- Кузнецкий металлургический комбинат
-
НКМК Год основания Ключевые фигуры Управляющий директор - Юрьев Алексей Борисович
Тип Расположение Отрасль Продукция железнодорожные рельсы
Веб-сайт Новокузнецкий металлургический комбинат — металлургический комбинат в городе Новокузнецке Кемеровской области. Комбинат образован 5 мая 2003 года на базе производственных мощностей легендарного КМК, более семидесяти лет поставлявшего свою продукцию в разные уголки России и за рубеж.
Контрольный пакет акций предприятия принадлежит российской металлургической компании «Евраз Груп».
Содержание
История
В апреле 1918 года Высший Совет Народного Хозяйства объявил конкурс на «проект создания единой хозяйственной организации, охватывающей область горно-металлургической промышленности Кузнецкого каменно-угольного бассейна.
Во время очередной командировки в Кузнецк М. К. Курако заболел сыпным тифом — одной из самых распространённых болезней начала 20-х гг. Он умер в Кузнецке 8 февраля 1920 года, где и был похоронен на Верхней Колонии.
Строительство КМК ('Кузнецкий металлургический комбинат)
Комбинат создавался в период 1929—1936 гг. недалеко от города Кузнецк.
В конце 20-х годов принимается решение о создании на Востоке СССР второй мощной угольно-металлургической базы, работающей на железных рудах Урала и коксующихся углях Сибири. Осенью 1927 года начался набор рабочих, которым предстояло строительство крупнейшего металлургического завода.
В 1929 году И. П. Бардина вызывают в Москву. Ему поручается техническое руководство строительством Кузнецкого металлургического комбината — первенца промышленного освоения природных богатств Сибири.
Строительство завода началось в короткие зимние дни конца 1929 года, когда столбик ртути в термометре редко поднимался выше 30 градусов мороза. На строительной площадке день и ночь горели костры, отогревая промерзшую землю. Тысячи комсомольцев, прибывших сюда из разных концов страны, рыли траншеи в мерзлом грунте, возводили фундаменты для металлургических печей, создавали гигантские цехи. Бардин был душой этой великой стройки. Его можно было встретить здесь и ранним утром, и глухой ночью, когда работы велись при ярком свете многих сотен прожекторов.
Бардин за время строительства сумел изменить и технические условия проекта. Хорошо зная площадку, он отметил, что расположить цехи можно лучше, чем предлагала американская фирма «Фрейн». Дело в том, что американцы ограничили площадь завода руслом речки Конобенихи. Летом это был ручеек, а весной — свирепая река. Иван Павлович нашел, что, если построить плотину и отвести воду по каналу, площадь завода можно значительно расширить, а цехи его расположить более целесообразнее.
Все это дало возможность значительно увеличить мощность будущего завода. От 400 тысяч тонн чугуна в год она поднялась до 1,5 млн тонн.
Никакие трудности не могли остановить Бардина; наоборот, они вдохновляли его; видимо, практика предыдущих лет вселила в него уверенность, что любые трудности можно и должно преодалевать. Он умел в любой тяжёлый момент сохранить самообладание, ненавидел нытиков, которых тянет на спокойную жизнь.
Стройке, — говорил Бардин, — нужны люди дисциплинированные, самоотверженные, упорные в стремлении к достижению намеченной цели. Главный инженер смело дал разрешение и чертежи для взрывных работ, которые должны были подготовить сооружение фундаментов под домны и мартены.
Строители досрочно заложили все фундаменты основных цехов, кроме прокатного. Такой размах работ, развернувшихся на площадке, был неожиданным для центрального управления, ведавшего строительством. К Бардину из Москвы полетели телеграммы. На каком основании, по кем утверждённому плану производится строительство основных цехов завода? Начальник строительства обращал внимание главного инженера на то, что утверждённого плана ведения работ ещё нет и он, Бардин, не имеет права возводить основные сооружения.
На все телеграммы и запросы Иван Павлович отвечал, что он имеет уже обсуждённый и окончательно утверждённый план, составленный фирмой «Фрейн», и что считает его достаточным основанием для ведения работ.
В конце февраля 1930 года на стройку неожиданно прибыла комиссия, по решению которой руководство стройкой было передано строительной организации «Стальстрой». Стройка замедлила темпы. После упорной борьбы Бардина со строителями решением Высшего Совета Народного Хозяйства за подписью Куйбышева структура «Стальстроя» была ликвидирована. Строителей снова подчинили руководству Кузнецкстроя. Все бразды технического руководства — и проектирование, и технический надзор, и непосредственное руководство организацией и ходом работ — снова перешли к Ивану Павловичу.
Со второй половины 1930 года начало прибывать оборудование, заказанное за границей, — экскаваторы, краны, тракторы, автомашины, передвижные электростанции, станки.
1 мая 1930 года в праздничной обстановке был заложен фундамент доменной печи, а 1 апреля 1932 года в 3 часа 55 минут первая кузнецкая домна была задута. 3 апреля 1932 году был получен первый чугун.
Металл, выданный первой домной, разлили разливочной машиной и отправили в Москву. Участники торжества получили по плитке первого сибирского чугуна.
Газета Кузнецкой стройки тогда писала:
"Слушай, великая пролетарская страна: есть кузнецкий чугун!" Вслед за первой печью через месяц пошла вторая. А вскоре выдал сталь мартен, затем запущен прокатный цех — вошли в строй действующих блюминг и рельсопрокатный стан.
В 1932 году комбинат вступил в строй. Он был построен за 1000 дней. В этом огромная заслуга Ивана Павловича, который сумел мобилизовать людей на преодоление трудностей, связанных со строительством. Восемь лет проработал И. П. Бардин на посту технического директора КМК. За это время было полностью закончено строительство комбината и он стал передовым металлургическим предприятием страны.
В апреле 1932 года И. П. Бардин стал академиком Академии наук СССР.
Деятельность КМК в советские годы
В первое время завод работал плохо. В зиму 1932-33 года замерзали водопроводы, смерзалась в камень руда в бункерах, льдом покрывались пути. Американцы даже предложили остановить на зимние месяцы завод. Но самоотверженность, энтузиазм советских людей сделали то, что зарубежным специалистам казалось неисполнимым. Завод начал набирать темпы, давать стране все больше и больше металла.
К 1936 году Кузнецкий металлургический комбинат был уже на полном ходу. Были освоены и местные угли и местные руды. Домны — главная забота Бардина — работали спокойно. Расширялись рудники, продолжал строиться и завод.
Детищем И. П. Бардина стала центральная заводская лаборатория, в которой он имел свой второй кабинет и проводил в нем еженедельно целый рабочий день.
Также по инициативе И. П. Бардина на КМК был создан технический музей комбината.[1] При научно-техническом музее комбината создан мемориальный музей академика — его домашний кабинет и библиотека, переданные комбинату в дар его женой Л. В. Бардиной.
Особое значение И. П. Бардин придавал технической библиотеке, созданной уже в 1933 году.
Во время 1941—1945 КМК выпускал оборонную продукцию.
9 мая 1985 года в память о героическом вкладе Кузнецкого металлургического комбината в разгром немецко-фашистских войск был торжественно открыт Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов.[2]
Деятельность КМК в 90-х-2000-х гг.
В 2004 году введена в эксплуатацию новая вальцетокарная мастерская, оборудованная современным калибровочным станком немецкой фирмы Herkules.
В 2005 году введена в строй система газоочистки в электросталеплавильном цехе. Данный проект реализован совместно с компаниями Tecoaer (Италия) и Badische Stahl Engineering (Германия).
В феврале 2006 года в головной части рельсобалочного цеха введена в строй нагревательная печь с шагающими балками фирмы Techint.
В 2006 году введена в строй установка по разделению воздуха. Она позволила полностью удовлетворить потребность технологических комплексов комбината в кислороде. Прежде всего — электросталеплавильного цеха.
В январе 2007 году введен в эксплуатацию цех разделения воздуха, который позволил полностью обеспечить комбинат кислородом и азотом собственного производства.
В марте 2008 года начал работу ковшевой вакууматор в ЭСПЦ, ввод в строй которого позволит значительно повысить качество рельсовой стали НКМК.
Производство
- Коксохимическое
- Доменное (22 апреля 2009 года производство переведено в режим консервации, последняя печь №5 остановлена)
- Электросталеплавильное производство (ЭСПЦ1 , ЭСПЦ2)
- Прокатное
Ликвидировано мартеновское производство.В 1990 планировалость построить кислородно-конвертерный цех
В состав НКМК ранее входили аглопредприятия Абагуровская аглофабрика, Мундыбаш, рудники Темиртау, Каз, Шерегеш, строительные компании.
Доля НКМК в отечественном рельсовом производстве составляет около 70 %, а в мировом — порядка 9 %. Согласно исследованиям Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (Москва), ОАО «НКМК» по объемам выпуска рельсовой продукции входит в первую пятерку крупнейших производителей наряду с предприятиями Китая (в городах Аншань, Далянь, Баотоу) и России (Нижний Тагил).[3]
Являясь единственным в стране производителем всей номенклатуры рельсового сортамента и монополистом на рынке трамвайных рельсов, НКМК выступает в качестве генерального поставщика рельсовой продукции для ОАО «Российские железные дороги»
Кроме того, на комбинате выпускается сортовой прокат (круги, лемешная заготовка), заготовка для переката, швеллер, уголок, шары стальные мелющие, лист горячекатаный, чугун передельный и литейный, коксохимическая продукция, трубная заготовка, а также судосталь для нужд речного судостроения.
В зарубеж продукция идет в страны Юго-Восточной Азии, Китай, Монголия, КНДР, страны СНГ и Прибалтики.
Основная рудная база — рудники Темиртау, Каз, Шерегеш, Таштагол.
Руководство КМК
- Бардин, Иван Павлович — главный инженер
- Франкфурт, Семен
- Бутенко, Константин Иванович 1937—1939
- Белан, Роман Васильевич — директор КМК в 1939—1953
- Жеребин, Борис Николаевич 1957
- Кузнецов, Алексей Федорович — директор 1980—1990, 1993—1994
- Браунштейн, Евгений 1995—1997
- Кузнецов, — внешний управляющий
- Юрьев Алексей Борисович — Управляющий директор НКМК
См. также
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.