синии


синии
Синий — синии, -яя, -ее; синь, -я, -е (8)
1. Темно-голубого или темного цвета:

А Святъславь мутенъ сонъ видѣ въ Кіевѣ на горахъ. Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, рече, чръною паполомою, на кроваты тисовѣ; чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено. 22—23. Тъи (Всеслав) клюками подпръ ся о кони (окони?) и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола Кіевьскаго. Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ. 35.

И тъ (Ром) створи первѣе подърумие въ Римѣ на праздньство, рекыи, солнцю и въ чьсть 4-мъ стухиямъ, земли, аиру, огню и водѣ; и нарече овому зелено, оному же бѣло, овому же червлено, оному же сине. Хрон. Амарт., 40 (XIII—XIV вв. ← XI в.). Кде бльщащиися сапози, кде брачиньныя ризы, кде багъряныя, кде синяя, кде суетьная [п]окажения, кде храмина скровища. Сб. Тр. № 12, 20 (кон. XII — нач. XIII в.). 1230: Бывшю солнцю мѣсяцемъ, явишася столпове черлени, зелени, синии оба полы солнца; таче сниде огнь с небеси, аки облак велик. Лавр. лет., 455 (1377 г.). Видѣти бо естъ въ цвѣтѣхъ едину воду: въ овомь чрьмну, а въ друзѣмь багрѣну, въ друзѣмь синю, а въ друзѣмь зелену, въ друзѣмь жльту, а въ друзѣмь бѣлу. Шест. Ио. екз., 102 об. (1263 г.). И се облакъ синь покры, и бысть акы мертвъ, и къ дну аду сходя, и се первомученикъ Стефанъ явися изводя оттуду, иде же грѣшныхъ душа, и веде ю в раи нища. Прол. XIV—XV вв., 39 об.

∆Растворю тесовыя ворота я на двор, / Выйду рано я на утренней заре, / В синю далюшку туманну погляжу, / Друга милого хоть сердцем провожу. Велик. нар. песни, IV, 44. Ты, Иване Салагорскій, / Бери мене по ледѣньски! / Занеси мья в сини горы, / До нашои ба й коморы! Головацк. Галицк. нар. песни, I, 154. Ей по под Бескид по под зеленый, / Синя мгла, гей, синя мгла, / По полонинѣ полегла! Там же, II, 42. Ой на озяры синяя вода, / А наш пан едзе, як воевода. / Ах там на неби сине облоки, / Нашая пани ўзялося у боки. Шейн. Белор. сб., I, 1, 267.
| В качестве постоянного эпитета.
а) Синее море:

Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука. Вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону. 19. Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плѣсньска, на болони бѣша дебрьски сани (дебрь Кисаню?), и несошася къ синему морю. 23—24. Се бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю. 25—26. О вѣтрѣ, вѣтрило! ... Мало ли ти бяшетъ горѣ подъ облакы вѣяти, лелѣючи корабли на синѣ морѣ? 38.

А Угры твердяху каменыи городы желѣзными вороты, абы на них великыи Володимеръ тамо не вьсѣхалъ (так!); а Нѣмци радовахуся, далече будуче за синимъ моремъ. Сл. пог., 23 (XV в. ← XIII в.). Хотя в синее море ты пойдешь рыбою, а я с тобою пойду подъ руку подъ правую. Г. Злоч., 7 (XVIII в. ← XVII в.). На синем белом море бел камень. Сб. заг., 486 (XVII в.).

∆Да смотрел он (Илья Муромец) под сторону в полуночю, — / Да стоит-то де нашо да синё морё. Ончук. Печор. былины, 6. Во славном во Нови гради / Находится купец да богатыи, / Был работник Саток новгородский. / Отправлялись купци новгородскии / Торговать за сине море. Онеж. былины Гильф., I, 8. На синем-то море туманы подымалися; / По чисту полю туманы да распустилися. Велик. нар. песни, III, 321. Ой з за гори хмарка виступає, / С тіі хмарки дощик накрапає, / Та синего моря доповняє, / А синеє море розіграло, / Турецкий корабель розірвало. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., I, 99. Ой крыкнула та лебеденька на сыньому мори; / Заплакалы чорноморци та об своим гори. Метлин. Народ. южнорус. песни, 450.
Синее море — Азовское море.

Да тому жь монастырю дана рыбная ловля на Волге ... отъ Перекопи до Ахтубского устья, внизъ къ Синему морю. Грам. Астрахан. Троицк. монастырю. АИ, I, 356 (1575 г.). Сей убо бяше град Азов ... стояние себе имея в морских отоцех вскрай Синяго моря. Аз. пов., 47 (XVII в.). И во Ерусалиме и во Цареграде и во всех окрестныхъ градех от тех окаянных и немилостивых волков поганскаго языка около Белово и Чернаго моря и Синего моря же православная християнская вера разорена и попленена до основания. Там же, 47.

Синее море — об Аральском море.

А ниже того города (Ташкунъ) пала въ Синее море рѣка Сыръ. Спаф., 50 (1675 г.). А от Хвалимского моря до Синего на летнеи на солнечнои восход прямо 250 верст. Кн. Б. Черт., 94 (1680 г.).

Ср. А. КуникЗаписке Готского Топарха“. — Зап. имп. АН, т. 24, кн. 1, СПб., 1874, с. 141) считает, что в „Сл. о п. Иг.“ „Синее море“ — это Азовское море. Д. Гарибян (Из истории русской лексики. — Учен. зап. Ереван. рус. пед. ин-та, 1957, т. 8, с. 166) сообщает, что в казачьих песнях под „синим морем“ подразумевается Азовское или Черное моря и что Азовское море турки и теперь называют „синим“.
б) Синий Дон:

Всядемъ, братіе, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону. 5—6.

в) Синее небо, синее облако.

Жаворонокъ птица, въ красныя дни утѣха, взыди под синие облакы, пои славу великому князю Дмитрею Ивановичю. Задон. К-Б, 548 (XV в. ← XIV в.). Птици небесныя пасущеся то под синие оболока, ворони грають, галици свои рѣчи говорять. Там же, 549. О жаворонокъ, лѣтьняа птица, красных днеи утѣха, возлети под синии небеса, посмотри к сильному граду Москвѣ. Задон. Ист.-1, 541 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). А уже соколы, белозерския ястребы рвахуся от златых колодец ис каменнаго града Москвы, возлетѣша под синии небеса, возгремѣша золочеными колоколы на быстром Дону. Там же, 542.

∆Ой ты мать сыра земля, розступися, / Небеса вы синии, роздайтеся, / Облока-тучи, во едину не скопляйтеся! Рыбн. Песни (изд. 1-е), II, 128.
2. Имеющий оттенок темно-синего цвета:

Чръныя тучя съ моря идуть, хотятъ прикрыти д̃ солнца, а въ нихъ трепещуть синіи млъніи. 12.

Уже бо всташа силнии вѣтри с моря, прилелѣяша тучю велику на усть Нѣпра, на Русскую землю. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашуть синии молньи. Задон. К-Б, 549 (XV в. ← XIV в.). И в той часъ прииде еи (Соломонии) в лице и во очеса и во уши, яко нѣкоторыи вихорь велии и явися яко пламен нѣкий синь. Ж. Прок. Ун., 146 (XVII в.). Великий государь нашъ посланника по синему леду съ поминки, что у государя лучитца, пришлетъ. Переп. Мих. Фед., 17 (1619 г.).

Ср. Г. Н. Имедашвили (Четыре солнца вСл. о п. Иг.“. — В кн.:Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 223): „«...два солнца померкоста», «багряная стлъпа погасоста» ... «въ них трепещуть синии млънии» и др. Несомненно, эти и подобные выражения в точности воспроизводят явления парелии и гало, ... совершенно очевидно, что нельзя толковать «синий» в качестве украшающего эпитета, поскольку именно это определение в точности отражает одно звено явлений гало и парелии, и естественно, что автор его отмечает“. В. П. Адрианова-Перетц (Сл. о п. Иг.и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 89): „В памятниках XI—XIII вв. молния «исходит», «падает с небеси», ее блеск передается глаголами «осветить, озарить, светиться»; определение «синий» в памятниках не соединяется со словом «молния». Тюркологи отмечают, что необычное сочетание «синие молнии» аналогично в языке половцев-кыпчаков широкому применению определения «синий» вместо «серый», «зеленый», «голубой»“.
|| Посиневший от кровоподтеков.

Оже придеть кръвавъ муже на дворъ или синь, то видока ему не искати, нъ платити ему продажю 3 гривны. Пр. Рус., 124 (1282 г. ← XII в.). Кто биеть друга дѣревъмь, а будѣте синь, любо кровавъ, полуторы гривны серебра платити ему. Смол. грам. 1229 г., 21.

Синяя рана — синяк, кровоподтек. См.: рана.
Синие очи — о глазах пьяницы.

...и кому скорѣдия и пьря, кому съкрушения вътъще, кому сини очи, не прѣбывающимъ ли въ винѣ, не назирающимъ ли, къде пирове бывають? Сб. Тр. № 12, 14 об. (кон. XII — нач. XIII в.). Не буди винопиица: всяка бо пьяница обнищаеть, и паки и кому лютѣ, кому молва и сваръ, и судии пря, и искушенье вотще, кому сини очи, не пребывающимъ ли в коръчьмѣ? Юр. прол., 53 об. (XIV в.).

3. Черный.

Да елико глубле входять в калъ грѣховныи, валяющеся яко свиния, сини яко сажа бывающе; многи же душа отходяще яко раздранъ платъ, суть же другия отходяще яко трудоваты. Юр. прол., 53 (XIV в.).

|| Темный (о коже).

И егда служаше тъ страшны сии попъ внѣ стояше предъ церковью связанъ ужемь желѣзнымъ нагъ по шию, по руцѣ и по нозѣ, и держаша его два синя изувѣра и страшна. Юр. прол., 212 (XIV в.). 1473: И быша у неи (у царицы) люди черны, а иные сини. Псков. 1 лет., 74 (XVI в.).

Ср. Картотека Псков. обл. слов: Синий — 1) Синий. 2) Темно-синий, фиолетовый. 3) Имеющий синеватый оттенок. 4) Зеленый. 5) Зеленоватый. Грибы растут по сосняком гарянки синие.
Ср. А. М. Панченко (О цвете в древней литературе восточных и южных славян — ТОДРЛ, т. XXIII. М. — Л., 1968, с. 4—5): „Синий и зеленый, а также синий и черный цвета обозначаются одним словом не только у древних, «примитивных», но и у новых народов, когда экспериментальным путем легко устанавливается нормальность цветового зрения. На фарси «к’ябуд» — «зеленый», «голубой», «синий», а также иногда и «черный» (у персидского поэта XII в. Манучери эпитетом «к’ябуд» обозначен цвет траура). Часто в этом случае указывается на древнерусское сравнение «синя как сажа», на сущ. «синьць» — «эфиоп», «дьявол». Ср. в Житии Прокопия Устюжского: «А на шуей стране видех многое множество темныя силы демонов, видением черны и сини». В былинах наряду с обычным «черным вороном» встречаем и такой вариант; «Он увидел на дубу синя ворона». Сюда же следует отнести и «синь порох»“. П. Я. Черных (Очерк русской исторической лексикологии. М., 1956, с. 90—91): „Как уже показывает корень си (срв. сияти), прилагательное синь(ий) получило нынешнее значение (стало обозначать признак синего цвета) не сразу. Первоначальное значение «сияющий», «сверкающий» долго сохранилось в славянских языках, отчасти и до сих пор сохраняется (вспомним «синие молнии» в сербском эпосе; срв. в Слове о полку Игореве)“.
◊ Синего — род. пад. ед. ч. м. р.; синему — дат. пад. ед. ч. Ср. р.; синее — вин. пад. ед. ч. Ср. р.; синѣ — предл. (мест.) пад. ед. ч. ж. р. кр. форма; синѣ — предл. (мест.) пад. ед. ч. Ср.  р. кр. форма; синѣмъ — предл. (мест.) пад. ед. ч. Ср. р.; синіи — им. пад. мн. ч. ж. р.
----- Дополнения -----
Ср. Прийма (Сербскохорватские параллели, с. 75—76): «Авторы многотомного академического словаря сербскохорватского языка полагают, что разнообразие функций слова синий, в том числе и символических, было исторически подготовлено широким распространением его в значении черный, темный, мрачный. „Поскольку, — заявляют они, — темный цвет является символом печали, несчастья, прилагательное синий (синьи, sińi) может быть равнозначно также словам несчастный, бедный, печальный“ (Rječnik hrvatskoga ili srpskoga jezika. ...Dio XV, svezak 63. Zagreb, 1956, str. 43, — примеч. Ф. Я. Приймы). В таком именно значении употребляется это слово в выражениях синьа удовица и синьа кукавица. Последнее получило необычайно широкое распространение в сербскохорватском народно-поэтическом творчестве. ...Прилагательное синьи, как гласит цитированный выше „Речник“ (стр. 43), „может означать то же, что и страшный“; употребляется оно только при существительном гром... ...укажем, что в сербскохорватском языке в народной поэзии есть не только „синьи гром“, но и „синяя молния“...
Таким образом, есть веские основания полагать, что „синии молнии“ Слова о полку Игореве родственны „синему грому“ и „синей молнии“ сербскохорватского фольклора. ...Думается также, что многозначность эпитета „синий“ в старославянском языке и поэзии должна быть учтена и при комментировании фразеологизма „синее вино“ в сне Святослава». Баскаков (Половецкие отблески, с. 18): «Подметил автор „Слова“ и тюркский дальтонизм — неразличение синего, голубого, серого и зеленого оттенков цвета, которые объединены для кыпчака-половчанина в едином цвете, выраженном в слове kök /синии gök ‘синий’. Синим представляется половцу и „Голубой Дон“, и „синее море“, и „серая мгла“, и „зеленое вино“, и „лиловые молнии“. Для половца, а вслед за ним и для автора „Слова“ все кажется синим и „синий Дон“, и „синее море“, и „синее вино“, и „синяя мгла“, и „синии мълнии“.
См. также: М. Ф. Мурьянов. «Синии молнии». — В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти академика Виктора Владимировича Виноградова. Л., 1971, с. 23—28; Прийма. Болгарские параллели, с. 61—62; Баскаков. Еще о тюркизмах «Сл. о п. Иг.», с. 60.

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984

Смотреть что такое "синии" в других словарях:

  • ВАН-МУ ШИЧЖЭ — («посланцы матушки владычицы»), в древнекитайской мифологии служанки Си ван му («владычицы Запада»). В наиболее архаических древних текстах («Шань хай цзин» «Книга гор и морей») это три синие (вариант перевода: зелёные) птицы (цинняо), приносящие …   Энциклопедия мифологии

  • СИНЬ — СИНЬ, синька, синеть и пр. см. синии. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ТРЕПЕТАТЬ — ТРЕПЕТАТЬ, дрожать, трястись, вздрагивать. Жаворонок трепещет на воздухе. Воздух трепещет в зной, маревит, пламенеет, мельтешит, струится, извивается. Трепещут синии молнии, Слово о Пол. Игор. * Сердце трепещет от радости и нетерпения, от страха …   Толковый словарь Даля

  • Бенитес, Рафаэль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бенитес. Рафаэль Бенитес …   Википедия

  • Devil May Cry 3: Dante's Awakening — Devil May Cry 3: Dante’s Awakening Разработчик Capcom Издатель …   Википедия

  • Можжевельник Сарджента — ? Можжевельник Сарджента …   Википедия

  • Можжевельник Саржента — ? Можжевельник Сарджента Научная классификация Царство: Растения Надотдел: Голосеменные Отдел: Хвойные Класс: Хвойные Порядок …   Википедия

  • Devil May Cry 3: Dante\'s Awakening — Devil May Cry 3: Dante’s Awakening Разработчик Capcom Издатель …   Википедия

  • Prince of Persia: The Forgotten Sands — Обложка британского издания игры …   Википедия

  • колоколъ — Колокол колоколъ (1) 1. Колокол: Тому въ Полотьскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша. 36. 1066: Приде Всѣславъ и възя Новъгородъ, съ женами и съ дѣтми; и колоколы съима у святыя Софие. Новг. 1 лет.,… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.