тресвѣтлыи


тресвѣтлыи
Тресвѣтлыи, -ая, -ое (1)
1. Очень яркий (эпитет солнца):

Ярославна рано плачетъ въ Путивлѣ на забралѣ, аркучи: Свѣтлое и тресвѣтлое слънце! Всѣмъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои? 39.

|| В образных и метафорических выражениях.

На небесѣхъ жива[я], яко добль мученикъ бывъ и трьсвѣтьлыя заря, славьне. Мин. сент., 017 (1095 г.). Течениемь твоихъ сльзъ очищь ся, нынѣ свѣта наслажаеши ся, Феоктисте, трьсвѣтьлаго. Там же, 032. Трьсвѣтьлами зарями пресвѣтьло украшенъ паче солнца, сущимъ въ бѣдахъ въсия, Вячеславе. Там же, 0214. Свѣтъмь трьсвѣтьла божества просвѣщена, мученика непобѣдима. Мин. окт., 50 (1096 г.). Трьсвѣтьлы яко звѣзды мысльны свѣтьлостьми всю въ славѣ тварь просвѣщаете. Там же, 86. Зарею трьсвѣтьлою трьсолнечьнаго божьства озаренъ бывъ, Аверкие. Там же, 156. Свѣт богъ и свѣт въ отьци и въ сынѣ и святомь дусѣ: един яко въ трех солнцих, присносвѣтелъ и тресвѣтел неприступенъ отинуд. Корм. Балаш., 370 (XVI в.).

2. Перен. Святой, исполненный духовного совершенства.

Придѣте страстолюбьци, трьсвѣтьлыих мученикъ почьстимъ ликъ Мины же, Викътора и Викентия. Стихир. XII в., 49.

Ср. В. П. Адрианова-ПеретцСл. о п. Иг.» и памятники рус. литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 174—175): «...тресвѣтлое — точный перевод греческого τριλαμπης употребляется часто в применении к божеству и к христианским подвижникам, но в гимнографии отсутствует сочетание его с существительным „солнце“. ...В гимнографии мы встретим „свет тресолнечный“, также „тресолнечное божество“, „тресолнечная красота“, „тресолнечные лучи“ ...но не „тресветлое солнце“. Для объяснения ...материал дает другой переводный памятник, который был хорошо знаком на Руси уже в XI в. — Шестоднев Иоанна, экзарха болгарского. ...Шестоднев представлял происхождение небесных „светилников“ следующим образом: в первый день был создан „прост и несложен свет“, который светил первые три дня, на четвертый „светящее сущее пръвобывшаго света“ было вложено в солнце, луну и звезды (л. 106) — это „телесные образи“ „первобытного света“ (л. 106). Таким образом, в астрономических представлениях Шестоднева была заложена идея троичности проявления единого света. Когда к имени христианского бога прикрепилось метафорическое сопоставление с солнцем (христианство как солнце освещает весь мир), то следующим шагом в развитии этой метафоры явилось сопоставление „единого в трех лицах“ христианского божества с троичным проявлением света. Так, в Шестодневе появился образ-метафора, выражавший христианское представление о „творце и владыке“ вселенной: „Слънце праведное видим лице к лицу тръми светы сияюще божествьными собьствы, единемь же естеством“ (л. 132 об.)... Вряд ли можно определенно решить вопрос о том, вкладывал ли автор „Слова о полку Игореве“ в эпитет тресвѣтлое оттенок христианского догмата троичности божества или он отразил лишь теорию Шестоднева о трех проявлениях света, применив ее к представлению о восточнославянском боге солнца. Думается, что последнее предположение вероятнее: ведь плач Ярославны построен на народно-поэтическом приеме — на обращении за помощью к обожествлявшимся когда-то стихиям природы. ...Формально тресвѣтлое слънце очень близко к метафорическому образу христианского „праведного солнца треми светы сияющего“, но по существу эпитет „тресветлый“ не уводит непременно от понимания солнца как одного из трех, главного источника света на земле». Д. С. ЛихачевТресвѣтлое солнце» Плача Ярославны. — ТОДРЛ, т. XXIV. М. — Л., 1969, с. 409): «В недавно опубликованном Боню Ст. Ангеловым по списку XV в. памятнике „Служба святым обща пророку“, приписываемом им по весьма общим и шатким основаниям Клименту Охридскому (Боню Ст. Ангелов. Климент Охридски — автор на общи служби. — В кн.: Константин-Кирил Философ. Юбилеен сборник по случай 1100-годишнината от смъртта му. София, 1949, стр. 237—259. «Служба» издана по рукописи Минеи 1435 г., сербской редакции, Софийской народной библиотеки № 122, — примеч. Д. С. Лихачева), имеется несколько эпитетов солнца: „мисльнное слънце“ (стр. 243, 246, 252), „пресвѣтлое слънце“ (стр. 246), „златозарное свѣтило“ (стр. 255) и среди них дважды — „тріисвѣтлаго слънца“ (стр. 246) и „трисвѣтлаго слънца“ (стр. 247)».
◊ Тресвѣтлое — им. пад. ед. ч. Ср. р.

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984

Смотреть что такое "тресвѣтлыи" в других словарях:

  • свѣтлыи — Светлый свѣтлыи, ая, ое (3) 1. Излучающий свет, сияющий (об источнике света): Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. 5. Ярославна рано плачетъ въ Путивлѣ на забралѣ, аркучи: Свѣтлое и тресвѣтлое слънце!… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • быти — Быть быти (32) 1. Существовать, находиться, пребывать: О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси! 10. О Руская землѣ! уже за шеломянемъ еси. 12. Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плѣсньска, на болони бѣша дебрьски сани (дебрь Кисаню?)... 23 …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • и — (88) 1. Соединительный союз. Употребляется для соединения однородных членов предложения или целых предложений: Иже истягну (Игорь) умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ. 5. Братіе и дружино! луцѣ жъ бы потяту быти, неже полонену… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.