- Эммануил Ласкер
-
Эмануэль Ласкер Emanuel Lasker 2-й чемпион мира по шахматам Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Эмануэль Ласкер (нем. Emanuel Lasker) — второй в истории шахмат чемпион мира с 1894 по 1921 год, шахматный теоретик и литератор, математик. Работал редактором журнала «Lasker’s Chess Magazine» (1904—1909). Имел степень доктора по математике.
Содержание
Биография
Родился 24 декабря 1868 года в прусском городе Берлинхен (ныне Барлинек, Польша) в семье синагогального кантора. Студентом стал участвовать (с 1888) в турнирах Берлинского шахматного общества, с 1889 — в международных соревнованиях: победитель побочного турнира в Бреслау (ныне Вроцлав) и турнира в Амстердаме. Выиграл матчи у К. Барделебена, Ж. Мизеса, Г. Берда и Б. Энглиша. С 1891 в Англии; в 1892 выиграл двухкруговой турнир в Лондоне, а также матчи у Дж. Блэкберна и Берда. Затем провёл гастроли по США: в 1893 занял 1-е место в турнире американских мастеров в Нью-Йорке и обыграл в матче Дж. Шовальтера.
Воодушевлённый успехами, Ласкер вызвал на матч на первенство мира В. Стейница (1894) и обыграл его с убедительным перевесом. Сначала многие шахматисты того времени не признали нового чемпиона, ссылаясь на пожилой возраст Стейница, но последующие выступления в соревнованиях подтвердили высокий класс игры Ласкера: Гастингс (1895) — 3-е м. (после Г. Пильсбери и М. Чигорина); Петербург (1895—1896) и Нюрнберг (1896) — 1-е; победы в матче-реванше со Стейницем, в Лондонском двухкруговом турнире (1899) и в Париже (1900).
В 1902 году Ласкер познакомился в Берлине с Мартой Кон, урождённой Бамбергер, женой владельца фабрики музыкальных инструментов Эмиля Кона. Эмануэль и Марта сразу прониклись друг к другу симпатией, но Марта не пожелала уйти от мужа, который был серьёзно болен. Лишь в 1911 году, когда Эмиль Кон уже умер, Марта вышла замуж за Ласкера. Они прожили вместе всю жизнь, Марта всюду следовала за мужем, заботилась о нём, постоянно присутствовала на матчах, хотя ничего не понимала в шахматах.
В 1907—1910 выиграл ряд матчей на первенство мира: у Ф. Маршалла, 3. Тарраша, Д. Яновского (дважды); закончил вничью матч с К. Шлехтером. Нужно заметить, что в организации матчей на первенство мира Ласкер был весьма требователен и неуступчив. Он выдвигал к кандидатам массу жёстких, иногда не вполне справедливых, по нынешним представлениям, условий. Так, в матче со Шлехтером он потребовал, чтобы для выигрыша в матче претендент обязательно одержал на две победы больше, чем чемпион. Многие историки видят в этом причину поражения Шлехтера — имея разницу в одно очко в свою пользу, он в последней партии был вынужден играть на выигрыш и, как часто бывает в таких ситуациях, в результате проиграл. Переговоры о матче с Таррашем длились несколько лет и привели к серьёзному ухудшению личных отношений между игроками. Своеобразным рекордом можно считать переговоры Ласкера о матче с Капабланкой — они начались в 1911 году и были завершены только в 1921.
Одним из самых крупных турнирных успехов Ласкера стала победа на Петербургском международном турнире 1914 года, где Ласкер опередил двух будущих чемпионов Хосе Рауля Капабланку и Александра Алехина, а также Рубинштейна, Тарраша, Маршалла, Нимцовича, Блэкберна и других ведущих шахматистов. Примечательно, что после первого тура Ласкер отстал от Капабланки на полтора очка, однако во втором туре, в который вышли пять лидеров турнира, одержал 6 побед при 2 ничьих и вырвал у него первое место. В годы 1-й мировой войны 1914—1918 жил в Берлине; выиграл матч у Тарраша и стал победителем небольшого турнира (4 участника, 2 круга).
Ласкер удерживал звание чемпиона в течение 26 лет 337 дней, что является абсолютным рекордом в истории шахмат. В 1921 году Ласкер проиграл матч на первенство мира X. Р. Капабланке. В матче инициатива с самого начала принадлежала претенденту. Усилия чемпиона ни к чему не привели — он не выиграл ни одной партии и, имея 4 поражения и 11 ничьих, прекратил борьбу.
Несмотря на проигрыш Капабланке, Ласкер продолжал успешные выступления в соревнованиях: Острава (1923) и Нью-Йорк (1924) — 1-е м.; Москва (1925) — 2-е, 1935 — 3-е и 1936 — 6-е; Цюрих (1934) — 5-е; Ноттингем (1936) — 7—8-е м., причём в Нью-Йоркском и обоих Московских турнирах он обошёл своего преемника. Лишь в Ноттингеме, с пятой попытки, когда Ласкеру было 68 лет, Капабланке удалось его опередить.
В 1933 Ласкеры покинули Германию из-за установления там фашистской диктатуры (Ласкер был евреем) и жил в Великобритании, затем в Москве (1935—1937). В 1937 году Ласкеры отправились в США, чтобы повидать родственников, в частности, дочь Марты Лотту. Они провели некоторое время в Чикаго, затем переехали к родственникам жены в Нью-Йорк. Поездка планировалась как временная, все вещи Ласкеров остались в московской квартире, были даже куплены обратные билеты в Москву, но супруги не вернулись в СССР. По официальной версии, Марта в Америке заболела, и врачи категорически запретили ей длительный переезд. Существует мнение, что супруги решили не возвращаться, опасаясь поднявшейся в СССР волны репрессий.
Жизнь Ласкеров в США не была безмятежной, давали о себе знать возраст, болезни, денежные проблемы. Ласкер зарабатывал на жизнь сеансами одновременной игры и лекциями. Так, во время пребывания в Чикаго в 1938 году Ласкер провёл ряд выступлений в недавно открытом местном шахматном клубе, носящем его имя, в том числе два сеанса одновременной игры (с результатами +21-1=5 и +23-0=2), и две консультационные партии, в которых против него играли чикагские мастера (Ласкер выиграл обе). В апреле 1940 года, в возрасте 71 года он принял участие в турнире шахматного клуба имени Маршалла и набрал 10,5 очков (+9 −4 = 3), разделив 5-6-е места. В мае того же года начал показательный матч с Маршаллом, но после второй партии прекратил матч из-за проблем со здоровьем.
В первые дни 1941 года Ласкер тяжело заболел, попал в госпиталь «Маунт-Сайнай» в Нью-Йорке, где и умер 11 января 1941 года.
Творчество
Ласкер был одним из выдающихся шахматистов прошлого. В шахматном творчестве Ласкера органично сочетались логика, высокая техника (особенно эндшпиля) и индивидуальный психологический подход к сопернику. Ласкер изучал различные игры, основанные на расчёте, специально занимался вопросами теории игр. Развивая концепцию Стейница, углубил учение о стратегическом плане, определяющем структуру позиции, взаимодействие фигур, возможности тактического решения возникших в конкретной ситуации задач; сформулировал важнейшие принципы тактической и психологической борьбы, раскрыл содержание шахматной комбинации как главной формы качественного изменения течения шахматной партии. Деятельность Ласкера как шахматиста, педагога, исследователя, мыслителя способствовала развитию шахмат, становлению их как важного элемента человеческой культуры.
С. Тартаковер писал о Ласкере так:
Ласкер — это целый период шахматной истории. Если Греко олицетворял в шахматах фантазию, Филидор — силу, Стаунтон — солидность, Андерсен — размах, Морфи — блеск, Стейниц — глубину, Тарраш — метод, Капабланка — ясность, то Ласкер, несомненно, больше всех других представлял в шахматах философский элемент. …Ласкер, по своей природе и учёный и художник одновременно, является — если искать сжатое определение его знаменательной деятельности — носителем шахматного индивидуализма.
Особенностью игры Ласкера, отличающей его как от предшественника — Стейница, так и от следующего чемпиона мира — Капабланки, был подход к шахматам с учётом психологических особенностей соперника. Хорошо ориентируясь во всех технических элементах шахмат, Ласкер в играх с известными ему соперниками нередко намеренно прибегал к внешне сомнительным манёврам, которые теория считала не лучшими, а иногда признавала и вовсе ошибочными, «устремляя партию прямо к пропасти» (Р. Рети), но при этом создавая положение, неудобное данному конкретному противнику в силу его личных психологических особенностей и присущего ему стиля игры. Таким образом он, даже объективно ухудшая свою позицию, лишал соперников возможности подходить к её оценке стандартно, тем самым заставляя ошибаться и в конечном счёте проигрывать.
Написал популярный «Учебник шахматной игры», выдержавший множество изданий (в том числе на русском языке), а также повесть «Как Виктор стал шахматным мастером».
Математические труды
Область деятельности — коммутативная алгебра. Главное его достижение — теорема Ласкера — Нётер о том, что в коммутативных нётеровых кольцах любой идеал A допускает примарное разложение. В указанном виде доказана Э.Нётер. Ласкер доказал её только для колец многочленов.
Матчи на первенство мира
- 1894 — Эмануэль Ласкер : Вильгельм Стейниц + 10 - 5 = 4
- 1896—1897 — Эмануэль Ласкер : Вильгельм Стейниц + 10 - 2 = 5
- 1907 — Эмануэль Ласкер : Фрэнк Маршалл + 8 - 0 = 7
- 1908 — Эмануэль Ласкер : Зигберт Тарраш + 8 - 3 = 5
- 1909 — Эмануэль Ласкер : Давид Яновский + 7 - 1 = 2
- 1910 — Эмануэль Ласкер : Карл Шлехтер + 1 - 1 = 8
- 1910 — Эмануэль Ласкер : Давид Яновский + 8 - 0 = 3
- 1921 — Эмануэль Ласкер : Хосе Рауль Капабланка + 0 - 4 = 10
Интересные факты
- Вражда между Ласкером и Капабланкой нашла своё отражение в знаменитом романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»:
Приветственные крики потрясли город. Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера поморщился. По мановению руки одноглазого к аэроплану была подана мраморная лестница. Доктор Григорьев сбежал по ней, приветственно размахивая новой шляпой и комментируя на ходу возможную ошибку Капабланки в предстоящем его матче с Алехиным.
Вдруг на горизонте была усмотрена черная точка. Она быстро приближалась и росла, превратившись в большой изумрудный парашют. Как большая редька, висел на парашютном кольце человек с чемоданчиком.
— Это он! — закричал одноглазый. — Ура! Ура! Ура! Я узнаю великого философа-шахматиста, доктора Ласкера. Только он один во всем мире носит такие зеленые носочки.
Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера снова поморщился.
Ласкеру проворно подставили мраморную лестницу, и бодрый экс-чемпион, сдувая с левого рукава пылинку, севшую на него во время полета над Силезией, упал в объятия одноглазого. Одноглазый взял Ласкера за талию, подвел его к чемпиону и сказал:
— Помиритесь! Прошу вас от имени широких васюкинских масс! Помиритесь!
Хозе-Рауль шумно вздохнул и, потрясая руку старого ветерана, сказал:
— Я всегда преклонялся перед вашей идеей перевода слона в испанской партии с b5 на c4.
— Ура! — воскликнул одноглазый. — Просто и убедительно, в стиле чемпиона!
И вся невообразимая толпа подхватила:
— Ура! Виват! Банзай! Просто и убедительно, в стиле чемпиона!!!- Известно, что Эмануэль Ласкер кроме шахмат интересовался и другими логическими играми, в том числе игрой го, которая в начале XX века была завезена в Европу из Японии. Он даже опубликовал несколько статей об этой игре. Его однофамилец (по другим источникам — кузен) Эдвард Ласкер, шахматист, международный шахматный мастер, стал одним из наиболее известных пропагандистов го в Европе и Америке, его считают «отцом американского го» за написание одной из первых книг по этой игре: «Го и гомоку». Эмануэля и Эдварда Ласкеров нередко путают, когда говорят и пишут о развитии го на Западе.
- Рассказывали, что некий американский миллионер, пригласив на обед Ласкера и Мароци, предложил им перед обедом сыграть на ставку партию в «алкогольные шахматы» — фигуры были сделаны в виде стеклянных бутылочек со спиртным, размеры бутылки и вид спиртного определялся силой фигуры. По условиям игры, после взятия фигуры противника игрок обязан выпить всё её содержимое. Ласкер, играя белыми, на третьем ходу отдал ферзя: 1. е4 е5 2. Фh5! Кc6 3. Ф:f7+!! Ферзь представлял собой достаточно внушительную бутылку коньяка; Мароци был вынужден выпить его, захмелел и быстро проиграл.
Книги
- Эм. Ласкер, "Мой матч с Капабланкой", изд. "Наука и школа", 1925 г.
- Эм. Ласкер, "Учебник шахматной игры", 6-е издание, изд. "Физкультура и спорт", 1980 г.
Ссылки
- http://www.64chess.com/Champs/lasker.html
- http://www.oval.ru/enc/39441.html
- 50 шахматных задач, основанных на партиях Ласкера (англ.)
- Статья о Ласкере в «Электронной еврейской энциклопедии»
- Lasker's Chess Magazine (январь 1905)
- Партии в базе Chessgames
Wikimedia Foundation. 2010.