- слава
-
Слава (15)1. Почетная известность; всеобщее признание чьих-л. заслуг; почет; добрая молва:
О Бояне, соловію стараго времени! а бы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени. 6. Чи ли въспѣти было, вѣщеи Бояне, Велесовь внуче: Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ. 7. А мои ти Куряни свѣдоми къмети ... сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю славѣ. 8. Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю славы. 10. О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. 26. Тіи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу. Нъ рекосте: Мужаимѣся сами, преднюю славу сами похытимь, а заднюю ся сами подѣлимь. 27. Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы Литовскыя, притрепа славу дѣду своему Всеславу. 33. Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени; уже бо выскочисте изъ дѣднеи славѣ. 34—35. Скочи (Всеслав) отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ, утръже ваззни, с три кусы отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ. 35.
Егда зъванъ будеши, шьдъ, сяди на послѣдьниимь мѣстѣ, да егда придеть зъвавыи тя, речеть ти: „Друже, посяди выше“. Тогда будеть ти слава прѣдъ вьсѣми сѣдящиими съ тобою. Остр. ев., 110 об. (1056—1057 гг.). Мирьскыихъ суть управления богатьство, и слава, и сила, и питания, и добротѣлесьство, и доброчадие, и подобьная, въ няже пришьдъ чьрньцъ, погыбнеть. Изб. Св. 1073 г. (Бод.), 104. И се, видя вопль и рыдание их, осклабися, рече: Нынѣ врѣмя, о друзи, обрѣсти славу нескончаную и створити что мужское на память послѣдним родомъ. Флав. Полон. Иерус., 302 (XVI в. ← нач. XII в.). А мы что есмы, человѣци грѣшни и лиси? — днесь живи, а утро мертви, днесь в славѣ и въ чти, а заутра в гробѣ и бес памяти. Поуч. Вл. Моном., 164 (1377 г. ← нач. XII в.). Яко же рече Соломанъ: Слава царю во мнозѣх языцѣхъ, тако и тебѣ, княже, слава и побѣда велика во мнозехъ языцехъ. Сл. Дан. Зат. (Т), 16 (XVII в. ← XII в.). Посла Девгении своего предстателя цареви, глаголя: ... Идетъ слава моя по всеи земли и по странамъ. Девг. Д. (Тихон.), 146 (XVIII в. ← XII—XIII вв.). Бѣсѣдоваше же (Никита Затворник) о пользѣ души приходящим к нему, и нача пророчествовати, и бысть о нем слава велика, яко всѣм дивитися събытию словесъ его. Патер. Печ. (Абр.), 126 (XV в. ← XIII в.). Блаженый же Агапитъ, давъ тому зелиа, еже самъ ядяше, и здравъ сътвори его. И промъчеся о нем слава по всеи земли тои. Там же, 129.
∆Тогда народися младый богатырь, / Младый богатырь Вольга Всеславьевич. / От его от славы богатырския, / Куницы и лисицы ушли во темны леса. Рыбн. Песни (изд. 1-е), 1, 10. Отвечала тут родитель ему матушка, / А честна вдова Офимья Олександровна: / Я бы рада тя спородити / А таланом-участью да в Илью Муромца, / ... Славою было в Вольгу Всеславьева. Онеж. былины Гильф., I, 53. Та хотя ж то був пан Хмельницький, житель Чигириньський, / ... Лицарь добрий, та помер, / А тільки ёго слава козацька-молодецька / Не вмре, не поляже. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., II, 29.|| Честь, достоинство, доброе имя.Слава человѣку отъ чьсти отьця своего. Изб. Св. 1076 г., 156 об. 1185: Молвяшеть бо (Игорь): „Азъ славы дѣля не бѣжахъ тогда от дружины, и нынѣ неславнымъ путемь не имамъ поити...“. И рекоша Игореви думци его: „...оже приедуть половци с воины, а се слышахомъ, оже избити им князя и васъ и всю русь, да не будеть славы тобѣ, ни живота“. Ипат. лет., 650 (XV в.). Аще ли кто принесеть тѣло противныхъ въ островъ нашь, прѣдлежить о семъ злато и сребро и брашно, о семь да оживуть, яко же и намъ подвизатися о своеи славѣ... Аще ли побѣгнуть, срамъ собѣ оставляють на вся лѣта и поносъ. Александр., 96—97 (XV в. ← XII в.).
Ср. Д. С. Лихачев (Исторический и политический кругозор автора „Сл. о п. Иг.“. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 38): „Автор «Слова» постоянно апеллирует к «славе» того или иного князя. Однако это сочувствие автора «Слова» этим понятиям («слава» и «честь», — В. В.) распространяется далеко не на все их стороны. В тех случаях, когда понятие «славы» ограничено узкими рамками феодального отношения к ней, автор «Слова» относится к ней резко отрицательно. Автор «Слова» безусловно отрицательно оценивает все случаи поисков личной славы. ... С точки зрения феодальной морали Игорь и Всеволод отнюдь не нарушили представления о «чести» князей. «Честь» свою они уронили в глазах Святослава и автора «Слова» только потому, что в поисках личной славы они предали интересы Русской земли“. Л. А. Дмитриев (Комментарии к тексту „Сл. о п. Иг.“. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. Л., 1952 (Б-ка поэта, Большая серия), с. 243), комментируя слова „свивая славы оба полы сего времени“, пишет: „Некоторые комментаторы (Буслаев и Тихонравов) считали, что здесь нужно читать вместо «славы» — «славию», как обращение — соловей. Если читать вместо «славы» — «славию», то смысл этой фразы будет такой: «свивая, соловей, обе половины этого времени» (объединяя вместе прошлое и настоящее), а если оставить без изменения — «славы», то: «свивая славу обеих половин этого времени», т. е. — объединяя славу и прошлого и настоящего. Большинство переводчиков читают «славы», а не «славию»“. В. П. Адрианова-Перетц („Сл. о п. Иг.“ и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 139): „Р. О. Якобсон предложил сопоставить выражение звонячи въ славу с древнерусским именем «Звенислава», сославшись на текст жития Евфросинии Полоцкой“. Ю. М. Лотман (Об оппозиции „честь“ — „слава“ в светских текстах Киевского периода. — Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та, 1967, вып. 198, с. 100, 105, 108—109): „Анализ убеждает нас, что «честь» и «слава» в системе идеологических терминов раннего русского феодализма отнюдь не были синонимами. Мы не можем привести светского текста той поры, в котором они были бы взаимозаменимы, сочетались бы с одинаковым идейно-терминологическим окружением... «Честь» подразумевает материальную награду (или подарок), являющуюся знаком определенных отношений. «Слава» подразумевает отсутствие материального знака. Она невещественна и поэтому — в идеях феодального общества — более ценна, являясь атрибутом того, кто уже не нуждается в материальных знаках, так как стоит на высшей ступени. В частности, поэтому славу можно принять от потомков, далеких народов, купить ценой смерти, честь — лишь от современников. ... Нельзя не отметить, что в «Слове о полку Игореве» мы встречаем чрезвычайно последовательно проведенное противопоставление «славы» и «чести» (автор имеет в виду чтения «ищучи себѣ чти, а князю славѣ» и конъектуру Р. О. Якобсона: «Князем слава, а дружине честь», вместо «...а дружине. Аминь», — В. В.)... Но сложное отношение славы и чести проявляется в «Слове» и более глубоко. Главный герой «Слова» Игорь Святославич дан как бы в двойном освещении: он вызывает восхищение и осуждение... Химеричность, практическая необоснованность военных планов ... не ставится рыцарю в упрек. Игорь в «Слове» ставит перед собой цель, нереалистичность которой в условиях конца XII в. очевидна, — пробиться с горстью воинов ... через всю Половецкую землю к Дону... Однако именно то, что план составлен без оглядки на практические возможности, составляет для рыцаря его привлекательность. Этот поход сулит наивысшую славу: «Нъ рекосте „мужаимѣся сами: преднюю славу сами похытимъ, а заднюю ся сами подѣлимъ“». Любопытно, что в этих словах Святослава стремление к славе связано с самовольным выходом из системы иерархического феодального подчинения, независимостью действий («мужаимѣся сами»).Однако Игорь, присвоивший себе нормы поведения сюзерена (славу) — на самом деле вассал Киевского князя. И действия его измеряются с иной точки зрения, другой меркой — честью, т. е. успешностью действий, их результативностью для великого князя Киевского“. А. А. Зимин (О статье Ю. Лотмана „Об оппозиции честь — слава в светских текстах Киевского периода“. — Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та, 1971, вып. 284, с. 464—466): „...Ю. М. Лотман не доказал своего главного тезиса о социальном различии в употреблении понятий «честь» и «слава» в памятниках древнерусской литературы. Он просто не привел ни одного примера, где бы «славе» сюзерена противостояла «честь» вассала... Словосочетание «чти и славы» принадлежит к традиционным воинским формулам, которыми заполнены русские летописи. Оно, как показала В. П. Адрианова-Перетц, «в литературе XI—XII вв. прочно держится в разных «жанрах» (В. П. Адрианова-Перетц. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 68, — примеч. А. А. Зимина). Никаких различий в употреблении этой формулы по отношению к князьям-сюзеренам и вассалам нет. «Слава» и «честь» распространяются на них в полной мере (А. А. Зимин приводит примеры употребления формулы «чти и славы» из Лаврентьевской летописи под 1185 г. и из Ипатьевской летописи под 1151, 1152, 1159, 1174, 1120, 1187, 1142, 1183, 1178, 1159 и 1195 гг., — В. В.)... За «честь» князя сражались не менее часто, чем за его славу. В 1155 г. берендеи говорили князю Юрию «мы умираем за Рускую землю с твоим сыном и головы свои съкладаем за твою честь» (ПСРЛ, т. 2. СПб., 1908, стб. 480, — примеч. А. А. Зимина). В 1153 г. галицкие мужи говорили князю Ярославу: «хощем за отца твоего честь и за твою головы своя сложити» (Там же, стб. 466—467, — примеч. А. А. Зимина), и именно за княжескую «честь», а не за «славу», как в «Слове о полку Игореве». Когда ростовцы в 1175 г. просили у князя Глеба «приставить послы», то он «рад бысть, аже на него честь воскладывають» (ПСРЛ, т. 2, стб. 595, — примеч. А. А. Зимина). «Честь и слава» в неразрывном единстве неоднократно встречаются в переводе Хроники Георгия Амартола и других древнерусских сочинениях, причем эти понятия взаимно переходят одно в другое. ... В Изборнике 1076 г. говорится «слава человеку от чьсти отца своего» (Изборник 1076 г. М., 1965, с. 414). Кажется, трудно сказать яснее о взаимоотношении этих понятий. Итак, «слава» и «честь», как правило, в древнерусской литературе составляют двуединую формулу. Права В. П. Адрианова-Перетц, считающая, что по Ипатьевской летописи и другим рассказам XII в. «честь» добывается «не только для дружины, но и для князей» (В. П. Адрианова-Перетц. Указ. соч., с. 68, — примеч. А. А. Зимина). «Честь» могла иметь, а могла и не иметь материальной реализации в награде и в добыче. Нигде «слава» князей не противопоставляется «чести» вассала“.2. Прославление, хвала, благодарение:Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ пѣти: „Слава Игорю Святъславличю, Буи Туру Всеволоду, Владиміру Игоревичю!“ ... Княземъ слава а дружинѣ! 45.
Тъкмо руцѣ въздѣвъ рьци: Слава многуму ти человѣколюбию, Христе боже! Изб. Св. 1076 г., 55 об. Яко ты еси, богъ милостивъ, и тебе славу въсылаемъ въ вѣкы! Аминь. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 11 а (XII в. ← XI в.). Дандамъ все имать и питается проразумѣниемь божиимь; и възлия масло на огнь дондеже все изгори, и възда славу богу, глаголя: Бесмьртныи боже, хвалу тебѣ о всемъ въздаю. Александр., 122 (XV в. ← XII в.). Звѣрь, въсходяи от бездьны ... убьеть я, имьже не хощета въздати славу антихрьсту. Сл. Иппол. об антихр., 70 (XII в.).
3. Хвалебная, величальная песнь:Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣи пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами княземъ славу рокотаху. 4. Ту Нѣмци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю, кають князя Игоря. 22.
Уста моя исплъни твоего похваления, господи, поюще славу твою многопѣсньное, и чьту труды Феодорины, угожьша тебе житиемь свѣтьлъмь. Мин. сент., 099 (1095 г.). Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех. Сл. Дан. Зат., 4 (нач. XVII в. ← XII в.). Рахмани же ... слушаемъ гласы птичи сладысна и орлеклечтание, листвиемъ же облъчены есмо, и въздусѣ живемъ, плодъ есмы, воды пиемъ, богу славу поемъ. Александр., 112 (XV в. ← XII в.). Егда прииде князь Александръ Ярославичь ко граду Пскову, и сретоша его со кресты игумены и попове въ ризахъ, народъ многъ предъ градомъ, подавающе хвалу богови, поюще пѣснь и славу государю, великому Александру Ярославичу. Ж. Алекс. Нев., 6—7 (XVI в. ← XIII в.). Тои бо вѣщии Боянъ воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыимь княземь: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичю и Святославу Ярославичю, Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ пѣсми и гуслеными буиными словесы. Задон. К-Б, 548 (XV в. ← XIV в.). Жаворонокъ птица, въ красныя дни утѣха, взыди под синие облакы, пои славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его Володимеру Ондрѣевичю. Там же.
∆А очистил Илья Муромец да Киев град, / Збавил он же солнышка Владимира / Из того же было полону великаго. / Тут же Илье Муромцу да-е славу поют. Онеж. былины Гильф. (1-е изд.), 24. Он убилсэ тут да все до смерти-то, / Ай убилсэ наш Василей Богославьевич. / Ишше тут Васильюшку славы поют, / Шьчо славы ему поют да старины скажут. Марков. Белом. былины, 272.Ср. И. Н. Жданов (Русская поэзия в домонгольскую эпоху. — В кн.: Соч. И. Н. Жданова, т. 1. СПб., 1904, с. 350—351): „Простой и первоначальный смысл выражения «петь славу» — ясен. Это значит повторять приветственный возглас, поздравлять кого-нибудь кликом: Слава! Этот клик еще до сих пор удержался у чехов (sláva!) и в некоторых русских песнях (подблюдных). Этот первоначальный смысл выражения «петь славу» сохраняется и в Слове о полку: «Слава Игорю Святославичю, буй-туру Всеволоду, Владиміру Игоревичю! Княземъ слава и дружинѣ!». Но рядом с этим первоначальным значением славы в том же Слове о полку Игореве выступает другое. Струны рокотали славу князьям: «пѣвши пѣснь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ пѣти слава» и т. д. Слава сопоставляется с песнью. Это то же, что в летописи «песнь славная»“. В. Ржига (До тексту Сл. о п. Иг. — Науковий збірник за рік 1927. Зап. Укр. науков. товариства в Київі, 1927, т. XXVI, с. 13): „Аргументація Жданова ті більше гідна прийняття, що за неї можна навести доводи і з сучасної Слову літератури. Споріднення образу «вити хвальні пісні» та образу «вити вінки», «вінчати» підтверджується таким місцем із Кирила Туровського: «Досде же слово окративше, пѣсми, яко цвѣты, святую церковь вѣнчаемъ и праздникъ украсимъ» (Слово Кир. Туровского на цветную неделю. Рукописи гр. Уварова, т. II. СПб., 1858, с. 10, — примеч. В. Ржиги)“.4. Тщеславие, похвальба, хвастовство; суетные поиски славы:Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе, и на Канину зелену паполому постла за обиду Олгову, храбра и млада князя. 15—16.
Аште есть въ тебѣ разумъ, то отъвѣштяи искрьнюму; аште ли же нѣсть, то рука твоя буди на устѣхъ твоихъ; яко слава и бештьстие въ бесѣдѣ и языкъ человѣчь падение ему есть. Изб. Св. 1076 г., 136. Не рьвьнуи славѣ грѣшьника: не вѣси бо како будеть раздрушение его. Там же, 175 об. Сынове бо ихъ въ сквьрну текуть, а отьци имъ въ лихоимание и въ грабление злая, а жены ихъ въ житиискыя славы. Златостр., 105 (XII в.). Сниде во адъ слава твоя и многая твоя ярость, под тобою постелютъ гнои, и останокъ твои червь. Сл. Иппол. об антихр., 25 (XII в.). 1262: И нача (Миндовг) княжити одинъ во всеи землѣ Литовьскои, и нача гордѣти велми, и вознесеся славою и гордостью великою, и не творяше противу себе никого же. Ипат. лет., 858 (XV в.). Волкъ нарицается губитель, и злославень человѣкь, и диаволъ ... тъ бо въ славы различныя расточи и растли человѣчьскыи родъ. Поуч. Иоанна Златоуста. ВМЧ, нояб. 13—15, 894 (XVI в.).
∆Вознесся Саток работничок, / Вознесся е славою, / Прописал себя в купци богатыи. / ... Вси новгородчана смеялиси / Над тым Сатком работничком. Онеж. былины Гильф., I, 11—12.5. Величие (о боге).Аще вѣруеши, узьриши славу божию. Остр. ев., 139 об. (1056—1057 гг.). Аште бо бы слава сего мира приближила ся славѣ небесьнѣи, не бышя сынове мира сего распяли господа славы. Изб. Св. 1076 г., 49. Иже въжделаеть Христа видѣти ... да и узьрить и не грѣшить его, съ великою бо славою придеть къ намъ на облацѣхъ. Златостр., 20—21 (XII в.).
◊ Слава — им. пад. ед. ч.; славы (славѣ) — род. пад. ед. ч.; славу — вин. пад. ед. ч.; славы — вин. пад. мн. ч.
Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984