- Раввин
- Раввин (от раб - "учитель") - духовный представитель еврейскойобщины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника,блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший кним и функции судейские. Право на занятие должности P., по еврейскомузакону, имеет всякий, отличающийся основательным богословским знанием иблагочестием,. Во время существования первого храма рядом сосвященниками ааронидами, в руках которых сосредоточивался храмовойкульт, религиозными наставниками являются пророки, которые по большейчасти были миряне. После вавилонского плена, реставрации храма и реформЕздры и Неемии светский элемент еще более усиливается в делерелигиозного наставничества, в лице "книжников" (соферим) и "мужейВеликого Собора". Впоследствии роль наставников и толкователей законапереходит к фарисеям, вступающим в открытую борьбу с саддукеями, которыебыли преимущественно священниками. С разрушением второго храма Р.становятся единственными религиозными руководителями народа. В числе Р.талмудического периода и последующих веков встречаются люди извсевозможных общественных сфер и самых разнообразных профессий. Однако,еще в талмудический период установлена была известная форма посвященияна раввинство - так называемая семиха, т. е. ординация посредствомрукоположения. Этот обряд, упраздненный в начале IV в., вновь был введенк XIV в., при чем претендовавшему на звание Р. выдавалась venia docendi(гаттарат-гораа), с правом на титул морену (т. е. учитель наш).Должность Р. считалась почетной; первоначально занимавший ее не получалникакого вознаграждения. Начиная с XIII в. общины мало помалу сталиназначать приглашаемым ими Р. известное вознаграждение. Р. был первымлицом в общине и являлся представителем ее перед властью. В Испании иГермании правительство назначало иногда верховных Р. или "великихмагистров над всеми Р." (Magisler Judaeorum, Hochmeister). Особенновлиятельно положение Р. ("доктор жидовские") было в Польше. где импредоставлены были королями весьма широкие судебные полномочия и гдеорганизованы были периодические съезды раввинов, для решения сложныхпроцессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права. Во второйполовине XVI в. эти съезды обратились в правильные синоды. В новейшеевремя характер и организация раввината подверглись весьма значительнымизменениям. Деятельность раввинов везде ограничена областью религии ишколы. Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальныхучреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат вездеподчинен правительственному надзору и урегулирован особеннымиузаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальнаяорганизация. В Англии Р. подчинены лондонскому верховному Р.(Chief-Rabbi). В некоторых германских государствах (Вюртемберг, Баден,Мекзенбург-Шверин) делами раввината ведают "церковные советы"(Kirchenrath, Oberrath). В России закон 3 мая 1855 г. требовал дляопределения в Р. окончания курса в раввинских училищах или в общихвысших и средних учебных заведениях; в случае недостатка такихкандидатов, разрешалось приглашение ученых евреев из-за границы;последнее правило теперь отменено. Хотя раввинские училища давнозакрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. требуетсяобразовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст. иностр.испов. по прод. 1890 г.). Лица, удовлетворяющие требуемому закономобразовательному цензу и выбираемый на должность официальных или"казенных" Р., не всегда обладают специальной подготовкой, нужной дляисполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом сказенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три года иутверждаются губернским начальством. На них, кроме исполнения треб иобрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.