- Александрийские
- Александрийские стихи - шестистопные ямбические стихи, которые, какотличительный признак, имеют после 3-ей стопы цезуру и рифмуютсяобыкновенно попарно - 2 мужские и 2 женские приемы: Так Анджело на всех навел невольно дрожь. Роптали вообще, смеялась молодежь, И в шутках строгого вельможи нещадила, Меж тем, как ветрено над бездною скользила. Этот размер получил свое название от одной старофранц. (1180)обработки сказания об Александре В. в котором он впервые ярко выразился.Ронсар назвал его "героическим" и с тех пор он стал употреблятьсяфранцузами преимущественно в эпосе и драме, и вообще считалсяпринадлежностью высших родов поэзии. Он был особенно уместен вофранцузск. поэзии потому, что с одной стороны особенно ярко выделяетантитезы, с другой - потому, что неритмичность франц. яз. маскируетотчасти однообразие и монотонность стиха. В немецкую литературу А. былвведен Мелиссусом, Векерлином и Мартином Опицом и благодаря влияниюКорнеля, Расина и Мольера утвердился также в нем. драматургии, хотясовершенно не соответствует духу нем. яз. и менее всего подходит кдраме. В новейшее время Рюкерт, Фрейлиграт и Гейбель в отдельныхэпических стихотворениях (первый в своем "Рустеме и Зрабе") сделалипопытку вернуться к А., причем им удалось введением нескольких цезур, атакже анапестов и спондеев, придать монотонному размеру большеразнообразия и движения. Особенной известностью пользуется стих.Фрейлиграта "Der Alexandriner" Против правила франц. версификации,требующего, чтобы каждый стих по своему содержанию допускал остановку наконце, франц. поэты XIX в. восстали и начали пользоваться тем, что ониназвали "еnjambement" т. е. такой переход одного стиха в другой, прикотором остановка на приеме не составляет необходимости.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.