- Рапсоды
- Рапсоды (raywdoi) - исполнители и может быть творцы древнегреческихэпических песен. Вопрос о происхождении рапсодов и их первоначальнойдеятельности представляется спорным. Древнейшее свидетельство относитсяк 607 г. до Р. Х., когда сикионский тиран Клисфен, по случаю войны сАргосом, запретил Р. в Сикионе рецитировать Гомера, так как последнийпрославил в своих поэмах Аргос и Аргивян. Вероятно Р. существовали ираньше, но с какого времени они ведут свое начало, какова была ихдеятельность, где именно существовали школы рапсодического искусства -на все эти вопросы можно отвечать лишь догадками, над построениемкоторых много трудилась новейшая филология, начиная с конца прошлоговека. Самое слово Р. в догеродотовской литературе не встречается, еслине считать одного места у Гезиода (frag. 34), который называет себя иГомера rayanteV aoishn. Ничто, впрочем, не говорит против древностиэтого слова, и отсутствие его у Гомера можно объяснить, как это делаетBergk, метрическим свойством формы rayaoidoV, которая не укладывается вгекзаметр. Попытки уяснить понятие слова этимологическим его анализом не привелик определенным результатам. Одни, исходя из перифразы Пиндара, которыйопределил Гомеридов как raptvn epewn aoidoi, производили слово Р. отглагола raptw (шью) и ydh (песнь) и видели в Р. слагателей("сшивателей") песен, при чем, по мнению Бергка и Вольфа, в понятии"шить" указывается творческая деятельность поэта, искусно слагающего("сшивающего") из слов целую песнь. К. О. Мюллер видел в Р. составителей("сшивателей") непрерывного ряда одинаковых стихов, не разбивающихся настрофы; при таком объяснении Р. - то же, что эпические поэты, так какэпический размер (гексаметр), не допуская деления на строфы, состоял изодинаковых метрических единиц. Представители теории песен (Лахманн идр.) видели в Р. составителей целых поэм из отдельных песен. Другие(Bernhardy, Jd. Meyer) разлагали слово rayjdoV; на rabdoV (трость) и jdh(песнь) и видели в Р. певцов исполнителей, державших в руках, вместолиры, символ своей деятельности - rabdoV. Эти Р. исполнители, по мнению Мейера, сменили творцов-аэдов, отметивсвоею деятельностью вторую стадию развития греч. поэзии, когда музыкаотделилась от рецитации и эпос начал декламироваться, причем в первоевремя рапсодическое искусство не исключало творчества. Третьи (Croisel)считают оба первые толкования неудовлетворительными, отказываясь, занеимением других данных, от объяснения слова. Во всяком случаебольшинство ученых признает, что Р., современные гомеровским поэмам, небыли похожи на позднейших Р., которые в историческую эпоху являлисьпрофессиональными декламаторами и толкователями преимущественногомеровской поэзии. Общественное положение древних Р. было, повидимому,почетно: хотя они принадлежали к классу демиургов и зарабатывали себепропитание своим даром песнопения, однако, появление их приветствовалосьвсеми. Переходя, из города в город, Р. мог прославить дом и род своегогостеприимного хозяина; поэтому на пиру ему отводилось почетное место. Вэту эпоху Р. были как бы трубадурами и далеко не были похожи напозднейших Р. жонглеров, которых Сократ (в "Пире" Ксенофонта) называет"глупым народом" (eJnoV hliJiwteron). подобно древним художникам илитейщикам, Р. составляли особый класс или цех и делились на группы илисемьи (школы); члены которых считали свою профессию фамильной, передаваяпреемственно искусство рецитации и сокровища поэзии. Такую фамилиюпрофессиональных Р. представляли, быть может, xиoccкиe гомериды. которыесчитались распространителями песен своего великого предка-эпонима.Древнейшими Р. были, по мнению Бергка, Демодок и Фемий, выведенные вОдиссее певцы-кифареды. Они пели эпические произведения подаккомпанемент струнного инструмента, кифары (форминга). Позднее, сразвитием музыки, монотонное исполнение эпических мелодий пересталоудовлетворять слушателей: музыка перестала служить аккомпанементом,пение заменилось рецитацией, при чем поэт или Р. пользовался струнныминструментом лишь во вступлении (prooimion), как бы для того, чтобынаправить свой голос. Позднее, когда музыка совершенно отделилась отрапсодических декламации, Р. вместо лиры держал лавровую трость, каксимвол дара песнопения (трость - или жезл - была также атрибутомглашатаев - khruceV, которые, подобно певцам, состояли подпокровительством Зевса). Р. декламировали преимущественно эпическиепроизведения (хотя упоминаются и Р.-исполнители лирических песен; напр.Клеомен рецитировал в Олимпии KaJasoi Эмпедокла) и были ихраспространителями, особенно при отсутствии грамотности в народе. Сферой деятельности их были первоначально палаты знатных богачейгероического периода, позднее - общественные празднества, на которыхпоэтическому состязанию было уделено почетное место, наряду сгимнастическим и конным. Необразованная толпа с интересом слушала песниГомера; женщинам и мужчинам были одинаковы доступны эти состязания,игравшим роль народной школы в древнюю пору греческой жизни.Историческая заслуга Р. заключалась в том, что они сеяли просвещение вэпоху, когда еще не существовало письменности: благодаря их деятельностигомеровский эпос в течение VIII и VII в. распространился по о-вамСредиземного моря (Иос, Родос, Кипр, Крит), а затем был перенесен нагреческий материк и на Запад. Креофилу Самосскому приписываетсяперенесение гомеровского эпоса в Спарту, Кинэеу Хиосскому - в Сицилию;распространение эпоса в Аттике приписывается Р. смирнской школы. В то жевремя были учреждены рапсодические состязания в Кипрском Саламине,Спарте, Сикионе, Олимпии, Эпидавре, Афинах (на празднике Панафиней). Кначалу VI века относится установление особых законов, касавшихсядеятельности Р. Путем устной передачи гомеровская поэзия могла утратитьсвой первоначальный вид (александрийские грамматики всю порчугомеровского текста приписывали рапсодам); государство озаботилось,поэтому, установлением единой редакции эпических песен. В то же времяСолон, по преданию, издал закон, чтобы Р. на состязаниях декламировали вопределенном порядке и по установленному тексту (exupobolhV - выражение,составляющее один из спорных пунктов гомеровского вопроса). Этораспоряжение было подтверждено Гиппархом, который издал приказ, чтобырапсоды рецитировали exupolhyewV, т. е. чтобы каждый начинал рецитацию стого места, где остановился предыдущий агонист. Канонический экземпляр,редактированный в VI в., спас поэмы от окончательного искажения.Практика фрагментарной рапсодической декламации разделила Одиссею иИлиаду на отделы или песни, называемые рапсодиями. Позднейшие Р. непользовались уже тем почетом, как древние. Несмотря на это,рапсодическое искусство не падало; напротив, на сколько можно заключитьиз платоновского диалога "Ион", оно находило еще много ценителей. Платон приравнивает рапсодическое вдохновение к поэтическому и в этомвидит сущность рапсодического искусства. Из того же диалога мы узнаем,что Р. были толкователями Гомера и преподавателями гомеровскойэнциклопедии. Рапсодика составляла часть театрального искусства(upokritikh); Р. должен был быть хорошим жестикулятором и драматическимактером. Выступая на сцену, он облекался в цветной пестрый костюм инадевал на голову золотой венок; его декламация напоминала декламациютрагических актеров. Рапсодическое искусство пережило классическую эпохугреческой жизни, и перешло в Александрию. Состязания Р. упоминаются вОрхомене, Феспиях и др. местах еще при императорах. Литература (кроме общих трудов по истории греч. литературы): Платон,"Ион"; Dressig, "De rhapsodis" (Лпц., 1734); Wolff, "Prolegomena adНоmеrum" (1795; 3 изд., 1884, Галле); Nitsch, "Derhapsodis aetatisAtticae" (Киль, 1835); W. Muller, "Homerische Vorschule" (Лпц., 1836);Sengebusch, "Dissertatio Homerica" (Лпц., 1861); Weicker, "Der epischeCyclus" (Бонн, 1865); Ф. Соколов, "Гомеровский вопрос" ("Журн. Мин. Нар.Пр.", 1868, № II, стр. 379, 403); Niese, "Die Entwickelung d.Homerischen Poesie" (Берл., 1882); Джебб, "Введение к Илиаде и Одиссее"(СПб., 1892, стр. 84 след.). Н. Обнорский.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.