- Гор
- Гор - древнеегипетское божество, сын Изиды, рожденный ею, побольшинству сказаний, без участия Озириса, после его смерти, иусыновленный им. Представление об этом боге пережило три фазиса. Сначалаон - дитя, воспитанное Изидой и Нефтидой, в потаенном месте болоте Буто.Затем он является "мстителем за отца", когда, не предупредив Изиду,покинул свое убежище и начал жестокую и продолжительную борьбу с Сетом,которого сделал бессильным, сам лишившись при этом глаза. ПобежденномуСету была оставлена жизнь и свобода; боги, примирившись, очистились иуврачевались от повреждений. Себя признал Г. наследником Озириса, а Сетутоже дал часть во владычестве . Теперь представление о Г. вступает втретий фазис: ему принадлежит всемирная власть, он "Гор богов-, "великийГор" (Горур). Царствование его продолжалось 300 л.; ему наследовал Тот,т. е. мудрость, затем Маат - справедливость, наконец "шесу Гор" -служители Г., жрецы. Почитание Г. в различных местностях Египтасоответствовало тому, какой фазис его мифа выдвигался на первый план. ВДендерах, Эдфу в др. он носил специальное название "соединителя обеихземель" (сам-тауи); в Панополе и Конте его представляли в фаллическомвиде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитникомЕгипта от восточных варваров; вообще он был национальнымбогом-покровителем, в противоположность Сету - покровителю пустыни иазиатов. Особенная форма Гора - Гармахис . На счет значения мифасуществует несколько мнений. Большинство ученых (Бругш, Эд. Мейер,Масперо, Ланцоне и др.) считают Г. богом солнца, возродившегося надругой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой.Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Озириса и Изиды, иГора, бога солнца, Гора-ура, который еще в доисторическое время былотождествлен с первым. По мнению Strauss и Torney ("Entstehung andGeschichte d. altaegypt. Gotterglaubens"), Г. олицетворял собой небеснуюлазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по смерти Озириса,г. е. после победы противников его культа, приверженцы его продолжалитайно служить ему; любовь к гонимому богу была Изидой, в которую онзаронил семя - надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, аее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимсяОзирисом, его сыном. Г. явился богом будущего, предметом надежд,обетования; это был первый период представления о нем, чемусоответствуют и его имена: "дитя", "мальчик" и т. д. Учение о немдержалось в тайне; отсюда сказание о его тайном воспитании, Окрепши, егоприверженцы, без ведома своих более осторожных вождей, вступили в борьбус поклонниками Сета и, победив их, не истребили, так как партияпротивников была еще сильна и, главное, ей удалось завладеть "глазомГора", т. е. вождями его последователей. После победы произошлопримирение; побежденным поручено охранять северные границы; отсюдапредставление о Сете, получившем в удел Нижний Египет. Сет осталсястрашным богом силы, Г. - праведным и милостивым. Уже в титулах древнихцарей оба бога стоят рядом, примиренными, и оба оказывают покойным царямпомощь в преисподней. Г. был третьей и конечной формой проявлениябожественной силы; он истребил в мире все богопротивное и явился богомпо преимуществу духовным, чему соответствует и символ его - парящийкобчик. Сказанем о Горе заключается цикл древнейших мифов. В позднейшиевремена иероглиф Г. - кобчик - употреблялся, как идеограмма слова "бог".Г. изображался в виде кобчика или с головой кобчика или ястреба, сразличными коронами, со скипетром и знаком жизни в руках. Встречаютсяизображения в форме сфинкса с головой кобчика; есть изображение о 7головах различных животных (Неаполь, Museo Norion), а также массаизображений различных эпизодов борьбы с Сетом. Греки сопоставляли Г. сАполлоном, видя в нем бога света; культ его перешел за пределы Египта,но большого распространения не получил. Место Г. в Александрийскойтриаде занял Гарпократ, культ которого проник в на запад, особенно вРим; в мистериях он являлся олицетворением воскресения. Б. Тураев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.