- Менандр
- Менандр (MenanoroV) - афинянин, сын Диопейфа (342 - 291 до P. X.) -глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находясьв близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. былсверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательногои тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов ихарактеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено былоличное существование М. Об общественной его деятельности никакихсведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться вАлександрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, но всего 8 раз онвышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его былФилемон. Ни одна из комедий М. до нас полностью не дошла. Понятие опостроении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесыПлавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. наримскую сцену (fabula palliata), Знакомят нас с М. многочисленныеотдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие отних общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важностьимеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшимпочитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитыйграмматист Аристофан из Византии (262 - 185 г. до Р. Х.), он отвел М.первое место после Гомера; не отражение действительности, а самудействительность находил критик в комедиях М. Наставительность комедий,верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх,ставящий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр", замечаетморалист, "если не дается что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана,М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. неотвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, КлиментАлександрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из негомудрые изречения. Драгоценную часть комедий М. составляли суждения поэтана всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостьюсодержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собирателидобывали эти суждения не из самых комедий, а из Стобея, Атенея,схоластов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собраниеоднострочных изречений М., числом до 760. Всего уцелело от М. до 1130отрывков и названия 73 комедий. Мир комедий М. - частные повседневныеотношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, собычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения;индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личныхсвойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под однимии теми же именами, только в различной обстановке - такова отличительнаячерта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивыерабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы,глупые хвастунысолдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки,содержатели непотребных домов - вот сфера в которой вращается М.Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей,мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, товымаливающих, то кротких, то суровых". Для римской сцены переделаны былиТеренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себя казнящий", "Братья","Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию издвух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и"Фаида". Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых,глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами влюбовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух".Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела унего обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины ибедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место.Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью- определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественногоположения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта кобездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможныхвидах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватогогосподина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется вобязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэтрекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги;обижать бедняка - значит совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М.,так и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не дляодних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейскойдрамой, и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью ипростотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко запределами собственно Греции в течение многих веков. Стихотворный размердиалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. небыло. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философскимвоззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в нихжитейских сентенций - к Еврипиду. Ср. Meineke, "Fragm. comic, graec."(Б., 1839 - 1857; в 1 т. критич. история греч. комедии, в IV т. отрывкиМ.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л.,1880 - 1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et litt. sur lacomedie de М." (П., 1854); Guizot, "Menandre" (Пар., 1855); Preller, в"R.-Encyclop." Паули. Ф. Мищенко.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.