизниХ. того времени прогресс в технике был достоянием не какого-нибудьгорода, а самого бога, т. е. Диониса. Хорическая поэзия потеряла свойобщеэллинский характер, когда в Афинах было издано постановление, чтобыХ. на празднествах Диониса состояли исключительно из граждан. С этоговремени - т. е. с 508 г., эпохи реформ Клисфена - Афины делаютсясредоточием драматической поэзии, дельфийское влияние идет на убыль,драма развивается в национальном афинском духе. Еще при Лисистрате кзапевале был прибавлен актер; стал возможен настоящий, драматическийдиалог. Сначала этот диалог был очень примитивен: действие, поскольку онем была речь, происходило за сценой, действующее лицо толькорассказывало о виденном и слышанном; вся драма скорее походила накантату. Представление об этой первоначальной стадии развития трагедийдают нам ранние трагедии Эсхила, "Персы" и "Просительницы": вбольшинстве сцен участвует, кроме Х. и корифея, только один актер,разговор ведется между ним и корифеем, партии Х. по объему почтиуравновешивают, по значению и интересу-превосходят диалогические партии.Самое заглавие дается трагедии по характеру участвующего в ней хора:"Персы"-старые члены царского совета, управляющие государством во времяпохода на Элладу царя Ксеркса; "Просительницы"-молодые дочери царяизгнанника Даная, ищущие убежища в Аргосе. Трагедия начинается совступления Х., объясняющего, под звуки маршевой музыки (в так назыв."анапестах"), причину своего появления; затем маршевая музыка переходитв лирическую, предметом хорической песни делаются чувства (персытревожатся об отсутствующем войске, данаиды боятся ожидающей их участи).Равным образом и всякий дальнейший прогресс действия вызывает у Х.соответственные чувства, находящие выражение в более или менее длиннойлирической песне. Изредка встречаются и лирические диалоги, в которыходной стороной является Х.; но вообще драма распадается на ряд длинных исплошных хорических песней (так назыв. stasima) и вставленные между нимидраматические части (так назыв. ереisodia). Драматизм слабо развит;восхитительные по своей поэтической красоте и глубокомысленностихорические песни приковывают к себе внимание. Тот же Эсхил, впрочем,добавил к первому актеру еще второго, Софокл - третьего; эти реформы,поведшие к последовательному увеличению числа одновременно участвующих вдиалоге лиц до трех и четырех, имели последствием развитиедраматического элемента и соответственное оттеснение Х., который чемдалее, тем более стал чувствоваться, как тормозящая действие обуза.Вообще, чтобы понять роль Х. в греческой трагедии, следует помнить, чтоон существовал в ней еще до ее превращения в драму, как неизбежныйэлемент богослужебной обрядности. С развитием трагедий как драмы, поэтыположительно борются с этим неустранимым пережитком. Борьба ведется вдвух направлениях: 1) делаются попытки оживить сплошную массу двенадцати- а со времени Софокла пятнадцати - хоревтов. Первоначально ониисполняли свои партии все, solo же брал на себя один корифей; теперьпоэты стараются ввести некоторое разнообразие в исполнение хорическихпартий, привлекая к solo, кроме корифея, еще кое-кого из хоревтов -одного, двух и более. 2) Стараются поставить отношение Х. к действию нарациональную почву. Это отношение было больным местом античной трагедии:чем более в ней развивался драматизм, тем более постоянное присутствиедвенадцати (или пятнадцати) лиц должно было казаться неестественным.Оно, отчасти, было причиной того обычая, согласно которому неудобные иневозможные при свидетелях действия (убийства и т. д.) происходили закулисами. Иногда поэт предпочитал под каким-нибудь предлогом удалять навремя Х.: так поступил Софокл в "Аянте", в сцене самоубийства героя.Точно также обязательное присутствие Х. было причиной того, что местодействия в течение всей пьесы оставалось неизменным (отсюда пресловутое"единство места"). Если же поэту желательно было перенести театрдействия, то для этого опять нужно было на время удалить Х.: такпоступил Эсхил в "Эвменидах", когда действие из Дельфов переносится вАфины. Неразрешимой стала задача с тех пор, как в трагедию была введенаинтрига, совершенно исключающая присутствие многих лиц; Деянира, Медея,Федра обязывают Х. хранить молчание о том, что они ему доверили, нонеестественность этим не уменьшается: сообщение тайны остаетсяпсихологически невероятным. В последнее время, поэтому, Еврипидпредпочитал просто игнорировать присутствие Х. действие развивается, какесли бы Х. не было, он только заполняет антракты своими песнями, которыечасто никакого отношения к действию не имеют. -Со всем тем следуетпризнать, что участие Х. представляло поэтам также немаловажные выгоды.Чередование лирического элемента с драматическим, музыки с действиемприятно разнообразило драму - тем приятнее, чем более, вследствиеразвития драматизма, действие трагедии подчиняло себе умы зрителей.Затем, обладая Х., поэт имел возможность через него выражать своесобственное отношение к изображаемому действию, делая из него (посчастливому выражению Шлегеля) "идеального зрителя" происходящего насцене. Наконец, в силу условности драматургической техники, хорическаяпесня прикрывала скачки во времени; где, поэтому, такой скачок былжелателен, там вставлялось лирическое интермеццо. С течением времениизобретение занавеса лишило хорическую песню этого техническогозначения; но сакральное значение Х., как составной части богослужебнойобрядности, удержалось до самого конца жизни греческой трагедии, и онперешел с ней в Рим, который, в силу подражательного характера своейтрагедии, тоже не счел возможным обойтись без Х. - иначе обстояло дело вкомедии. Зародышем комедии был не дифирамб, а спорные и бранные песнидвух партий ряженых; вот почему древняя аттическая комедия предполагаетучастие двух полухорий, и ее полный Х. состоит не из 12, а из 24хоревтов. Действие было здесь, поэтому, с самого начала многооживленнее; участвовали, кроме обоих полухорий, еще их предводители, чтоповело к очень искусной и живой композиции древнейшей комедии. Но этотпериод лирической комедии немногим пережил конец пятого века; приразвитии также и в комедии драматического элемента Х. скоро оказался вней такой же помехой, как и в трагедии; но так как комедия стоит гораздоближе к реальной жизни, то она не могла пойти на те компромиссы, которыебыли возможны в трагедии. Эта причина, в связи со многими другими,повела к тому, что комедия уже в четвертом веке отказалась от Х. Римскаякомедии его не знала вовсе. - Различное положение Х. в трагедии икомедии отразилось на различном к нему отношении в новые времена. Междутем как для комедии отказ аттической драмы IV века был окончательным(чисто книжных попыток Платена и друг. можно и не считать), в областитрагедии делались серьезные попытки восстановить древний Х. Таковы"Гофолия" Расина и, пропуская более мелкие, "Мессинская невеста"Шиллера. Последнее слово в этом деле еще не сказано. Конечно, вреалистической драме Х. невозможен, но при сильном антиреалистическомтечении новейших времен возрождение Х. так же возможно, как и другиеусловности высокого стиля. Следует только иметь в виду, что рассчитанныена декламацию хорические партии никакого успеха иметь не могут(декламация в унисон невыносима); напротив, музыкальное их исполнениеимеет за себя очень веские соображения психологического и дажепатологического характера. Грубый прием опускания занавеса в самом"эффектном" месте, т. е. предоставления зрителя самому себе при самомвозбужденном состоянии его нервов, не должен быть терпим; именно в такомположении соответствующая моменту музыка и песня чувствуются как самоеблаготворное разрешение возбужденного аффекта. Таково разумное основаниетрагического Х.; разумное осуществление этой идеи - задача будущего. Ф. Зелинский.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Хор" в других словарях:

  • ёхор — ёхор …   Русское словесное ударение

  • хор — хор, а, мн. ч. ы, ов и ы, ов …   Русский орфографический словарь

  • хорёк — хорёк/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • хор — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? хора, чему? хору, (вижу) что? хор, чем? хором, о чём? о хоре; мн. что? хоры и хоры, (нет) чего? хоров и хоров, чему? хорам и хорам, (вижу) что? хоры и хоры, чем? хорами и хорами, о чём? о… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ХОР — ХОР, хора, мн. хоры и (устар.) хоры, муж. (греч. choros). 1. В древнегреческой драме Группа, выступавшая в представлении с пением или пляской (ист.). 2. перен. О ком чем нибудь, постоянно пребывающем вместе, одной группой (поэт.). «Резвая дева… …   Толковый словарь Ушакова

  • хор — а, м. choeur m. < , гр. choros. 1. Группа певцов, совместно исполняющих вокальную пьесу; певческий коллектив. БАС 1. 14 Виньеронов, получивших медали, пропели хор благодарности. 1833. АБТ 6 298. 2. воен., устар. Оркестр. И дружно загремел с… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ХОР — (греч. choros). Соединение нескольких певцов с разными голосами, или же инструментов, для исполнения многоголосного произведения. 2) в древних комедиях и трагедиях, известное число певцов, представлявших народ. 3) в органе: одинакового рода… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ХОР — Эта статья о музыкальном лейбле с названием «ХОР». См. также другие значения этого слова. «ХОР» (HOR, ХОР Рекордз, ХОР Мьюзик) российский лейбл, музыкальное издательство, специализиующееся на рок музыке, независимой музыке и творчестве Егора… …   Википедия

  • ХОРЁК — ХОРЁК, хорь (мех), шкурка небольшого хищного зверька хорька. В СССР водится 2 вида хорьков: хорёк чёрный, или лесной, распространён в лесной полосе Европейской части, и хорёк белый, или степной, распространён в лесостепной, степной и отчасти… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • хор. — хор. в хорошем состоянии хор. хорошо оценка Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. хор. хотел обмануть раскусили оценка в зачётке студ. образование и нау …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ХОР — муж., лат. собранье певчих, для согласного пенья. Мужеский, женский, смешанный хор. | Собранье подобранных музыкантов, для совместной музыки. | Самое исполненье голосами, музыка на полное число голосов. Плохой хоришка. Хорища в 300 голосов. Твой… …   Толковый словарь Даля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»