- Лизюков, Александр
-
Александр Ильич Лизюков 26 марта 1900 — 23 июля 1942 Место рождения Гомель, Российская империя
Место смерти см. Место гибели
Принадлежность СССР
Род войск Механизированные войска, Автобронетанковые войска Годы службы 1919—1942 Звание Генерал-майор Командовал 1-я Московская мотострелковая дивизия (1-я гвардейская мотострелковая дивизия), 2-й гвардейский стрелковый корпус, 5-я танковая армия Сражения/войны Гражданская война Награды Лизюко́в Алекса́ндр Ильи́ч (26 марта 1900 года — 25 июля 1942 года) — советский военачальник, Герой Советского Союза (1941), генерал-майор.
Содержание
Биография
Александр Ильич Лизюков родился 26 марта 1900 года в городе Гомеле в семье сельского учителя. Русский. Родной брат Героя Советского Союза Петра Ильича Лизюкова и командира партизанского отряда Евгения Ильича Лизюкова.
В годы Гражданской войны
Окончил 6 классов гимназии в Гомеле в 1918 году. После того как части Красной Армии вошли в город, добровольно вступил в ряды Красной Армии 7 апреля 1919 года. Окончил Смоленские артиллерийские курсы комсостава в Москве в ноябре 1919 года и был назначен в 58-ю стрелковую дивизию 12-й армии Юго-Западного фронта на должность командира артиллерийского взвода. В июле 1920 года получил назначение командиром 11-й маршевой батареи 7-й стрелковой дивизии, а в сентябре 1920 года назначен начальником артиллерии бронепоезда «Коммунар» № 56. Участвовал в боевых действиях по ликвидации белополяков в бывшей Киевской губернии и в подавлении Тамбовского восстания.
В сентябре 1921 года командирован в Ленинград — в Высшую автобронетанковую школу, которую окончил в сентябре 1923 года.
В межвоенный период
С сентября 1923 года — заместитель командира бронепоезда № 12 «Имени Троцкого» 5-й Краснознамённой армии на Дальнем Востоке, затем командовал бронепоездом № 164 и служил на бронепоезде № 24.
В сентябре 1924 года зачислен в Военную академию им. М. В. Фрунзе, которую окончил в июле 1927 года. Писал статьи и брошюры на военно-техническую тематику. Участвовал в выпуске журнала «Красные зори», писал стихи.
По окончанию академии по сентябрь 1928 года преподавал на бронетанковых курсах в Ленинграде (КУКС), затем по декабрь 1929 года — помощник учебной части этих же курсов, преподаватель тактики факультета моторизации и механизации Военно-технической Академии РККА им. Дзержинского.
С декабря 1931 года работал в отделе военно-технической пропаганды технического штаба начальника вооружения РККА заместителем начальника 1-го сектора (редакционного издательства). С января 1933 года — командир 3-го отдельного танкового батальона в бригаде им. К. Б. Калиновского (г. Наро-Фоминск, Московский военный округ).
С июня 1934 года формировал и командовал отдельным тяжёлым танковым полком, а с марта 1936 года в звании полковника — 6-й отдельной тяжёлой танковой бригадой им. С. М. Кирова (Слуцк, Ленинградский военный округ), имевшей на вооружении танки Т-28 и Т-35. Здесь же служил позднее ставший генерал-майором танковых войск В. А. Опарин, который положительно отзывался о деятельности А. И. Лизюкова на этой должности:[1]
Лизюков отдал много сил и формированию бригады, и подготовке кадров танкистов. Можно так выразиться: от его глаз и ушей ничто важное не ускользало… Очень серьёзно Лизюков занимался вождением. Он смело экспериментировал в этом деле, требовал водить танки на больших скоростях, преодолевать лесные зоны, овраги, гористые участки. И какие замечательные механики-водители были воспитаны в нашей части!..
За успехи в боевой подготовке комбриг А. И. Лизюков был награждён орденом Ленина. Осенью 1935 года был направлен во Францию в составе советской делегации военных наблюдателей на манёврах французской армии.
Однако 8 февраля 1938 года был арестован НКВД ЛенВО по обвинению в участии в антисоветском заговоре бывшего начальника Автобронетанкового управления РККА — Халепским И. А. (арестован в 1937 году), исключён из партии и уволен из рядов РККА. На допросах под истязаниями из него были выбиты «добровольные» показания, в частности и о том, что Лизюков «собирался совершить террористический акт в отношении наркома Ворошилова и других руководителей ВКП(б) и советского правительства путём наезда танка на Мавзолей во время одного из парадов». 22 месяца (из них около 17-ти месяцев — в одиночной камере) содержался в тюрьме УГБ НКВД ЛО до 3 декабря 1939 года, когда приговором военного трибунала ЛенВО был оправдан.[2]
В 1940 году А. И. Лизюков был назначен преподавателем Военной академии механизации и моторизации РККА.
В годы Великой Отечественной войны
На второй день после начала Великой Отечественной войны полковник Лизюков А. И. выехал из Москвы на фронт. Прибыв 26 июня 1941 года в белорусский город Борисов, А. И. Лизюков был назначен начальником штаба обороны города (по 8 июля 1941 года). Заместитель командира 36-й танковой дивизии.
Во время Смоленского сражения — комендант переправы через Днепр в районе Соловьёво-Ратчино. Сводный отряд под командованием полковника А. И. Лизюкова успешно оборонял жизненно важные для окружённых 16-й и 20-й армий переправы через Днепр и Березину.
К. К. Рокоссовский писал о А. И. Лизюкове:[3]
Полковник Александр Ильич Лизюков был прекрасным командиром. Он чувствовал себя уверенно в любой, самой сложной обстановке, среди всех неожиданностей, которые то и дело возникали на том ответственном участке, где пришлось действовать его отряду. Смелость Александра Ильича была безгранична, умение маневрировать малыми силами — на высоте. Был момент, когда немцы перехватили горловину мешка в районе переправ через Днепр. Но это продолжалось всего несколько часов. Подразделения Лизюкова отбросили и уничтожили весь вражеский отряд.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» полковнику Лизюкову Александру Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вместе с А. И. Лизюковым в обороне переправ принимал участие его 16-летний сын Юрий, который был удостоен медали «За отвагу».
В августе 1941 года А. И. Лизюков принял командование 1-й Московской мотострелковой дивизией. Части этого соединения держали оборону по реке Вопь северо-восточнее города Ярцево. В начале сентября 1941 года дивизия А. И. Лизюкова оттеснила немцев с восточного берега реки, форсировала эту водную преграду и закрепилась на плацдарме. Дивизия удерживала плацдарм в течение всего сентября и приковала к себе значительные силы противника. За эту стойкость героическое соединение было преобразовано Ставкой в 1-ю гвардейскую мотострелковую дивизию. Из письма А. И. Лизюкова жене от 11 сентября 1941 года:[4]
Несколько последних дней шли ожесточённые бои с фашистами. Надо сказать прямо — попало фашистам здорово. Бои продолжаются.
21 октября 1941 года к Наро-Фоминску подошли части 4-й армии группы армий «Центр» и на следующий день захватили западную часть города. Дальнейшее продвижение на этом участке было остановлено на рубеже реки Нары 1-ой гвардейской мотострелковой дивизией 33-й армии Западного фронта, усиленной 5-й танковой бригадой подполковника М. Г. Сахно.
10 января 1942 года полковнику Лизюкову А. И. присвоено воинское звание генерал-майор, и он назначен командиром 2-го гвардейского стрелкового корпуса, а в июне 1942 года — командующим 5-й танковой армией.
5-ю танковую армию А. И. Лизюкова использовали для контрудара по флангу и тылу группировки немецких войск, наступавших на Воронеж. На усиление 5-й танковой армии Ставка ВГК дополнительно направила с Калининского фронта 7-й танковый корпус П. А. Ротмистрова.
Завершив сосредоточение к югу от Ельца, соединения 5-й танковой армии вступили в бой, выполняя директиву, обязывающую «ударом в общем направлении Землянск, Хохол (35 км юго-западнее Воронежа) перехватить коммуникации танковой группировки противника, прорвавшейся к реке Дон на Воронеж; действиями по тылам этой группы сорвать её переправу через Дон».
Как это обычно происходит при спешно организуемых контрударах, армия А. И. Лизюкова вступила в бой по частям. Первым 6 июля пошёл в бой 7-й танковый корпус, потом 11-й танковый корпус (8 июля) и, наконец, 2-й танковый корпус (10 июля). Корпуса вступали в бой, не имея возможности провести разведку, полностью сосредоточиться. Контрудар 5-й танковой армии строился на изначально неверном предположении о том, что наступающие немецкие танковые корпуса будут далее двигаться через Дон и Воронеж на восток. Такой задачи у них не было: 5 июля армейской группе «Вейхс» было приказано высвобождать подвижные соединения 4-й танковой армии в районе Воронежа и двигать их на юг согласно плану «Блау». Соответственно вместо характерного для наступления растягивающего фланги движения вперёд они остановились перед Доном на плацдарме у Воронежа и заняли оборону перед наступающими советскими войсками.
Что армия А. И. Лизюкова могла в этой ситуации сделать, это максимально задержать смену танковых соединений на пехотные. Такая задача ею была выполнена. 10 июля Гальдер делает в своем дневнике следующую запись:
Северный участок фронта Вейхса снова под ударами противника. Смена 9-й и 11-й танковых дивизий затруднена.
15 июля директивой Ставки ВГК 5-я танковая армия была расформирована, а А. И. Лизюков назначен командиром 2-го танкового корпуса[5].
23 июля 1942 года у А. И. Лизюкова состоялся тяжёлый разговор с командующим оперативной группы, заместителем командующего Брянским фронтом генерал-лейтенантом Н. Е. Чибисовым по поводу 148-й танковой бригады, ушедшей в бой накануне в направлении села Медвежье, и с которой была потеряна связь. По свидетельству корреспондента «Комсомольской правды» А. Кривицкого, в этом разговоре Чибисов публично обвинил А. И. Лизюков в трусости.[6]
Обстоятельства и место гибели
Мемориальная плита на месте последнего боя генерала Лизюкова, близ села ЛебяжьеРазличные источники указывают различные обстоятельства и место смерти храброго генерала.
25 июля 1942 года А. И. Лизюков получил от Чибисова приказ прорваться к окружённой 148-й танковой бригаде. Выполняя приказ, А. И. Лизюков сам сел в танк KB и повёл подразделение в атаку, намереваясь пробить брешь в обороне противника у села Сухая Верейка и вывести бригаду из окружения. По свидетельству единственного выжившего механика-водителя, KB А. И. Лизюкова был подбит, а он сам погиб.[7] Согласно архивным документам генерал-майор Александр Ильич Лизюков погиб в бою 25 июля 1942 года близ села Медвежье Семилукского района Воронежской области[5].
В июле 2008 года близ села Лебяжье в Рамонском районе Воронежской области установлена мемориальная доска с утверждением, что именно на этом месте погиб А. И. Лизюков.
Место захоронения
Согласно архивным документам Александр Ильич захоронен в братской могиле на территории школы села Медвежье[8]. Однако, по словам поисковиков, обелиск в Медвежьем чисто символический и никаких останков под ним не обнаружено[9]. Таким образом, во время войны и после, генерал считался пропавшим без вести, так как его тело не было найдено. В войсках даже ходил миф, что он попал в плен и согласился сотрудничать с фашистами.
В послевоенные годы, родственники (особенно жена) пытались прояснить судьбу Лизюкова, но тщетно. Только в 2008 году журналисты телеканала НТВ инициировали журналистское расследование — к ним в руки попало письмо личного водителя Лизюкова (погиб в 1944 году), где он описывал точное место захоронения Лизюкова, в котором лично принимал участие. Письмо было передано для ознакомления поисковикам, и действительно, в указанной местности (окрестности села Лебяжье, Воронежская область) было найдена братская могила времён войны. Для сравнения анализов ДНК, из Белоруссии был приглашён внучатый племянник Лизюкова — Иван Афанасьев. Несмотря на усилия экспертов, генетический анализ не дал однозначного ответа. Но косвенные причины (компьютерное совмещение найденного черепа и многочисленных прижизненных фотографий генерала) указывают на то, что найденные останки принадлежат именно генералу Лизюкову.[10] Родственники пожелали, чтобы Александра Ильича похоронили в Воронеже, недалеко от места его гибели.[11]
7 мая 2009 года останки А. И. Лизюкова были перезахоронены в Аллее Славы мемориального кладбища Воронежа.[12][13]
Награды
- Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 531
- 2 ордена Ленина
- Медаль «XX лет РККА»
Труды
- «Борьба с бронесилами». М.- Л., 1927.
- «Беседа о танках и борьбе с ними». Брошюра.
- Что надо знать воину Красной Армии о боевых приёмах немцев. -М.: Воениздат НКО СССР, 1942.
Память
- Именем А. И. Лизюкова названа улица в Воронеже.
- В Гомеле именем братьев Лизюковых названа улица.
- На месте последнего боя генерала Лизюкова, близ села Большая Верейка Рамонского района, установлена мемориальная плита с табличкой.[14]
Примечания
- ↑ Жилин В. Герои-танкисты 1941-1942 гг. — Москва: Эксмо, Яуза, 2008. — С. 98. — 576 с. — (Герой Советского Союза). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-29153-3
- ↑ Жилин В. Герои-танкисты 1941-1942 гг. — Москва: Эксмо, Яуза, 2008. — С. 117-121. — 576 с. — (Герой Советского Союза). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-29153-3
- ↑ Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — 5-е издание. — Москва: Воениздат, 1988. — 367 с. — (Военные мемуары). — 250 000 экз. — ISBN 5-203-00489-7
- ↑ Жилин В. Герои-танкисты 1941-1942 гг. — Москва: Эксмо, Яуза, 2008. — С. 110. — 576 с. — (Герой Советского Союза). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-29153-3
- ↑ 1 2 * Коллектив авторов. «Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь» — М.; Жуковский: Кучково поле, 2005. ISBN 5-86090-113-5
- ↑ «Лизюков действовал смело и самотверженно. Единственное, что он требовал от командования фронта, — это авиационного прикрытия: «Прикройте нас с воздуха, и мы следаем всё, что необходимо. Вы не адли мне нанести удар железным кулаком, заставили вводить армию в бой по частям, так хоть теперь сделайте по-моему — дайте авиацию, иначе всё погибнет», говорил он Чибисову. В ответ на это Чибисов и назвал его, без всяких к тому оснований, трусом». Цитата по Жилин В. Герои-танкисты 1941-1942 гг. — Москва: Эксмо, Яуза, 2008. — С. 114. — 576 с. — (Герой Советского Союза). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-29153-3
- ↑ Жилин В. Герои-танкисты 1941-1942 гг. — Москва: Эксмо, Яуза, 2008. — С. 114. — 576 с. — (Герой Советского Союза). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-29153-3
- ↑ Объединённая база данных «Мемориал».
- ↑ Обнаружено захоронение генерала Великой Отечественной войны Александра Лизюкова.
- ↑ НТВ проводит расследование. С.Малозёмов. 11.12.2008.
- ↑ Алексей Пивоваров: «Нам было важно докопаться до правды!» Н.Карцев. Московский Комсомолец. 12.12.2008.
- ↑ В Воронеже сегодня перекроют Московский проспект. (Проверено 7 мая 2009)
- ↑ В Воронеже перезахоронили останки легендарного командарма Александра Лизюкова. (Проверено 7 мая 2009)
- ↑ Под Воронежем увековечили память легендарного командарма Лизюкова
Источники
- Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — 5-е издание. — Москва: Воениздат, 1988. — 367 с. — (Военные мемуары). — 250 000 экз. — ISBN 5-203-00489-7
- Кривицкий А. Ю. Не забуду вовек. — М.: Воениздат, 1964
- Жилин В. Герои-танкисты 1941-1942 гг. — Москва: Эксмо, Яуза, 2008. — С. 95-121. — 576 с. — (Герой Советского Союза). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-29153-3
- Коллектив авторов. «Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь» — М.; Жуковский: Кучково поле, 2005. ISBN 5-86090-113-5
Ссылки
Лизюков, Александр Ильич на сайте «Герои страны»
- Это было в 41-м на Березине. Малоизвестная страница войны. Б.Платонов. «Наука и жизнь». № 7, 2006 год.
- Как погиб и где похоронен генерал Лизюков? Сдвижков И.Ю. Статья из «Военно-исторического архива», №9-10, 2006 г.
Видео
Wikimedia Foundation. 2010.